Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Работоспособность как один из критериев психического здоровья. Способность к труду при аномалиях развития личности.




Мясищев. Группы нарушений трудоспособности, требующие особых коррекционных воздействий:

Органические поражения мозга. Пр: олигофрения. Трудоспособность ограничивается дефектом познавательной сферы, границами обобщений, ограниченностью интеллектуальных операций.

Психопатии, невропатии.

Дефекты органов чувств (слепота, глухота, их сочетания – слухота). Трудоспособность ограничивается в разной степени в зависимости от возраста возникновения дефекта.

Социальная и педагогическая запущенность. Трудоспособность таких детей обусловлена несформированностью положительного отношения к труду, отсутствием общетрудовых навыков, непосредственным способом удовлетворения потребностей. Вспомним Макаренко, ведь он доказал, что это можно скорректировать.

Трудотерапия при психопатологии.

«Труд как фактор развития и восстановления» (Геллерштейн). Уровни социально-трудовой реадаптации психически больных:

Профессиональная реадаптация: возврат к прежней профессии, когда коллеги «дефект не замечают».

Производственная реадаптация: возврат к труду, но при снижении квалификации.

Специализированно-производственная реадаптация.

Лечебно-производственная реадаптация.

Внутрисемейная реадаптация: выполнение домашних обязанностей.

Внутрибольничная реадаптация: при глубоких дефектах психики.

Терапия занятостью – с 1930-х гг. Почему трудотерапия помогает? Геллерштейн: важные признаки трудотерапии, влияющие на восстановление активности больных:

Соответствие человеческим потребностям

Целевой характер деятельности

Мощное воздействие упражнения

Мобилизация активности, внимания и т.д.

Необходимость приложения усилия, напряжения

Широкие возможности компенсации

Преодоление трудностей и препятствий, возможность регулирования их дозировки

Включение в жизненно полезный ритм

Результативность, предпосылки организации обратной связи

Благодатное поле для отвлечения, переключения, смены установки

Рождение положительных эмоций – чувства удовлетворения, полноценности и др.

Коллективный характер труда.

Трудотерапия:

Абсолютно противопоказана: острые болезненные состояния, патология сознания, кататония и проч.

Временно противопоказана: активное медикаментозное лечение, выраженные депрессивные и астенические состояния; негативизм к труду.

При трудотерапии надо ориентироваться на доступные больному виды труда и его ЗБР. Для этого используется особая модификация профессиографии (Геллерштейн). Принципы использования трудотерапии:

Труд больных должен быть результативным и больной должен видеть результаты своей деятельности.

Необходим индивидуальный учёт выработки (?) больных

Трудотерапия при конкретных видах психопатологии:

Галлюцинаторный синдром. Активное включение больных в труд → ослабевание галлюцинаций. Но: труд должен быть напряженным. Активным, мало поддающимся автоматизации. Механизм лечебного действия труда: подавление патологической доминанты + создание новой трудовой доминанты. Больные страдают не столько от самих глюков, сколько от поглощенности психики этими переживаниями; этот самый активный труд уменьшает такую поглощенность, наполняя психическую жизнь больного новым здоровым содержанием.

Депрессивные состояния. Больным важно отвлечься от тягостных переживаний, дать надежду на выздоровление, создать доминанту для отвлечения от тревожных мыслей. Труд должен быть исключительно индивидуальным, позволяющим оценивать продуктивность и чередовать различные формы работы. Эта работа должна опираться на привычные навыки, важно показать больному его полноценность, пригодность к осмысленной, полезной деятельности.

Двигательная заторможенность. Партнером по работе может быть лишь больной, незначительно превосходящий по активности, либо инструктор по труду. Метод рабочих проб: инструктор некоторое время работает с больным на спаренной работе, выделяет свойственный больному ритм, темп движений, стиль его работы, характерные недостатки и др.

Олигофрения. Если у этих больных есть интерес к труду, то они ничем не отличаются от здоровых (по экспериментальным данным). По собственному опыту: у умственно отсталых (болезнь Дауна) хорошо развита моторная память и исполнительность (они очень старательные); кроме того, они очень эмоциональны и эмпатийны. Вывод: умственно отсталые могут работать в качестве младшего медперсонала.

