2. Объем и место дисциплины в структуре образовательной программы
2. Объем и место дисциплины в структуре образовательной программы
«Юридическая психология» входит в базовую часть блока Б1. В. ДВ. 02. 02и осваивается на 3 курсе в 5 семестре по очной форме обучения, на 5 курсе по заочной форме обучения. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 академических часа /54 астрономических часа) Освоение дисциплины опирается на объем теоретических знаний в области истории, истории отечественного государства и права, истории государства и права зарубежных стран, а также на ранее приобретенные знания, умения и навыки. Дисциплина реализуется после изучения следующих дисциплин: Б1. Б. 04 Профессиональная этика и служебный этикет; Б1. Б. 08 Психология; Б1. Б. 23 Уголовное право; Б1. Б17 Гражданское право; Б1. В. 02 История правовых учений. Количество академических часов, выделенных на контактную работу с преподавателем (по видам учебных занятий): на очной форме обучения – 32 часа (16 часов – лекции, 16 часов – практические/семинарские занятия) и на самостоятельную работу обучающихся - 40 часов; на заочной форме обучения - 6 часов (2 часа – лекции, 4 часа – практические/семинарские занятия) и на самостоятельную работу обучающихся – 62 часа, на контроль – 4 часа. Форма промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом – экзамен
3. Содержание и структура дисциплины 3. 1. Структура дисциплины Таблица 1.
Примечание: * – при применении электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в соответствии с учебным планом. ** – формы текущего контроля успеваемости: опрос (О), тестирование (Т), эссе (Э), решение задач и выполнение заданий (ПЗ), доклады (Д) 3. 2. Содержание дисциплины Тема 1. Характеристика юридической психологии как науки Юридическая психология в системе научного познания. Предмет, задачи юридической психологии. Взаимосвязь юридической психологии с другими науками в правовой практике. Структура и принципы юридической психологии. История и современное состояние зарубежной и отечественной юридической психологии. Предыстория мировой юридической психологии в античные времена. Зарождение зарубежной юридической психологии. Применение психологических знаний в отечественном судопроизводстве (вторая половина XIX в. ) Отечественные юридико-психологические исследования в первой половине XX в. Современное состояние зарубежной и отечественной юридической психологии. Методы юридической психологии. Классификация методов. Метод наблюдения. Метод беседы. Метод изучения документов и продуктов деятельности. Анкетный метод. Биографический метод. Метод независимых характеристик. Метод тестирования. Метод экспертных оценок. Анализ материалов гражданского, административного или уголовного дела. Правомерность применения и значение методов юридической психологии. Тема 2. Психологические феномены и их проявления в правоприменительной деятельности Познавательные психические процессы, их значение в деятельности юриста. Личность как объект психологического познания. Проблема личности в сфере права и деятельности юридических органов. Личностная регуляция поведения, ее психолого-правовая оценка. Мотивы, потребности, цели как средство регуляции поведения, понятие эффективного целеобразования. Установка как неосознаваемый механизм регуляции поведения. Роль эмоций в регуляции поведения. Психологическая характеристика эмоциональных состояний стресса, аффекта, фрустрации. Воля и психологическая характеристика волевых действий. Волевые качества личности, условия и пути их развития.
Морально-психологические качества юриста: морально-психологические знания и убеждения, навыки, умения и привычки, установки и ценностные ориентации. Самосознание личности (идентичность, самооценка, уровень притязаний, образ «Я», Я-концепция, самоотношение) и его правовая оценка. Психологическая характеристика индивидуальных различий. Психологическая характеристика темперамента и характера: понятие, средства диагностики, степень выраженности. Экстраверсия и интроверсия как базисные черты характера. Акцентуации характера и их основные типы: истерический, аффективный, неустойчивый, ригидный гипертимный, гипотимный, астенический, эпитимный тревожно-мнительный. Роль деятельности, среды и наследственности в формировании способностей. Психологическая характеристика общения. Деловое общение. Содержания и психологические особенности ведения переговорного процесса. причины и психологические основы предупреждения и разрешения конфликтов в профессиональной деятельности. Тема 3. Психологические аспекты гражданско-правового регулирования Государственное правовое регулирование, как фактор создания правового государства. Психологические аспекты государственного правового регулирования в контексте национальной безопасности. Этика и психология взаимоотношений в разных сферах социальных и политических, межэтнических отношений в современной России. Деятельность юриста в пространстве государственных правовых отношений. Психологические характеристика деятельности юриста. Психологические аспекты этики и психологии правоприменительной деятельности. Психологическое содержание представлений о морали и нормативной этике. Тема 4. Проблемы правовой психологии. Психология несовершеннолетних правонарушителей
Понятие правовой психологии и социализации личности. Основные механизмы правовой социализации личности. Структура правосознания. Условия эффективности функционирования правовых норм. Проблемы правовой социализации подростков и меры предупреждения преступности. Дефекты правовой социализации детей и подростков в семье, в школе, в среде общения Психология несовершеннолетних правонарушителей. Состояние и психологические причины преступности несовершеннолетних. Психологические особенности несовершеннолетнего правонарушителя. Роль психической травмы детства в формировании личности несовершеннолетнего правонарушителя. Психологические проблемы несовершеннолетних с делинкветным поведением. Социально-психологическая характеристика формирования преступного поведения несовершеннолетних в группах.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|