Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблема профессиональных деструкций.




Профессиональные деструкции - это постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры деят-ти и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности Та и взаимодействии с др-ми участниками этого процесса, а также на развитии самой личности". А.К. Маркова выделяет основные тенденции развития профессиональных деструкций: - отставание, замедление профес-го развития сравнительно с возрастными и социальными нормами; -несформиров-ть профес-ой деят-ти; дезинтеграция проф-го развития, распад профе-го сознания и как следствие - нереалистические цели, ложные смыслы Та, профес-ые конфликты; низкая профес-ая мобильность, неумение приспособиться к новым условиям Та и дезадаптация; рассогласован-ть отдел-х звеньев профес-го развития, когда одна сфера как бы забегает вперед, а другая отстает; свертывание ранее имевшихся профес-х данных, умен-ние профес-х способ-тей, ослабление профес-го мыш-я; искажение профес-го развития, появление ранее отсутствовавших негативных качеств, отклонения от социальных и инд-х норм профес-ного развития, меняющих профиль личности; появление деформаций личности (например, эмоционального истощения и выгорания, а также ущербной профес-ой позиции - особенно в профессиях с выраженной властью и известностью); прекращение профес-го развития из-за профес-ых заболеваний или потери трудоспособности.

Т. о, профес-е деформации нарушают целостность личности; снижают ее адаптивность, устойчивость; отрицательно сказываются на продуктивности деят-ти.

Основные концеПТ уальные положения, важные для анализа развития профессиональных деструкций:

1. Профессиональное развитие - это одновременно и приобретения, и потери (совершенствование и деструкции).

2. Профессиональные деструкции в самом общем виде - это: нарушение уже усвоенных способов деят-ти; но это и изменения, связанные с переходом к последующим стадиям профессионального становления; и изменения, связанные с возрастными изменениями, физическими и нервными истощениями.

3. Преодоление профессиональных деструкций сопровождается психической напряженностью, психологическим дискомфортом, а иногда - и кризисными явлениями (без внутреннего усилия и страдания личностного и профессионального роста не бывает).

4. Деструкции, вызванные многолетним выполнением одной и той же профессиональной деят-ти, порождают профессионально нежелательные качества, изменяют профессиональное поведение ч-ка - это и есть "профессиональные деформации": это - как болезнь, которую вовремя не смогли обнаружить и которая оказалась запущенной; самое страшное, что и сам ч-к незаметно смиряется с этой деструкцией.

5. Любая профессиональная деят-ть уже на стадии освоения, а в дальнейшем при выполнении деформирует личность… многие качества ч-ка остаются невостребованными… По мере профессионализации успешность выполнения деят-ти начинает определяться ансамблем профессионально важных качеств, которые годами "эксплуатируются". Отдельные из них постепенно трансформируются в профессионально нежелательные качества; одновременно исподволь развиваются профессиональные акцентуации - чрезмерно выраженные качества и их сочетания, отрицательно сказывающиеся на деят-ти и поведении спец-та.
6. Многолетнее выполнение профессиональной деят-ти не может постоянно сопровождаться ее совершенствованием… Неизбежны, пусть временные, периоды стабилизации. На начальных стадиях профессионализации эти периоды недолговременны. На последующих стадиях у отдельных спец-тов период стабилизации может продолжаться достаточно долго. В этих случаях уместно говорить о наступлении профессиональной стагнации личности.
7. Сензитивными периодами образования профес-ых деформаций явл-ся кризисы профес-го становления личности. Непродуктивный выход из кризиса искажает профессиональную направленность, способствует возникновению негативной профессиональной позиции, снижает профессиональную активность.

Психологические детерминанты профессиональных деструкций:

1. Основные группы факторов, детерминирующих профессиональные деструкции:

· объективные, связанные с социально-профес-ой средой (социально-экономич-я ситуация, имидж и характер профессии, профес-но-пространственная среда);

· субъективные, обусловленные особенностями личности и характером профессиональных взаимоотношений;

· объективно-субъективные, порождаемые системой и орган-цией профессионального процесса, качеством управления, профессионализмом руководителей.

2.Более конкретные психологические детерминанты профессиональных деструкций:

· неосознаваемые и осознаваемые неудачные мотивы выбора (либо несоответствующие реальности, либо имеющие негативную направленность);

· пусковым механизмом часто становятся деструкции ожидания на стадии вхождения в самостоятельную профессиональную жизнь (первые же неудачи побуждают искать "кардинальные" мет-ы работы;

· образование стереотипов профессионального поведения; с одной стороны, стереотипы придают работе стабильность, помогают в формировании индивидуального стиля Та, но, с другой стороны, они мешают адекватно действовать в нестандартных ситуациях, которых достаточно в любой работе;

· разные формы психологических защит, позволяющих ч-ку снижать степень неопределенности, снижать психическую напряженность - это: рационализации, отрицание, проекция, идентификация, отчуждение;

· эмоциональная напряженность, часто повторяющиеся отрицательные эмоциональные состояния (синдром "эмоционального сгорания");

· на стадии профессионализации (особенно - для социономических профессий) по мере становления индивидуального стиля деят-ти снижается уровень профессиональной активности и возникают условия для стагнации профессионального развития;

· снижение уровня интеллекта с ростом стажа работы, что часто вызвано особенностями нормативной деят-ти, когда многие интеллектуальные способности остаются невостребованными (невостребованные способности быстро угасают);

· индивидуальный "предел" развития работника, который во многом зависит от изначального уровня образования, от психологической насыщенности Та; причинами образования предела может быть неудовлетворенность профессией;

· акцентуации характера (профессиональные акцентуации - это чрезмерное усиление некоторых черт характера, а также отдельных профессионально обусловленных свойств и качеств личности);

· старение работника. Виды старения: а) социально-психологическое старение; б) нравственно-этическое старение; в) профессиональное старение

Уровни профессиональных деструкций:
1. Общепрофессиональные деструкции, типичные для работников данной профессии.
2. Специальные профессиональные деструкции, возникающие в процессе специализации.

3. Профессионально-типологические деструкции, обусловленные наложением индивидуально-психологических особенностей личности на психологическую структуру профессиональной деят-ти. В рез-те - складываются профессионально и личностно обусловленные комплексы: 1) деформации профессиональной направленности личности (искажение мотивов деят-ти, перестройка ценностных ориентаций, пессимизм, скеПТ ическое отношение к нововведениям); 2) деформации, развивающиеся на основе каких-либо способностей: организаторских, коммуникативных, интеллектуальных и т.д. (комплекс превосходства, гипертрофированный уровень притязаний, нарциссизм…); 3) деформации, обусловленные чертами характера (ролевая экспансия, властолюбие, "должностная интервенция", доминантность, индифферентность…). Все это может проявляться в самых разных профессиях.
4. Индивидуальные деформации, обусловленные особенностями работников самых разных профессий, когда отдельные профессионально важные качества, как впрочем, и нежелательные качества, чрезмерно развиваются, что приводит к возникновению сверхкачеств или акцентуаций.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...