Вопрос № 32, 33.Конфликт как особый вид взаимод-я субъектов организации, возникнов-е, проявление и разновид-ти к-в. Причины и этапы протекания к-в, ф-ции к-в, механизмы разреш-я и использования к-в в менеджменте

В настоящий момент существует самостоятельная отрасль психологии труда, изучающая трудовой конфликт как составляющий элемент групповой динамики. Под конфликтом понимается столкновение интересов индивида с индивидом, группой, обществом. На уровне индивид-индивид конфликт обычно основывается на несоответствии индивидуальных психологических "карт" восприятия действительности, конкуренции за определенную цель; на уровне индивид-группа конфликт зачастую основывается на индивидуальных качествах личности, малой профессиональной адаптивности индивида, слабых коммуникативных связях или несоответствии профессиональной подготовки; на уровне индивид-общество по большей части индивид вносит противоправный элемент в трудовую деятельность (в том числе и нарушение норм и ценностей данного профессионального сообщества).

В то же время конфликт является неотъемлемой частью трудового процесса и показывает уровень группового развития и закономерности совместной деятельности.

На данный момент конфликтология (наука о конфликтах) предлагает пути выхода из конфликтных ситуаций, модели решения конфликтов, тренинги по повышению уровня толерантности и коммуникативных способностей, что существенно повышает качество условий труда и потенциальные возможности реализации каждого субъекта трудового процесса.

Под психологической напряженностью понимается психическое состояние, отражающее повышенный уровень тревожности, отсутствие психологического комфорта в определенных условиях труда и, с другой стороны, готовность действовать. Факторами могут выступать переход в новый коллектив, трудовые конфликты, личностные проблемы индивида. Имеет сильное влияние на эффективность деятельности, качество труда и работоспособность в целом. Виды конфликта:

1) внутриличностный - несоответствие внутренних ожиданий и притязаний должностным обязанностям или статусу работника;

2) межличностный - несоответствие норм, правил и ценностей двух работников, либо конкуренция работников с одинаковыми показателями по какому-либо вопросу;

3) между работником и коллективом - несоответствие норм, правил и ценностей работника нормам и ценностям коллектива или организации;

4) межгрупповой - конфликт между двумя и более группами из-за конкуренции, различных норм, ценностей, правил поведения и личностных характеристик членов группы;

5) между организацией и коллективом - обычно происходит из-за несоответствия требований к работникам и оплаты труда за выполняемые работы либо неприятия политики руководства по какому-либо вопросу.

Стадии конфликта

Существует несколько стадий конфликта:

1) латентная - стадия формирования недовольства по какому-либо вопросу, накопления негативных моментов по отношению к определенному человеку или группе людей;

2) острая - "взрыв" негативных эмоций, активное выяснение отношений, негативное восприятие человека или группы, также как и результатов их труда. Обычно в данной стадии прибегают к вмешательству вышестоящих органов как арбитров в данной ситуации;

3) затухающая - стадия разрешения конфликта, снижение "накала" ситуации, поиск вариантов разрешения конфликта либо искусственное разрешение конфликта, возможно формирование хронического конфликта.

В конфликте можно выделить несколько периодов, включающих в себя этапы.

Первый период, латентный, включает в себя следующие этапы:

1) осознание объективной проблемной ситуации, когда реальность воспринимается как проблема, существует необходимость;

2) возникновение объективной проблемной ситуации. Конфликт зарождается путем определения объективной проблемной ситуации. Суть такой ситуации заключается в том, что возникают противоречия между субъектами, так как еще нет конфликтных действий и противоречий, и именно поэтому такую ситуацию принято называть проблемной;

3) понимание того, что конфликтная ситуация не всегда может возникнуть из-за противодействия сторон;

4) предконфликтная ситуация. Конфликтная ситуация, как правило, воспринимается как спокойствие и безопасность одной стороны конфликта и небезопасность другой.

Второй период, открытый:

1) инцидент, когда столкновение сторон только начинает набирать свои обороты и при этом происходит попытка силой доказать свою правоту;

2) эскалация - при данной ситуации возникает повышение интенсивности противостояния сторон. Эскалацию можно характеризовать некоторыми признаками: рост эмоциональной напряженности, переход от аргументов к претензиям и личным выпадам, расширение границ конфликта и т. д.;

3) сбалансированное противоречие, когда стороны противоречия продолжают конфликтовать, однако при этом интенсивность борьбы снижается и стороны осознают бессмысленность конфликта;

4) завершение конфликта. Заключается в том, что конфликтующие стороны ищут решение конфликта и прекращают конфликтовать по любым причинам.

Третий период, послеконфликтный:

1) в данном периоде частично нормализуются отношения, но негативные эмоции еще не исчезли;

2) наступает полная нормализация отношений, сторонами осознается важность взаимного сотрудничества.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...