Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Реорганизация Церкви. Иаков Барадей




 

Как уже было упомянуто выше, сирийское монофизитство в VI в. находилось в упадке. Лишь несколько монофизитских епископов не были посажены в тюрьму, а Феодосии, монофизитский епископ Алек­сандрийский, формально находясь в заключении в Дерконе, под по­кровительством императрицы Феодоры стремился к возрождению Си­рийской монофизитской Патриархии. Однако возродить ее удалось лишь Иакову Барадею (род. в начале VI в.), который принял монаше­ство в Константинополе и позднее действовал как организатор Сирий­ской Церкви, путешествуя по стране во власянице (греч. τσάντζαλα 'лохмотья'), откуда и получил у греков именование Цанзалос.

Следует отметить, что сирийским монофизитам, пытавшимся удер­жать свои позиции, благоприятствовали следующие события на Восто­ке. Эмир Гассанидов Арефа, предводитель одного из арабских племен, осевших на границе с Аравийской пустыней, в интересах Византии разделял точку зрения монофизитов. Он обратился к императору Юстиниану I с просьбой разрешить посвящение двух монофизитских епи­скопов для этой области. При содействии императрицы Феодоры, во епископа Эдесского и Восточного был рукоположен Иаков Барадей, а во епископа Востроносого и Южного — Феодор[61]. Иаков сразу же взял­ся за реорганизацию своей Церкви, проповедуя, крестя, рукополагая и восстанавливая церкви. Около сорока лет бродил он по Сирии и Егип­ту, сотрудничая с коптскими монофизитами, был во Фракии и на ост­ровах Архипелага. В пределах империи он совершал свое дело скрытно, чтобы избежать внимания властей и епископов-мелкитов, но зато в Амиде (Диарбекир), в Эдессе и Иераполе (Мабуг) на Тигре он действо­вал весьма активно, потому что здесь было основное средоточие моно­физитов. Своих сотрудников монахов Конона и Евгения он направил в Египет для рукоположения во епископский сан. Считают, что он руко­положил десятки епископов и тысячи священников и диаконов.

Перейдя персидскую границу, он действовал в Тагрите на Тигре, к юго-востоку от Мосула (Тур-Абдин), где находились монастыри и ски­ты, которые он использовал как школы для подготовки отличавшихся своим рвением в проповеди странствующих монахов. Руководство пер­сидскими миссионерами он поручил Ахудеммеху, которого рукополо­жил во епископа Тагритского (559); пламенный энтузиазм последнего сумел обратить к вере даже членов царской семьи. За обращение в христианство одного из сыновей Хосроя I Ахудеммех был брошен в тюрьму, где и скончался. Его дело после смерти Хосроя I (579) продолжали Камисо, потом Самуил и наконец Маруфа, под руководством которых монахи-миссионеры, не останавливаясь ни перед какими пре­пятствиями, достигли "Врат Сасанидов", обратив в монофизитство множество несториан, Гавриила Шингара, врача Хосроя II (590—628), и даже супругу царя Ширин.

Монофизиты дошли в этот период до гор Демавенд (к северу от Тегерана), где некогда основанный монастырь Бейе Абе сыграл потом известную роль в деле подготовки церковных мужей, возглавивших си­рийских монофизитов. В Персии была основана митрополия, нахо­дившаяся в юрисдикции Антиохийского патриарха. Яковитский патриарх Афанасий I (595—631) перенес митрополичью кафедру из монасты­ря Map Маттай в Тагрит. А митрополит Маруфа, который уже управлял яковитской Церковью в Персии при помощи двенадцати хорепископов, уже стал носить титул Мафриана ('плодовитый').

Сам Иаков Барадей не стал патриархом, однако после Севира, скончавшегося в изгнании (538), в качестве преемника рукоположил Сергия, епископа Телласского (543-546), и египетского монаха Павла, с которых собственно и начинается преемственность монофизитских Антиохийских патриархов. Таким образом, Севир Антиохийский стал первым духовным вождем сирийских монофизитов, в то время как Иаков Барадей укрепил и окончательно отделил от остальной Церкви сирийское монофизитство. Иаков Барадей умер в 578 г., оставив после себя несколько писем.

 

Монофелитство

 

Начало VII века ознаменовалось усилением Ирана. За несколько лет (604—607) персы захватили Месопотамию, взяли Дамаск (613), Иеруса­лим (614), Египет (619). В 615 г. они стояли у Константинополя, наво­дя ужас на окрестное население.

