Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

47) Особенности эмоциональных реакций маленьких детей.




47) Особенности эмоциональных реакций маленьких детей.

После рождения ребенок оказывается в новой среде, характеризующейся резким увеличением количества раздражителей. Ощущения новорожденного неразрывно связаны с эмоциями. Если он не получает в этот период достаточного количества внешних впечатлений, то его развитие задерживается.

С первых минут жизни у ребенка проявляются отрицательные эмоции связанные с необходимостью удовлетворения элементарных потребностей (пища, тепло). Удовлетворение органических потребностей только снимает отрицательные эмоции, но не вызывает положительных. И лишь в конце первого – начале второго месяца жизни у ребенка появляются положительные эмоции в ответ на ласковые слова, улыбку взрослого. На 2-3-м месяце жизни у ребенка появляется «комплекс оживления» - он сосредотачивает взгляд на человеке, оживленно двигает руками и ножками, издает радостные звуки. Это говорит о появившейся у ребенка потребности эмоционального общения со взрослыми.

Ведущее значение для развития ребенка имеет общение с людьми, новые впечатления. Отсутствие эмоциональных контактов со взрослыми, даже у здорового ребенка, приводит к задержке появления «комплекса оживления», а также задержке двигательного умственного и даже физического развития. Такое отставание возможно, например, при длительном нахождении ребенка в больнице без матери, недостаточном внимании в семьях алкоголиков, душевно больных родителей. В первые 3-4 месяца у детей появляются разнообразные эмоциональные состояния: удивление в ответ на неожиданность (торможение движений, замедление ЧСС), тревожность при физическом дискомфорте (зажмуривание глаз, плач), расслабление при удовлетворении потребности. После появления «комплекса оживления» ребенок доброжелательно реагирует на любого взрослого человека, но после 3-4х месяцев он начинает тревожиться при виде незнакомых людей, такая реакция особенного усиливается в 7-8 месяцев.

Переходный период между младенчеством и ранним детством иногда называют кризисом 1 года. Он сопряжен с всплеском самостоятельности ребенка, становлением ходьбы и речи, появление у него афферентных реакций (пронзительный крик, падают на пол, стучать руками и ногами). Появление сильных аффектов у ребенка может быть связано с неадекватным стилем воспитания. Терпение и выдержка взрослых, предоставление большей свободы действия (в допустимых пределах) смягчают кризис, помогают ребенку избавиться от острых эмоциональных реакций, предупреждая развитие симптомов стресса у малыша.
К концу раннего детства возникает главное завоевание этого возраста – формирование элементарного самосознания (выделение собственного «Я»).

Кризис трех лет проявляется так называемым «семизвездием симптомов»: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, обесценивание взрослых, протест-бунт, стремление к деспотизму. Кризис трех лет – явление субъективно трудное для ребенка. Необычайно быстрое развитие его психических и физиологических качеств в этот период вызывает напряжение в деятельности всех систем организма. Все это создает предпосылки для возможных срывов ВНД у ребенка и развития патологии. Большинство патологических психологических состояний и психических болезней, которые берут начало в раннем детстве, впервые появляются именно в этот критический период.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...