Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

45) Отличительные особенности электроэнцефалограммы в различные периоды онтогенеза.




45) Отличительные особенности электроэнцефалограммы в различные периоды онтогенеза.

У бодрствующих новорожденных на ЭЭГ видны аритмичные колебания, имеющие низкую амплитуду (30-50мкВ). Преобладают дельта- и тета-ритмы. Достаточно сильное раздражение (звук, свет, прикосновение) ведет к уплощению ЭЭГ, что является выражением реакции активации. Наличие реакции активации показывает, что у новорожденных функционируют ретикулокортикальные и таламокортикальные связи.

В состоянии спокойного бодрствования устойчивая активность на ЭЭГ впервые появляется у детей 3-месячного возраста. Регистрируются волны с частотами 3-5 и менее в 1 секунду. В 5 месяцев появляются колебания с еще более правильным ритмом – 5 колебаний в 1 секунду. Возможно, что эта активность близка по происхождению к альфа-ритму.

В целом на ЭЭГ с возрастом увеличивается частота преобладающего ритма. У детей к трем годам доминируют частоты 7-8 в 1 с (тета-ритм), увеличивается (до 80 мкВ) амплитуда волн. Вместе усложняется частотный состав ритмов ЭЭГ. В промежутках между сериями вол с частотами 7-8 в 1 с наблюдаются более высокие колебания с частотой 3-4 в 1 с, преимущественно в передних областях коры. Кроме того, всегда имеются низкие колебания с частотой 18-25 в 1 с (бета-ритм). Усложнение частотного спектра ЭЭГ отражает как развитие функции самой коры, так и связей коры с нижележащими структурами мозга.

У детей 4-6 лет господствующим становится устойчивый альфа-подобный ритм с частотами 7-10 в 1 с (преобладает в затылочной области коры). Для передних областей коры характерны одиночные или групповые тета-волны с частотой 7 в 1 с. Данные изменения на ЭЭГ говорят о том, что к началу школьного возраста увеличивается активность ассоциативных зон коры.

В возрасте 7-9 лет доминирующим становится альфа-ритм (9 в 1 с) и тета-ритм (4-7 в 1 с). Возрасте 10-12 Лет завершается формирование механизмов, генерирующих альфа-ритм. Его частота становится такой же, как и у взрослых, - 10-12 в 1 с. Становление альфа-ритма как исходной формы активности бодрствующего мозга занимает около 10 лет.

В 13-15 лет частота около 10 в 1 с становится основной и в передних отделах коры колебания в диапазоне тета-ритма составляет лишь 10%. На этом фоне увеличивается четкость реакции активации.

В дальнейшем продолжают формироваться особенности ЭЭГ. Усложняется соотношение сочетанных сдвигов показателей ЭЭГ в разных зонах коры, что является отражением продолжающегося развития аналитической и синтетической деятельности мозга. Свойственный взрослым тип ЭЭГ приобретается у детей к 16-18 годам.

 

46) Развитие у детей второй сигнальной системы.

Первые слова, произносимые в порядке подражания, относятся не к конкретному предмету, а к ситуации в целом. В возрасте 8-10 месяцев отдельные предметы и объекты внешней среды еще не выделяют. Для них окружающий мир представляется мало расчлененным в звуковом и зрительном отношениях. Первые слова - это просто звуковые обозначения определенных предметов и лиц. Во 2-ом полугодии закладываются лишь элементарные основы второй сигнальной системы.

На втором оду жизни происходит особенно интенсивное накопление фонда речедвигательных условных рефлексов. К концу второго года словарный запас ребенка достигает 200-400 слов, а к концу третьего – 2000 слов и больше.

В формировании речи важнейшее значение имеет звуковое подражание. Одновременно устанавливается связь слова со свойствами обозначаемого им предмета.

В речевой деятельности следует различать понимание речи (сенсорная речь) и ее воспроизведение (артикуляция). У детей вначале возникает понимание речи, затем эти два процесса теснейшим образом увязываются. У детей до 3-х лет овладение речью сопровождается тонкими движениями пальцев при ощупывании предметов ли при действиях с ними. Важное значение имею также сигналы из самого речедвигательного аппарата при произнесении слов.

Активное узнавание слов внешнего мира, оперирование с предметами, характерные для детей 2-3 лет, тесно связаны с «мышлением в действии». Овладение действиями с предметами очень важно для формирования речевых обобщений. Словесные сигналы в сочетании с этими действиями обогащаются новыми условными связями, что является физиологической основой функции обобщения.

На 2-ом году происходит соединение слов и фразы. Такие «речевые цепи» пока еще коротки. Вначале они состоят из 2-3 слов.

Выделяют следующие этапы развития обобщающей функции слова:

1-я степень интеграции - слово замещает чувственный образ данного предмета, оно является эквивалентом одного конкретного предмета («ляля» - только данная кукла, конец 1 – начало 2-го года);

2-я степень интеграции – слово замещает несколько чувствительных образов однородных предметов («ляля» относится к нескольким куклам, конец 2-го года);

3-я степень интеграции – слово замещает чувствительные образы разных предметов («игрушки» - это и куклы, и мячи, и кубики – достигается не раньше конца 3-го года);

4-я степень интеграции – в слово сводится ряд обобщений предыдущих степень («вещь» содержит обобщение значений слов «игрушки», «одежда», «мебель» и т. д. ) Эта степень обобщения двигается на 5-м году жизни.

У детей 3-х лет значение конкретных раздражителей еще велико, мышление остается в основном предметным. К 3-5 годам обобщающее значение слова еще опирается на один признак – общность действий, которое можно производить с предметами. Например, «ложка» - это чем едят, «мебель» - на чем или за чем сидят и т. д.

Формирование правильной речи и произношения зависит от правильной речи окружающих людей. У детей очень развит подражательный рефлекс, вследствие чего ребенок легко запоминает новые незнакомые слова.

Обучение чтению и письму в еще большей степени расширят обобщающее значение слова, способствуя развитию отвлеченных представлений и понятий.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...