Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос № 13. Трудовой пост в организации и его компоненты




Товой пост - это не то, что можно "очертить конкретно"..., - это "многомерное, разно- и многопризнаковое системное образование, основными составляющими которого являются:

*цели, представление о рез-те Та; *заданный предмет Та; *система средств Та;

*система профессиональных служебных обязанностей; *система прав работника;

Основные составляющие трудового поста:

- заданные цели, представления о результате труда

- заданный предмет (исходный материал - возможно, вещь, ситуация неопределенности, любая система: биологическая, техническая или неживая природная, социальная, знаковая, понятийная, художественно - эстетическая)

- система средств труда (в зависимости от предмета они существенно различны)

- система профессиональных служебных обязанностей (заданных трудовых функций)

- система прав работника (на справедливую и своевременную оплату труда, безопасные для здоровья и жизни условия работы и другие в соответствии с существующим трудовым законодательством)

- производственная среда (предметные. информационные, социальные условия труда)

Например, рабочее место почтальона определяется не его конкретным местом (стол и стул) в конкретном помещении, а целой системой разнообразных условий, обеспечивающих выполнение его основных обязанностей (а не просто "отсиживание" на конкретном стуле и, по сути, имитацию работы). Такое понимание "Тового поста", возможно, поможет многим работникам, особенно творческих профессий, проще отвечать на несправедливые упреки начальства в том, что их "не видно на рабочем месте"…
Рабочее место является подсистемой трудового поста. Рабочее место — это неделимое в организационном отношении (в данных конкретных условиях) звено производственного процесса, обслуживаемое одним или несколькими рабочими, предназначенное для выполнения одной или нескольких производственных или обслуживающих операций, оснащённое соответствующим оборудованием и технологической оснасткой.

В ходе реализации профессиональных функций (или выполнения обязанностей), субъект не всегда находится на рабочем месте.

Рабочее место, в свою очередь, в некоторых случаях может перемещаться в физическом пространстве.

Для орган-ции работы психолога Та важно выделить главный принцип его деят-ти, который отражен в "золотом правиле психологии Та" производственная среда (предметные и социальные условия Та).

"Золотое правило" - это правило орган-ции взаимосоответствия элементов системы: "ч-к - предмет Та - средства Та - среда" (если, например, вводятся новые требования к ч-ку-работнику, то это необходимо компенсировать в других элементах эргатической системы)

Вопрос № 14,15. Понятия «профессия», «профессиограмма» и «психограмма»,схема прфессиографирования. Психограмма как составная составная часть профессиограммы и как модель индив-личностных качеств профессионала

Е.А. Климов выделил следующие значения употребления понятия "профессия":

· область приложения сил ч-ка (как субъекта Та);

· общность людей-профессионалов;

· подготовленность ч-ка, позволяющая выполнять определенную работу;

· деят-ть, сам процесс реализации Товых функций.

Позднее Е.А. Климов выделяет более конкретные аспекты понятия "профессия":
1. Профессия как общность людей, занимающихся близкими проблемами и ведущих примерно одинаковый образ жизни (известно, что профессия все-таки накладывает свой "отпечаток" на всю жизнь ч-ка).
2. Профессия как область приложения сил связана с выделением (и уточнением) самого объекта и предмета профессиональной деят-ти психолога. Здесь также решается вопрос, в каких сферах жизнедеят-ти ч-к может реализовать себя как профессионал.

3. Профессия как деят-ть и область проявл-я личности.
4. Профессия как исторически развивающаяся система.

5. Профессия как реальность, творчески формируемая самим субъектом Та. Это означает, что даже культурно-историческая ситуация (эпоха) не является тотально доминирующей, поскольку многое зависит от конкретных спец-тов. Именно они должны сами определять место своей профессии (и свою личную "миссию") в общественной системе, а не просто выполнять работу "по инструкции". Именно благодаря конкретным спец-там данная наука и данная практическая сфера развиваются. Можно выделить следующие основные характеристики профессии:

· это ограниченный вид Товой деят-ти (вследствие исторического разделения Та);

· это общественно-полезная деят-ть.

· это деят-ть, предполагающая специальную подготовку.

· это деят-ть, выполняемая за определенное вознаграждение (моральное и материальное), дающее ч-ку возможность не только удовлетворять свои насущные потребности, но и являющееся условием его всестороннего развития (сейчас в качестве такого вознаграждения выступают в основном деньги);

· это деят-ть, дающая ч-ку определенный социальный и общественный статус (чем ч-к занимается, дело ч-ка, его работа - это его главная "визитная карточка");

Наконец, можно вспомнить определение профессии, данное еще в 1913 г. С.М. Богословским: "Профессия - есть деят-ть, и деят-ть такая, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию", но при условии, что эта деят-ть "…признается за профессию личным самосознанием данного лица". Последнее обстоятельство позволяет понять самую главную психологическую характеристику профессии - отношение конкретного работника к данной работе как к своей "профессии". Заметим, что данное понимание профессии было предложено С.М. Богословским задолго до Э. Фромма, который позже рассуждал об "отчужденном характере", когда ч-к не воспринимает свою работу как личностно значимую.