В этот период монофизитская Церковь уже занимает прочное поло­жение в пределах Сирии, потому что прежние преследования со сторо­ны Византийской империи прекратились. После победы Ираклия над персами (627) предпринимаются попытки примирить православных с монофизитами путем принятия так называемого умеренного монофизитства, то есть монофелитства и моноэнергизма, который сначала имел успех среди сирийских монофизитов. Согласно этому учению, во Христе имелась одна воля и одно действие. Яковитский патриарх Ан­тиохийский Афанасий (596—630) и Кир, митрополит Фасидский в Кол­хиде, впоследствии патриарх Александрийский (630—643) поддержали Гонория и Константинопольского патриарха Сергия I (610—638), пы­тавшихся осуществить догматический союз с сирийскими яковитами путем введения монофелитского "Изложения". Однако Иерусалимский патриарх Софроний (634-638) выступил против предложенного согла­шения. Осудили монофелитство преподобный Максим Исповедник, а также папы Иоанн IV (640-642), Феодор I (641-649) и Мартин I (649-655), который на Латеранском соборе осудил и "Изложение" Ираклия, и "Типос" Констанция II (641-668). Наконец, VI Вселенский собор (680) при императоре Константине Погонате окончательно осудил мо­нофелитство.

С тех пор монофелиты исчезли, за исключением тех немногих, ко­торые образовали в северном и среднем Ливане отдельную группиров­ку, получившую название Маронитской Церкви, поскольку ее духов­ным центром сначала был монастырь святого Марона[62]. Благодаря своей замкнутости они выдержали натиск арабов, затем в 1182 г. всту­пили в контакт с крестоносцами, в результате чего на правах унии при­соединились к Риму. Эта связь поддерживалась и после падения госу­дарства крестоносцев. В 1445 г. они формально подчинились папе. В средние века они испытывали всякие затруднения, особенно в связи с выборами патриарха. В 1584 г. в Риме для них был открыт "Маронитский колледж", где велась подготовка священнослужителей и большая работа среди маронитских ученых богословов в области восточной и западной церковной истории. После восстания друзов (1860) значи­тельная часть маронитов эмигрировала в Америку. На Ближнем Восто­ке осталось 250000 маронитов во главе с маронитским патриархом Антиохийским и всего Востока, которому подчиняются семь архиеписко­пов и два епископа; он избирается самими маронитами, а утверждается папой. Попытка римского папы лишить их этого преимущества (1955) едва не кончилась разрывом унии с Римом. С XVIII столетия Церковь имеет два монашеских ордена, духовенство и белое, и черное. С 1966 г. в Детройте имеется кафедра маронитского епископа (США). На Кипре проживает около 4000 маронитов, поддерживающих связь со своей Церковью в Ливане[63].

 

Арабское господство

 

В 636 г. арабы разбили войска императора Ираклия в битве на р. Ярмук, взяли Дамаск, а затем и Иерусалим, продолжая двигаться широким фронтом на запад от Армении до африканского континента.

Яковиты благожелательно приняли арабское вторжение, с одной сто­роны по причине враждебного своего отношения к византийцам, а с другой — по причине терпимого обращения арабов с христианами на первых порах. Однако впоследствии монофизиты, как и православные, претерпевали страшные гонения, а внутрицерковные распри еще более усугубляли бедственное положение Яковитской Церкви, которая всеми силами стремилась сохранить преемство епископов этого малого и не­мощного стада. Следует, между прочим, отметить, что каноническая пре­емственность яковитских епископов Иерусалима начинается с митропо­лита Игнатия I, которого рукоположили, чтобы защитить яковитскую паству от латинского влияния. Сегодня этот епископ носит титул мафриана, являясь преемником изгнанного из Персии главы монофизитов.

На смену династии Омейядов (651—749) пришли Аббасиды (749— 1258), которые принесли еще большие несчастия Сирийской Церкви. Начавшееся дробление единого арабского государства на ряд самостоя­тельных княжеств (IX в.), а также удачные византийские походы на во­сток (X в.) императоров Никифора Фоки (963-969) и Иоанна Цимисхия (969—976), которые с 964 по 974 гг. захватили Киликию, часть Ме­сопотамии, Северную Сирию и часть Ливана, не могли не отразиться на жизни яковитов, которым, как и всем христианам, арабы мстили за свои поражения. Поэтому когда 28 октября 969 г. византийские войска взяли Антиохию, яковитский патриарх Антиохийский оставил свою кафедру и обосновался в Диарбекире, в одном из мусульманских цент­ров (впоследствии, через полтора столетия патриаршая кафедра была перенесена в Мардин).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...