Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Для построения сбалансированного плана обычно




Для построения сбалансированного плана обычно

используется латинский квадрат.

План 11. Сбалансированные планы

Результаты измерений по столбцам и строкам

сравнимы между собой при помощи t-критерия Стъюдента

и F-критерия Фишера.

При изучении больших популяции для дифференцированного

экспериментального воздействия (при относительно

полном контроле эксперимента) применяется

процедура рандомизированного распределения

испытуемых по группам эксперимента. Экспериментальное

воздействие осуществляется на одной выборке,

которая подвергается и итоговому тестированию.

Такой тип эксперимента зачастую осуществляется в

социологических исследованиях. Преимущество его

(даже над планами 4, 5, 6 — «истинных» экспериментов)

заключается в высокой внешней валидности и возможности

распространения результатов, так как итоговое

тестирование производится на респондентах, не

обремененных определенными лабораторными условностями,

не привязанных местом и временем экспериментальной

ситуации, возможностью формирования

*3нак (X) указывает, что экспериментальное воздействие на

данную выборку не осуществлялось.

План 13 сходен с планом 10 за исключением того,

что предварительное и итоговое тестирование проводятся

на разных лицах, благодаря чему исключается

возможное взаимодействие тестирования и X. Сохраняется

опасность принятия за эффект X частной

тенденции для конкретной экспериментальной группы,

фактически не связанной с воздействием (X), которую

можно устранить, увеличивая число вовлекаемых в исследование

социальных единиц (план 13а).

2. 4. 2. 5. План 14. Множественные серии замеров

В схеме 14 экспериментальная и контрольная

группы неэквивалентны. Имеет место выигрыш в достоверности

результатов по сравнению с планами 7 и 10

ввиду неоднократного тестирования. Эффект эксперимента

измеряется дважды: путем сравнения данных

экспериментальной и контрольной групп и сравнения

измерений до и после воздействия X. Это наиболее

лучший план квазиэксперимента из доступных в практике

психолого-педагогического исследования.

Вывод.

Наличие экспериментальной и контрольной выборок

в квазиэксперименте значительно повышает его ва-

лидность. Даже если эти выборки не эквивалентны,

они все же позволяют сделать более конкретные выводы

о воздействии НЗП, что приближает их к «истинным

» экспериментальным схемам. В данной ситуации

контролю подвергаются основные источники внутренней

и внешней невалидности. Большой проблемой все

же остается внешняя валидность, то есть возможность

распространения результатов эксперимента на генеральную

совокупность. Возможности контроля факторов

невалидности показаны в таблице 2. 6.

2. 4. 3. Планы 15-16. «Лоскутные» планы. Корреляционные

планы. Планы «ех post facto». Валидность.

2. 4. 3. 1. План 15. Реккурентный институциональный

цикл («лоскутные планы»).

План 15 иногда именуется не планом квазиэксперимента,

а планом анализа данных.

Данный тип квазиэксперимента представляет собой

нагромождение отдельных исследований на раз-

Контрольная группа для класса

На первой выборке (А) проводится итоговое обследование

после воздействия X. Вторая выборка (В)

делится (R) на подгруппы, которые обследуются по

схемам:

1) «предварительное обследование» — «воздействие

» — «итоговое обследование»;

2) «воздействие» — «итоговое обследование».

Третья выборка (С) обследуется до воздействия.

Причем обследование выборок проводится в разное

время, компенсируя воздействие фона и естественного

развития.

Основное превосходство плана 15 заключается в

том, что эффект воздействия неоднократно проверяется

в различных условиях и на разнообразных выборках.

Возможность контроля факторов невалидности демонстрируется

в табл. 2. 9. Схема принятия решения по

подтверждению эффекта X:

•Контрольная группа для классов В и С формируется из

генеральной совокупности.

ных выборках. План 15 имеет место в ситуации, когда

нет возможности проводить истинный эксперимент на

одной выборке с контролем основных параметров.

План 15 является наиболее оптимальным вариантом

квазиэксперимента, который в наибольшей степени

приближается к истинному эксперименту. Данный квазиэксперимент

имеет следующую схему:

Примером квазиэксперимента по плану 15 могут

служить фрагменты эксперимента, проведенного в

1988-1991 гг. в Московском СВУ (табл. 2. 7).

Таблица 2. 7. Экспериментальные данные

всех сериях. Подтверждение гипотезы о возможности

измерения обучаемости при помощи тестов САД и

TAX осуществлялось при соблюдении условия отсутствия

значимых различий между измерениями (при

оптимальной корреляции с внешним критерием =

= 0, 65, р < 0, 05), то есть эмпирического доказательства

при различных условиях эксперимента относительного

равенства

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...