40) Особенности оптической системы глаз детей различного возраста.
40) Особенности оптической системы глаз детей различного возраста. Глазам большинства новорожденных детей свойственна дальнозоркость (гиперметропия), хотя у части детей (11, 5%) параллельно падающие на глаз лучи фокусируются на сетчатке (эмметропия). Дальнозоркость (1-4 диоптрии) обусловлена относительно небольшим размером глазных яблок при их шарообразной форме и короткой переднезадней оси глаза. Поэтому, несмотря на то, что роговица и хрусталик у новорожденных более выпуклы, задний фокус оптической системы находится за сетчаткой. За счет роста глазного яблока гиперметропия постепенно уменьшается. К 8-12 годам глаз становится эмметропическим. По литературным данным, на 1000 новорожденных встречаются следующие виды рефракции: · Гиперметропия – 80, 9% · Эмметропия – 11, 5% · Миопия – 7, 6% У 30-40% детей переднезадний размер глазных яблок с возрастом увеличивается чрезмерно, у них развивается близорукость ( миопия ). В этих случаях для получения на сетчатке резкого изображения удаленных предметов приходится носить очки с рассеивающими линзами. Причины близорукости многообразны. Предрасположенность к миопии передается по наследству, например, наследуется недостаточная жесткость склеры. Развитию близорукости способствует длительное рассматривание близких предметов, которое сопровождается сокращением наружных мышц глаз, обеспечивающих их конвергенцию (сведение оптических осей). Имеет неблагоприятное значение и длительное напряжение аккомодации (сокращение ресничной мышцы), происходящее при недостаточном освещении и продолжительном рассматривании мелких предметов. Следует приучать детей держать рассматриваемые предметы на расстоянии 35-40 см от глаз, при обучении чтению и письму делать перерывы, следить за достаточной освещенностью стола или парты.
41) Структурно-функциональная характеристика слухового анализатора в онтогенезе. Ухо новорожденного ребенка морфологически развито, но имеются и особенности. Наружный слуховой проход очень узкий и короткий за счет слабого развития его костной части. Окостенение стенок слухового канала заканчивается к 10, а полное его развитие – к 12 годам. Барабанная перепонка несколько толще и расположена в горизонтальной плоскости. Евстахиева труба короткая и широкая. Среднее ухо до рождения безвоздушно, оно заполнено слизистой жидкостью, поэтому новорожденный слышит, но чувствительность к звукам у него низкая. После рождения барабанная полость через слуховую трубу постепенно (в течение месяца) заполняется воздухом, чему способствуют дыхательные и глотательные движения. Внутреннее ухо морфологически вполне развито. У новорожденного в ответ на сильный звук происходят рефлекторные вздрагивания и сокращение мимических мышц, общее двигательное беспокойство, прекращение акта сознания. Слух улучшается к концу второго, началу третьего месяца. На третьем месяце появляются типичные ориентировочные реакции с поворотом головы к источнику звука. Условный защитный (мигательный) рефлекс на звуковое раздражение образуется к концу первого месяца после рождения. Границы воспринимаемого звука у детей от 12 до 22000 Гц ( у взрослых от 16 до 20000 Гц). Для всех возрастов максимальная чувствительность проявляется к звукам с частотой 1000-4000 Гц, т. е. к звукам речевого диапазона. Новорожденные различают звуки по силе в 12дБ, а взрослые в десятые доли лБ. Дифференцирование различных звуков, например гудка и звука колокольчика возможно на третьем месяце. Дифференцировка звуков, отличающихся на 4-7 тонов, возможна в 3, 5 месяца. В возрасте 6-7 месяцев ребенок дифференцирует звуки, как и взрослый человек, отличающихся на ¾ -1/2 тона. Наибольшая острота слуха наблюдается в 14-19 лет. Дети, обладая способностью к дифференцировке звуковых волн от различных звучащих предметов, тем не менее очень плохо оценивают звуковые оформления слова, что свидетельствуют о недостаточности вторичной слуховой коры больших полушарий.
В развитии речевого и музыкального слуха большое значение имеет общение со взрослыми. Такая тренировка способствует развитию слуха и обогащению словарного запаса детей. Большое значение имеет также музыкальное воспитание.
42) Особенности условных рефлексов у детей первых месяцев жизни Наиболее ранней формой индивидуального приспособления новорожденных являются натуральные условные рефлексы. Самые первые из нихе возникают на второй неделе после рождения при строгом режими кормления. Как правило, уже за 30 минут до очередного кормления повышается концентрация лейкоцитов в крови, увеличивается газообмен, а затем ребенок просыпается. Эти явления расценивают как натуральный условный рефлекс на времяю Почти одновременно с ним появляется натуральный условный пищевой рефлекс в виде сосательных движений в ответ на «положение для кормления». Сигналом для этого рефлекса служит комплекс раздражений проприорецепторов, кожных и вестибулярных рецепторов, а подкреплением является кормаление. Искусственные условные рефлексы начинают вырабатываться позднее натуральных. Возможность выработки условных рефлексов на раздражения разных рецепторов определяется сроками созревания отдельных анализаторов. Через 2 месяца после рождения условные рефлексы вырабатываются на раздражения всех анализаторов. Вначале выработка условного рефлекса требует большого количества сочетаний условного и безусловного раздражений. Чем старше ребенок, тем меньше чило сочетаний требуется для образования временной связи и тем раньше наступает ее упрочнение. Во всех случаях основу образования условного рефлекса составляет ориентировочный рефлекс. Приспособление детей к режиму дня, бодрствования, кормления основано на образовании систем временных связей на последовательные комплексы раздражений (динамические стереотипы). Для детей первого полугодия после раздрожения внешние условные раздражения еще малоэффективны. У них возникают отрицательные реакции на нарушения режима сна и питания, тогда как нарушения в окружающей обстановке для них менее существенны, но в 9-10 месяцев увеличивается значение комплекса внешних раздражителей. Теперь для детей важен не только режим, но и внешняя обстановка, пределенные лица, ухаживающие за ним. Это определяется большим числом условных рефлексов, образовавшихся на различные внешние сигналы.
Становление двигательных условных рефлексов у детей происходит в 3 стадии: 1я – характеризуется слабыми и неустойчивыми ответами. Им обычно предшествует ориентировочная реакция с четкими вегетативными компонентами – изменением дыхания и деятельности сердца. 2я – проявляется в более устойчивых специализированных реакциях с вегетативными компонентами. 3я – часто и постоянно наступает условнорефлеткорное движение, а вегетативные компоненты ослаблены. Чем младше ребенок, тем длиннее все стадии. У более старших детей две первые стадии редуцируются.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|