Подробнее организация психологического исследования
Подробнее организация психологического исследования изложена в первом разделе. 2. 6. Обобщение и интеріфетация результатов эксперимента 2. 6. 1. Методы анализа и интерпретации экспериментальных результатов Анализ показателей может осуществляться при помощи количественных и качественных методов. Количественные (естественнонаучные) методы — статистический анализ данных: эмпирические показатели анализируются при помощи статистических методов. Выбор статистических методов обработки и анализа данных осуществляется, исходя из того, в какой шкале измерялись экспериментальные переменные. К количественным методам анализа и интерпретации данных относятся следующие: 1. Дисперсионный анализ. Выявляет насколько изменение дисперсии ЗП соотносится с изменением НЗП, то есть указывает ту качественную переменную, которая вызывает изменения ЗП (f-критерий Фишера, t-критерий Стъюдента). 2. Корреляционный анализ. Выявляет связь и направление изменений ЗП и НЗП. 3. Факторный анализ. Выявляет влияние факторов (совокупности коррелирующих между собой НЗП) на ЗП. Фактор может формироваться при помощи уравнения линейной регрессии. 4. Регрессионный анализ. Выявление связи нескольких ЗП в единый фактор, отражающий влияние НЗП на объект. По интенсивности влияния (связи) НЗП на ЗП в уравнении расставлены переменные в регрессионном уравнении. Осуществляется
прогноз развития фактора, который имеет 5. Кластерный анализ. Выявляет связь или степень подобия поведенческих реакций различных объектов по «подобию» их переменных (характеристик). Соединяются по определенным статистическим критериям различные «сходные » объекты (испытуемые) в один класс (группу, кластер и т. д. ). Качественные методы: изучение опыта, биографический метод, анализ результатов (продуктов) деятельности, психоанализ, физиогномика, графология, самонаблюдение (интроспекция) и т. д. Например, герменевтический метод (по В. Дильтею) — конструирование «модели» психики другого человека в своей субъективной реальности. Естественнонаучные методы и герменевтический метод имеют свою «разрешающую мощность», то есть * Геометрическая интерпретация корреляции и регрессии дана в [23]. тенденцию снижения через определенный промежуток времени. Линейная регрессия: определение профпригодности* способность метода выявлять закономерности проявления и развития исследуемой реальности и применяются на соответствующем уровне развития психического. Причем, чем выше этот уровень, тем ниже «мощность» естественнонаучных методов и выше «мощность» герменевтического метода [9; 10]. 2. 6. 2. Анализ хода и результатов эксперимента Учебная или научная экспериментальная работа в психологии составляет основу деятельности практического психолога. Поэтому усвоение основных структурных элементов ее проведения формирует костяк знаний исследователя. Эксперимент по своей структуре
является сложной организационной системой. Сложность его состоит не в проведении тестирования или организационных премудростях, а в умении адекватно интерпретировать полученные эмпирические данные, обеспечить надежный контроль фактов, влияющих на валидность экспериментальной работы. Обучение слушателей адекватному применению экспериментального метода должно основываться как на знании теоретических исследовательских проблем, так и на умении практического их разрешения в рамках учебного плана. Для примера в пп. 2. 6. 2. 1. — 2. 6. 2. 3 приведены результаты реальных контрольных работ (учебных исследований), проведенных слушателями Военного университета в 1998 г. (редакция автора-составителя). 2. 6. 2. 1. Контрольная работа по экспериментальной психологии на тему: «Влияние процесса обучения на уровень самокритичности»* Гипотеза исследования была сформулирована исходя из предположения о том, что при определенном *Епихин СВ., Козлов СЛ., Кутании В. Н. — М.: ВУ, 1998. воздействии на группу с завышенной самокритичностью, показатели одних и тех же тестов изменятся, самокритичность снизится, люди станут более уверенными в себе, спокойными, уравновешенными, снизятся депрессивные состояния. Характеристика выборки: — по образованию: высшее — 62. 5%, среднее техническое — 18. 7%, среднее специальное — 18. 7%; — по полу: мужчины — 81. 3%, женщины — 18. 7%; — по возрасту: от 20 до 25 лет — 31. 25%, от 25 до 35 лет — 37. 5%, от 35 до 45 лет — 31. 25%. Схема (план) эксперимента: доэксперименталь- ный план 2 — где — процедура тестирования до процесса обучения; — процедура тестирования после процесса обучения; X — учебный процесс. Ход эксперимента: С группой руководителей в количестве 16 человек были проведены занятия по повышению их профессиональной квалификации. Перед обучением группа была протестирована с целью выявить уровень «самоуверенности и самокритичности
» при помощи методики рисуночных фрустраций
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|