Таким образом, выбор экспериментального плана
работы. Таким образом, выбор экспериментального плана (схемы эксперимента) в ходе исследований, осуществляется исходя из реальных условий. Для проведения психологического исследования возможно использование любого плана эксперимента при максимальном контроле факторов, влияющих на его валидность. 2. 5. Проведение эксперимента 2. 5. 1. Организация эксперимента. Организация экспериментального исследования строится в соответствии с определенным алгоритмом, который схематично изображен на рис. 2. 6. Экспериментальное исследование предполагает реализацию психологом следующих этапов работы: формулировка рабочей гипотезы; выбор средств экспериментального воздействия и регистрации ЗП; планирование эксперимента; формирование экспериментальной выборки и обобщение и интерпретация результатов. Подробнее этапы экспериментальной работы разобраны ниже. Этапы проведения эксперимента 1. Формулировка гипотезы 1. 1. Определение темы (предмета) исследования (первичная постановка проблемы). 1. 2. Работа с информационными источниками (научная литература, отчеты, доклады, статьи, фильмы и т. д. ). 1. 3. Уточнение гипотезы и определение экспериментальных переменных. 2. Выбор экспериментального инструментария 2. 1. Разработка инструментария для управления НЗП (X). 2. 2. Разработка инструментария для управления ЗП (О). 2. 3. Определение методов статистической обработки
данных и интерпретации результатов исследования. 3. Планирование эксперимента 3. 1. Выбор экспериментального плана. 3. 2. Выявление внешних переменных (ВшП), кото- рые могут влиять на ЗП. 4. Формирование экспериментальной выборки 4. 1. Определение популяции (генеральная совокупность). 4. 2. Формирование репрезентативной выборки (участники эксперимента). 5. Организация эксперимента 5. 1. Подготовка: помещение, материал (бланки, компьютер и т. д. ), оборудование, опыты отладки эксперимента ( 5 - 1 0 человек), уточнение инструкции (до И слов). 5. 2. Инструктирование и мотивирование испытуемых: знание возможностей, которые могут использовать испытуемые (отгулы, денежное вознаграждение и т. д. ), предварительная проверка понимания инструкции (3-5 человек), общее инструктирование об организации и правилах проведения эксперимента. 5. 3. Собственно процесс эксперимента: испытуемые должны отдохнуть, быть здоровыми, иметь желание участвовать в эксперименте; наличие ассистента (по необходимости); регистрация дополнительных поведенческих и эмоциональных реакций испытуемых в ходе эксперимента; постэкспериментальное интервью; выражение благодарности испытуемым за участие в эксперименте. 6. Интерпретация результатов, выводы, публикация результатов (доклад на научной конференции, статьи в научных журналах, издание монографий, учебных пособий, отчет о НИР и т. д. )[10]. 2S0 •Оптимальное количество экспертов. 2. 5. 2. Накопление и обработка информации в ходе эксперимента.
Информация о личности может быть получена из трех принципиально различных источников. Данные из этих источников обозначаются (по Р. Кэттеллу) как «L», «Q» и «Т» — данные [26]. «L» — данные (от «life record data») — данные, полученные путем регистрации реального поведения человека в повседневной жизни. При исследовании личности применяют метод изучения документов — характеристик испытуемого, где изучается его жизнедеятельность, описанная экспертами за определенные периоды жизни. Формализовано «L» — данные получаются методом экспертной оценки признаков поведения, элементов деятельности или черт личности испытуемого по определенным критериям. Эти данные используются в качестве внешнего критерия для валидизации психологического измерения. Экспертная оценка связана с необходимостью разрешения многих проблем, в частности проблемы надежности экспертизы (влияние личностных отношений — «эффект ореола »), которая разрешается путем привлечения к экспертизе нескольких (10)* независимых экспертов. Оценка (ранжирование) одного признака по группе испытуемых, через день-два — другого признака и т. д. Оценка черт должна производиться в терминах наблюдаемого поведения; эксперт должен наблюдать испытуемого продолжительный период времени в различных ситуациях и т. д. «Q» — данные (от «Questionnaire data») — данные, полученные в результате измерения психологических признаков при помощи тестов, опросников и методик самооценок. Слабой стороной тестовых измерений является инструментальная погрешность, которая может носить познавательный (недостаток самопознания) или мотивационный характер (дисимуляция — социальная желательность ответов; агравация и симуляция — подчеркивание своих дефектов; могут носить как сознательный, так и неосознанный характер). «Т» — данные (от «objective test data») — данные объективных тестов, полученные в результате измерения
поведения без обращения к самооценкам или
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|