Тема 8. Вопросы пенитенциарной психологии
Тема 8. Вопросы пенитенциарной психологии Понятие пенитенциарной психологии. Предмет и задачи пенитенциарной психологии. Психологические проблемы наказания и исправления преступников. Отношение осужденных к наказанию и его последствия. Сущность и содержание исправления осужденных. Динамика психических состояний осужденных. Психологическое изучение и коррекция личности осужденного. Статусно-групповая категоризация в среде осужденных. Методы исследования эффективности деятельности пенитенциарных учреждений в процессе ресоциализации осужденных. Психологическая характеристика сотрудника исправительного учреждения. Психологические требования к личности персонала пенитенциарных учреждений. Личность осужденного к моменту освобождения. Проблемы социально-психологической адаптации освобожденного к условиям жизни на свободе и способы ее решения.
4. Материалы текущего контроля успеваемости и фонд оценочных средств промежуточной аттестации по дисциплине 4. 1. Формы и методы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации 4. 1. 1. В ходе реализации дисциплины Б1. В. ДВ. 02. 02 «Юридическая психология» используются следующие методы текущего контроля успеваемости обучающихся: – при проведении занятий лекционного типа: § опросы, § доклады. – при проведении занятий семинарского типа: § опрос, § доклады, § тестирование; § практические задания § Ээсе 4. 1. 2. Промежуточная аттестация проводится в форме: экзамен. Экзамен проводится с применением следующих методов (средств): метод устного ответа на вопросы билета и дальнейшей беседы по дисциплине, а также устное решение ситуационных задач.
4. 2 Материалы текущего контроля успеваемости Примерные оценочные материалы по теме 1. Характеристика юридической психологии как науки Вопросы для обсуждения: 1. Предмет, задачи и принципы юридической психологии. 2. Методы юридической психологии. 3. История развития юридической психологии. 4. Этика и психология правоприменительной деятельности. Вопросы для собеседования 1. Что изучает юридическая психология? 2. Что является предметом юридической психологии? 3. Каковы принципы и задачи юридической психологии? 4. Каковы методы исследования юридической психологии? 5. Какие общественные предпосылки обусловили возникновение юридической психологии как самостоятельной отрасли психологических знаний? 6. Каковы основные этапы развития юридической психологии в Западной Европе и России? 7. Каковы связи юридической психологии с другими науками? Практические задания 1. В «Рабочей тетради» составить таблицу (см. ниже) «Методы юридической психологии», выделив их слабые и сильные стороны. Дополнительно ответьте на вопросы: Какие методы разрабатывались в юридической психологии и используются для изучения личности преступников? К каким нетрадиционным методам прибегает сегодня юридическая психология в определении мотивов преступления и способов его свершения? Практические задачи. ** 1. 1 ** Исследователь, стремясь собрать как можно больше информации по конкретному лицу, меняет свой привычный образ жизни и деятельности, подстраивая ее под деятельность подозреваемого. Для проверки своей гипотезы и ответа на главный вопрос – действительно ли этот человек причастен к совершению преступления, – ему потребовалось собрать информацию о его манерах поведения, о некоторых личностных характеристиках и о связях с другими лицами. Дожидаясь проявления предполагаемых качеств, исследователю потребовалось не только много времени, но и терпения.
Вопрос: Назовите метод и его разновидность. … ** 1. 2 ** Этот метод широко используется в практике психологического исследования, в данном случае применяется в судебной психологии. Этот метод отличается от других тем, что он стандартизирован, его процедура выверена, включает в себя вопросы, по ответам на которые судят о психологических качествах личности. Его результаты представляются в количественных и качественных характеристиках. Получение необходимых данных и обобщение результатов осуществляется только психологом. Вопрос: Назовите метод и его достоинства по сравнению с другими методиками... ** 1. 3 ** Исследователь изучал, как выполнено трудовое задание, какие навыки у испытуемого имеются, какие способности он может проявить. Вопрос: Назовите метод, и обоснуйте, в какой области юридической психологии он может использоваться и с какой целью. … ** 1. 4 ** Следователь собирает информацию о правонарушителе. В качестве экспертов он использует ближайшее окружение субъекта – лиц, хорошо знающих подозреваемого. Особенностью этого метода является выявление количественных проявлений свойств личности объекта изучения и его поведенческих реакций. К обобщению зафиксированных результатов может привлекаться психолог. … Вопрос: Что это за метод, и каковы его возможности? … **1. 5 ** Метод, в основе которого лежит изучение текстового или аудиального материала (аудиозапись, статьи, выступления, письма, заметки, материалы интервьюирования). Вопрос: Что это за метод, и в каких целях он может быть использован? ** 1. 6 ** Следователь предлагает допрашиваемому поиграть в игру, цель которой воспринимается подозреваемым как снятие напряжения во время допроса. Правила игры – быстрый ответ на вопрос одним словом, какое первым приходит в голову? Вопрос: Как называется этот метод и какова его истинная цель? Какие механизмы психики задействуются во время этой игры? Кто предложил этот метод?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|