Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В результате эксперимента выявлены значимые




В результате эксперимента выявлены значимые

различия по t-критерию Стьюдента между парами выборок

А, В и С, D на уровне р < 0, 05. Сделан вывод о

том, что критерии теста САД применимы для оценки

обучаемости только выборок А и В. Для оценки обучаемости

при помощи теста САД для иных групп необходимо

изменять нормативы теста и стимульный материал.

План, в котором нарушение непрерывности регрессии

выступает как признак экспериментального эффекта,

получил название (по Д. Кэмпбеллу) план 16.

Его особенность — то, что в результате регрессионного

анализа данных до воздействия НЗП получено уравнение

регрессии показателей к «теоретической кривой

» или «прямой» (в случае линейной регрессии).

После воздействия НЗП тестовые показатели регрессируют

к кривой (прямой) иного вида. Изменение вида

регрессии эмпирических переменных (ЗП) после воздействия

НЗП и есть эффект экспериментального воздействия.

Видимо, план 16 можно отнести к планам с

особенностями регистрации экспериментального эффекта

подобно корреляционным планам и т. п.

2. 4. 3. 2. Корреляционные планы

К корреляционным планам относят планы 3, 10 и

14. Основное отличие корреляционных планов заключается

в выявлении корреляций двух переменных(Ы),

подтверждающих гипотезу. Нулевая корреляция сни-

жает правдоподобие гипотезы. При высокой корреляции

оно возрастает, ибо гипотеза избежала опровержения.

Не всегда корреляция определяет наличие каузального

закона, но каузальный закон обязательно указывает

на наличие корреляции. Корреляционная связь

между переменными может быть значимой (г) или незначимой.

Значимость коэффициента корреляции определяется

при помощи соответствующего критерия:

где: t — t-критерий Стъюдента; R — коэффициент

корреляции; N — количество обследуемых.

В литературе по экспериментальной психологии

зачастую корреляционные связи истолковываются в

пользу каузальной зависимости, и правдоподобные

конкурентные гипотезы остаются вне поля зрения. Результаты

эксперимента истолковываются в одном (выгодном)

направлении. Обратное воздействие остается

«за бортом» интерпретации. В ситуации, когда руководитель

влияет на сотрудника — сотрудник влияет на

руководителя, обычно исследователь в интерпретации

выбирает первое.

Корреляционное исследование — наиболее распространенное

в психологии форма эксперимента.

Теория корреляционного исследования основана на

представлениях о мерах корреляционных связей между

переменными, разработанных К. Пирсоном.

Корреляционное исследование заключается в выдвижении

исследователями гипотезы о наличии и

характере связи НЗП и ЗП. Причем управляемое воздействие

на объект отсутствует. Исследуется (констатируется)

связь между двумя (или более) переменными

(психические процессы, состояния, качества, характерологические

черты, свойства и т. д. ).

Наличие связи между переменными ничего не говорит

о причинно-следственных связях между ними, а

только позволяет выдвинуть такую гипотезу.

поведения и т. д. Возможность контроля источников невалидности

демонстрируется в табл. 2. 9.

Вывод.

«Истинные» экспериментальные планы (4-6), о которых

шла речь в п. 2. 3. предполагают контроль всех

(или большинства) источников невалидности эксперимента.

Планы так называемых «квазиэкспериментов»

(см. п. 2. 4), как и «доэкспериментов» (см. п. 2. 1), являются

планами своеобразной подготовки к эксперименту

или планами действий психологов-исследователей

по адаптации эксперимента к реальной жизненной ситуации.

В практике психолога, работающего в учреждении

или на предприятии, до- и квазиэкспериментальная работа

занимает основное место. В реальной деятельности

психолога-практика нет условий и времени для

проведения «истинного» классического ксперимента.

Заказчик «не поймет», о чем говорит психолог, когда

речь зайдет о проведении классического эксперимента.

Сжатые сроки и необходимость высокого качества

психологической работы — вот, что требуется «заказчику

».

Классическая экспериментальная работа в большинстве

случаях пригодна для условий НИИ и ВУЗов.

Суметь соединить вузовскую прикладную психологическую

науку с реальной практикой — главная задача

психолога-практика. Степень этого умения сопоставима

с его творческими способностями и талантом.

Многие авторы [1, 9, 10, 11, 23]* указывают на необходимость

проявления «смелости» в проведении экспериментальной

работы, которая заключается в том,

чтобы оптимально выбирать схему эксперимента в зависимости

от внутренних условий, по возможности

нейтрализуя при этом влияние источников невалидности.

Поэтому изучение схем (планов) экспериментов не

должно сводиться к зазубриванию готовых формул, но

есть усвоение возможных направлений в построении и

организации свободной, творческой экспериментальной

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...