Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

43) Особенности формирования торможения условных рефлексов.




43) Особенности формирования торможения условных рефлексов.

Торможение, как и возбуждение, активный физиологический процесс, вызываемый возбуждением и внешне проявляющийся в подавлении другого возбуждения. Распространяется торможение вместе с процессом возбуждения. В настоящее время принято выделять две формы торможения: первичное и вторичное. Если торможение развивается в ЦНС активацией специфических тормозных клеток и тормозных синапсов, то говорят о первичном торможении. При вторичном торможении участия тормозных структур не требуется: оно возникает в результате изменения функциональной активности обычных возбудимых нейронов.

Избирательная реактивность на раздражения и специализация условных рефлексов неразрывно связаны с развитием торможения. Безусловное внешнее торможение проявляется с самого начала условнорефлекторной деятельности. Любые посторонние раздражения экстеро- или интерорецепторов тормозят условный рефлекс. Легкость возникновения внешнего торможения является одной из причин непостоянства условных рефлексов у маленьких детей. В последующие годы постепенно снижается степень влияния торможения на условнорефлекторную деятельность. Это связано с тем, что с возрастом ребенок очень быстро тормозит ориентировочный рефлекс, составляющий основу внешнего торможения. Однако для младших школьников все еще велика степень отвлечения, мала устойчивость внимания, поэтому им необходима постоянная смена видов деятельности.

Условное (внутреннее) торможение появляется позднее. Угасательное и дифференцировочное торможение условных рефлексов удается выработать у детей старше 2, 5-3 месяцев. Вначале дифференцируются лишь сильно различающиеся раздражители, например, гудок, звонок. Именно этот период ребенок начинает узнавать мать, отличать ее от других членов семьи. К 6 месяцам дифференцировочное торможение становится более четким и точным. Торможение типа условного тормоза возникает позднее дифференцировочного, только с 5 месяцев появляются признаки запаздывательного торможения. Все виды торможения – сложная задача для ребенка. Например, угасательное торможение формируется у детей дошкольного и школьного возраста гораздо медленнее, чем у взрослых, поэтому детей значительно труднее отучить от вредных привычек.

Для периода первого детства характерно дальнейшее развитие всех видов внутреннего торможения. В связи с этим увеличивается точность движений, уменьшается количество «лишних» движений, все большее значение приобретает использование прошлого опыта, ранее образованных навыков.

В периоде второго детства все виды внутреннего торможения хорошо выражены. Однако дети еще затрудняются в выполнении мелких и точных движений, хотя эти способности весьма быстро совершенствуются.

В период с 11-13 лет у девочек и с 13-15 лет у мальчиков (первая фаза пубертатного периода) изменения в поведении определяются общим повышением возбудимости ЦНС и ослаблением процессов торможения, иногда это приводит к повышению раздражительности, легкой утомляемости, расстройствам сна. В условнорефлекторной деятельности отмечается ухудшение дифференцирования сигналов.

Вторая фаза пубертатного периода (у девочек в 13-15 лет, у мальчиков в 15-17 лет) – критическая полоса развития. Возможны появления психической неуравновешенности с резкими переходами от бурного восторга к депрессии и обратно, критическое отношение к взрослым, обидчивость, а у девочек склонность к слезам. Часты проявления негативных и аффективных состояний Задачей педагогов и родителей являются развитие и тренировка коркового торможения, так называемое воспитание «тормоза».

44) Особенности сна у детей.

Сон – особая форма активного состояния мозга, обеспечивающая восстановление его способности к аналитико-синтетической деятельности во время бодрствования. По характеру электроэнцефалограммы (ЭЭГ) выделяют фазы ортодоксального (медленного) и парадоксального (быстрого) сна.

У новорожденных детей первых суток после рождения на ЭЭГ преобладают нерегулярная активность с частотой 3-7 в секунду (тета-ритм) и периодическая медленная активность дельта-волны.

Фаза быстрого сна выражена четко. При это доля быстрого сна в общей структуре сна постепенно снижается: у новорожденного она составляет 50%, у 3-летних – 30%, у 5-летних – 25%, у взрослых – 20%.

Новорожденный спит 20-21 час в сутки, в возрасте 1-3 месяцев – 16-19 часов, одного года – около 14 часов, в 3-5 лет – 12 часов, в 14-17 лет – 8-9часов.

Для новорожденных характерна многократная (6-7 раз в сутки) смена сна и бодрствования (полициклический сон), мало зависящая от времени суток. Количество таких циклов с возрастом уменьшается. В возрасте 1года дети обычно спят 3 раза в сутки, причем наиболее продолжителен сон в ночное время. В периодах раннего и первого девства сон становится бицикличным, а с начала школьного возраста, как и у взрослых, - моноцикличным.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...