Все это позволяет совершенно по-новому анализировать профессиональную деят-ть с собственно психологических позиций. Например, даже если работник работает хорошо и им вполне довольно начальство, в психологическом плане у него могут возникать серьезные проблемы, когда он ненавидит то, что делает и т.п.

Профессиограмма это – научно обоснованные нормы и требования профессии к видам проф-ой деят-ти и качествам личности спец-та, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника. Профессиограмма – это обобщенная эталонная модель успешного спец-та в данной области, хотя иногда отмечается, что в профессиограмме надо учитывать и варианты выполнения профессиональной деят-ти на «среднем» уровне. Из профессиограммы ч-к получает сведения об объективном содержании Та, о психологических качествах, требуемых от ч-ка. Вместе с тем профессиограмма – это не жесткая стандартная схема, а гибкая ориентировочная основа развития спец-та. Профессиограмма должна/не сковывать индивидуальное творческое развитие спец-та, а лишь давать ориентиры объективных требований профессии к ч-ку. Профессиограмма может меняться по мере изменения профессии, поэтому обращаться к профессиограмме необходимо так или иначе в течение всей профессиональной жизни как спец-ту психологу, так и каждому работающему ч-ку для того, чтобы осуществлять коррекцию психологических качеств с учетом современных требований профессии.

В схему профессиограммы входят: описание внешней картины Та, Тового поведения (фотография рабочего дня, хронометраж, временная динамика производственной активности, рабочее место, типичные ошибки и др.) и внутренняя картина Та (реакции личности, ее интегральные образования – направленность, способности, структуры научения и опыт, характер, темперамент, а также психические состояния – интеллектуальные, эмоциональные, процессы – воля, внимание, память, мышление и психомоторика).

В целом профессиограмма должна отвечать следующим требованиям:

– четко выделять предмет и основные рез-ты Та (на что направлены главные усилия ч-ка в Те);

– подчеркивать направленность каждого Та в конечном счете на благо конкретного ч-ка (гуманистический челове-коцентризм): все, в том числе технические профессии должны, хотя и в опосредованной форме, облегчать жизнь конкретного ч-ка;– выделять не отдельные компоненты и стороны профессии, а описывать ее целостно в системе характеристик, особо подчеркивая при этом стержневые, приоритетные, ядерные составляющие и отличая их от производных, второстепенных, вспомогательных;– показывать возможные линии развития ч-ка средствами профессии, динамику психических новообразований в ходе Та, из которых ч-к может выбрать направления роста с учетом своей индивидуальности;– показывать перспективы изменения в самой профессии (каким может быть спец-т завтрашнего дня, ближайшего будущего);– иметь направленность на решение практических задач (профессиональное обучение, профотбор, рационализацию новых видов Та и др.);– описывать необходимые некомпенсируемые психологические профессиональные качества, а также психологические Свойства ч-ка, которые хотя и отсутствуют у него, но могут быть компенсированы,

Психограмма (описание ч-ка Та в профессии).

Психологические качества, желательные для эффективного выполнения профессиональной деят-ти, общения, для профессионального роста, преодоления экстремальных ситуаций в Те. Сюда относятся:

– характеристики мотивационной, волевой, эмоциональной сферы спец-та:

1. Мотивы, цели, задачи, потребности, интересы, отношения, ценностные ориентации ч-ка, психологические позиции.2. Профессиональные притязания, профессиональная самооценка, самоосознание себя как профессионала.3. Эмоции, психические состояния, эмоциональный облик.4. Удовлетворенность ч-ка Том, его процессом и рез-том.– характеристики операциональной сферы спец-та:

5. Психологические знания о Те, о профессии.6. Психологические действия, способы, приемы, умения, техники, психотехнологии (в их влиянии на себя и на других людей).7. Профессиональные способности, профессиональная обучаемость, открытость к профессиональному росту.8. Профессиональное мышление, в том числе творческость, возможность обогатить опыт профессии. 9. Профессиональное саморазвитие, умение проектировать и реализовать планы своего профессионального роста.10. Психологические противопоказания (то есть психические качества, абсолютно или относительно несовместимые с профессией), а также качества, отсутствие которых может бьиь компенсировано. Желательно определение противопоказаний в мотивационной и операциональной сфере.11. Линии профессионального роста и линии распада профессиональной деят-ти и личности спец-та, пути их реабилитации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...