Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос № 31. Психологические проблемы соц-трудовой реабилитации реадаптации больных и инвалидов. Труд как лечебное средство




Профессиональная реабилитация осуществляется как возвращение больного ч-ка (или инвалида) к общественно значимому Ту с использованием специальных реабилитационных мероприятий. При профессиональных заболеваниях, как подчеркивают спец-ты, большое значение имеют Товая и медицинская реабилитация, целью которых является восстановление здоровья пострадавшего в рез-те болезни до возможного оПТ имума в физиологическом, психологическом и профессиональном (Товом) отношении. В реабилитацию больного входят: раннее и своевременное выявление начальных форм как профессиональных, так и непрофессиональных заболеваний, назначение обоснованной терапии; временное или постоянное рациональное Тоустройство больного или полное освобождение его на определенный период от Товой деят-ти, учитывая функциональные возможности, профессию, возраст, желание больного; Тотерапия, профессиональная реабилитация как обучение (переквалификацию) инвалида, заболевшего ч-ка профессиям и видам Та, которые он может выполнять без ущерба для здоровья. Описывают виды реабилитации: медицинскую реабилитацию (лечение плюс Тотерапия), профессиональную реабилитацию (обучение и переучивание, переквалификацию), социально-Товую реабилитацию (Товое устройство ч-ка), психологическую реабилитацию (восстановление желания работать).

Системная реабилитация направлена не только на восстановление Товых функций ч-ка, но и – главное – на восстановление сохранности целостной активной личности, то есть на психологическую реабилитацию. Нельзя упрощать реабилитацию и сводить ее лишь к восстановлению отдельных функций или Тоустройству инвалида. В ходе реабилитации важно не только избавить больного ч-ка от его недугов, но и изменить к ним отношение как самого больного, так и окружающих лиц. «Важно не столько прибавить годы к жизни, сколько жизнь к годам». Реабилитация направлена на реинтеграцию ч-ка в обществе, восстановление (сохранение) личного, социального, профессионального статуса больного ч-ка. Эти проблемы не могут быть решены в отрыве от окружающей среды, прежде всего, социальной и профессиональной. Поэтому реабилитация включает ресоциализацию и репрофессионализацию. При этом обращается внимание на восстановление адекватной Товой направленности, Товой установки, то есть смысловой соотнесенности главных мотивов личности с Товыми действиями, операциями. При нарушениях Товой направленности отсутствует внутреннее целеполагание, смысловая связь мотивов Титься и Товых действий. При нарушениях профессиональной направленности уменьшается стремление восстанавливать или развивать свои профессиональные возможности. Задачей социально-Товой реабилитации является восстановление Тоспособности и работоспособности, а задачей профессиональной реабилитации становится восстановление профессионализма. В ходе социально-Товой реабилитации восстанавливается желание работать, а в ходе профессиональной реабилитации, по мысли тех же авторов, происходит возвращение имевшихся ранее утраченных навыков, профессионального статуса.

Подчеркивается целесообразность первичной реабилитации (восстановление Товой направленности, внутренней мотивации к Ту, Товых навыков, овладение приемами саморегуляции, психотерапия Том) и вторичной реабилитации (восстановление профессиональной мотивации, профессиональных навыков, использование опыта прежней профессиональной деят-ти с дозированным увеличением профессиональных нагрузок). Наряду со специально организованной Товой и профессиональной реабилитацией происходит и «стихийная» реабилитация, благоприятное влияние социального и профессионального окружения. Важно общение ч-ка с людьми, имеющими позитивную Товую направленность. Вс е этапы Товой и профессиональной реабилитации опираются на социальную и психологическую реабилитацию, восстановление и сохранение личности больного ч-ка, его адекватной самооценки, желания соТничать с окружающими. В целом психологическая реабилитационная помощь может иметь этапы: профилактика, диагностика, психологическая коррекция, вторичная профилактика, реабилитация. Показателем успешной Товой и профессиональной реабилитации является восстановление мотивационной направленности, целостности личности ч-ка как субъекта Та, утраченных Товых и профессиональных навыков, отсутствие дискомфорта. Подчеркивается, что реабилитационная работа должна начаться как можно раньше, сразу после начала профессионального заболевания, пока не зафиксировались патологические варианты стабилизации жизнедеят-ти. В случае, если профессиональное заболевание становится хроническим, у ч-ка складывается новый патологический стереотип вместо прежних сохранных жизненных и профессиональных привычек. Поэтому важна активная ранняя реабилитация с акцентом на личность больного ч-ка и возвращение его к Товой и профессиональной направленности. Особенно важна социальная защита и реабилитация по отношению к тем людям позднего возраста, которые выработали свой Товой ресурс, и к людям, оказавшимся лишними на рынке Та. В процессах компенсации и реабилитации велика роль активности личности самого ч-ка, его стремление идти навстречу тем восстановительным мероприятиям, процедурам, которые ему предлагаются.

Труд как лечебное средство при восстановлении нарушенных психических функций при ранениях, а также при психических заболеваниях.

В годы ВОВ наиболее эффективным способом восстановления двигательных функций оказалась трудотерапия (в этой области работали Геллерштейн, Леонтьев А.Н., Запорожец, С.Я. Рубинштейн и др.)

Восстановительный процесс и способы приспособления зависят от поставленной перед человеком задачи и потребности в ее разрешении. Основой восстановления психической функции является ее функционирование. При возникновении целевой установки формируется двигательная установка, что повышает мышечный тонус еще до начала выполнения действия.

Двигательный аппарат объединяет функции восприятия и осуществления действия. Благодаря восприятию устанавливаются препятствия на пути к разрешению задачи и производится коррекция движений (по принципу рефлекторного кольца Бернштейна)

Целевое действие отличается от нецелевого тем, что человеку заранее в форме образа дан результат работы. Восприятие и оценка разницы между наличным результатом и требуемым конечным мобилизует дополнительное волевое усилие субъекта, создает мотив для устранения этой разницы. Т.о. по принципу сенсорных коррекций и строится движение.

Принцип сенсорных коррекций и «закон эффекта» или закон обратной связи (сведения о достигнутых результатах в предыдущих упражнениях ускоряют процесс образования навыка) объясняют эффективность трудотерапии по сравнению с использованием движений, в которых цель аморфна, беспредметна (например, ЛФК).

Роль психолога в трудотерапии состоит в:

Специальном подборе трудовых действий

Специальном подборе инструментария

Построении индивидуализированной программы терапии с целью предупреждения неэффективных компенсаций

Оценке процесса восстановления

Психологической консультации по выбору или смене профессии с учетом дефекта

Трудовые действия и инструментарий подбираются с учетом характера повреждения. В ходе восстановительного процесса действия усложняются с целью формирования наиболее благоприятных для восстановления движений.

Орудие труда создает принудительную рабочую позицию и диктует необходимость определенных движений. Логика конструкции инструмента определяет структуру трудового процесса. Через это можно воздействовать на восстановительный процесс.

Эффективность трудотерапии в годы ВОВ была около 80 %

Сейчас используется гораздо меньше. Реабилитация военнослужащих в основном направлена на нормализацию эмоциональной, мотивационной сферы личности. Используются методы психотерапии, техники ауторелаксации, методы снятия симптомов ПТСР

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...