Технико-экономическая оценка проектов СТОА
Техническое совершенство проектов оценивается сравнением величины их удельных технико-экономических показателей с эталонными значениями этих показателей. Для оценки результатов технологического проектирования СТОА применяются следующие девять показателей [5], значения которых определяются на 1 рабочий пост: - число производственных рабочих, Руд; - площадь производственно-складских помещений, м2, Fуд; - площадь административно-бытовых помещений, м2, Fуд.ад.; - площадь территории, м2, Руд. т.; - число комплексно обслуживаемых автомобилей, Fуд; - число заездов автомобилей в год, №.уд.; - число заездов автомобилей в год на коммерческую мойку, Nз.умр.уд.; - число заездов автомобилей на противокоррозионную обработку в год, N.кор.уд.; - число заездов автомобилей на предпродажную подготовку в год, Nз.пп.уд. Значения вышеперечисленных показателей для эталонных условий (автомобиль особого малого класса, СТОА на 10 рабочих постов, среднегодовой пробег одного автомобиля - 10 тыс. км, умеренный природно-климатический район) для городских и дорожных СТОА приведены в таблице 9.4 [24]. Поскольку эталонные условия отличаются от проектных, то значения удельных показателей в таблице 9.4 [24] приводятся с помощью корректирующих коэффициентов к проектным условиям. Все показатели городских СТОА корректируются в зависимости от числа рабочих постов на станции коэффициентом kp [24] (таблица 9.5). Показатель Ауд, кроме того, корректируется коэффициентами, учитывающими: класс легковых автомобилей – kкл, среднегодовой пробег одного автомобиля – kn, климатический район - kk (их значения приведены в примечании к таблице 9.5 [24]). Таким образом, корректировка эталонных значений показателей на проектные уcлoвия в общем виде выглядит следующим образом:
(10.1) Значения удельных технико-экономических показателей для разработанного проекта СТОА находятся из выражений:
(10.2) где ∑Рт - общее число технологических рабочих, занятых ТО, Д и Р автомобилей; ∑Х - сумма рабочих постов для выполнения УМР, ППП, Д ТО и Р автомобилей; Fk, FAБК, Fyч4 - принимаются по фактическому значению с чертежей здания станции и
Эталонные значения показателей для дорожных СТОА не корректируются. Скорректированные эталонные значения показателей и значения показателей по проекту сводятся в таблицу 10.1. Таблица 10.1 - Технико-экономические показатели
На основании данных таблицы 10.1 судят о про1рессивности принятых проектных решений. Для проектируемых предприятий автосервиса значения показателей, как правило, не должны отличаться от эталонных более чем на 10 - 20 %.
11 РАСШИРЕНИЕ, РЕКОНСТРУКЦИЯ, ТЕХНИЧЕСКОЕ ПЕРЕОСНАЩЕНИЕ И ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ АВТОСЕРВИСА
В процессе работы предприятий автосервиса в результате изменения конъюнктуры на рынке услуг их ПТБ может прийти в несоответствие с вновь сложившимся соотношением спроса-предложения на услуги, которые они оказывают. С течением времени из-за быстрого изменения конструкции автомобилей и отдельных их систем и механизмов, применения новых материалов и технологий выполнения услуг и даже возникновения новых видов услуг эта тенденция все больше усиливается. Поэтому предприятиям автосервиса (предпринимателям) необходимо периодически оценивать и анализировать состояние своей П ГБ, устанавливать ее соответствие новому положению на рынке услуг, эффективность ее использования и, в связи с этим, принимать решение о необходимости расширения, реконструкции, технического переоснащения или диверсификации ПТБ.
В данном пособии рассмотрен только анализ состояния ПТБ предприятий автосервиса и в большей мере с точки зрения технологического проектирования. Маркетинг услуг не рассматривается, так как изучается в специальном курсе.
11.1 Анализ состояния ПТБ
Разработку проектов по расширению, реконструкции и техническому переоснащению действующих предприятий автосервиса следует начинать с оценки и анализа состояния их ПТБ. Целью такого анализа, кроме определения соответствия ПТБ объемам услуг на рынке автосервиса, является также установление соответствия существующей ПТБ и отдельных ее элементов действующим нормативным значениям, показателям лучших проектов и современным тенденциям научно- технического прогресса. Ниже рассмотрена методика такого анализа для комплексной СТОА. Для выполнения анализа необходимы показатели, которые легко вычисляются по фактическим данным СТОА и имеют нормативные, эталонные или рекомендуемые значения. Оценка общего уровня развития ПТБ предприятия может быть выполнена по показателям, представленным в таблице 11.1.
Таблица 11.1- Структура ПТБ СТОА
Фактические значения показателей получают в результате предпроектного сбора исходных данных по реконструируемой СТОА. Нормативные значения стоимости ПТБ и ее составляющих в тыс.руб. находятся по формуле:
(11.1)
где где Нс - удельная нормативная стоимость ПТБ, тыс. руб./l рабочий пост [2, с. 168, таблица 62]; X - число рабочих постов Для обеспечения качества услуг доля активной составляющей в общей стоимости ПТБ не должна быть ниже 25 - 30 %. Обследование ряда действующих СТОА различной мощности [1 ] показало, что они имеют в среднем следующую структуру ПТБ: здания - 50 %, сооружения - 22%, передаточные устройства-5%, технологическое оборудование - 15 %, компьютерная техника - 1,5%, приборы и инструмент - 2,5%, транспортные средства и хозинвентарь - 4%. По данным таблицы 11.1 можно сделать выводы об общей развитости ПТБ предприятия и пропорциональности ее основных составляющих. Для более детального анализа ПТБ определяется ряд показателей, оценивающих ее отдельные структурные составляющие (таблица 11.2).
Таблица 11.2 - Обеспеченность СТОА персоналом и ПТБ
Абсолютное нормативное значение показателей в таблице 11.2 определяется с использованием удельных технико-экономических показателей для эталонных условий с корректировкой их на условия работы данной СТОА по методике изложенной в предыдущем разделе: (11.2)
Обеспеченность предприятия ПТБ по отдельным ее составляющим можно показывать в виде диаграмм (рисунок 11.1).
Рисунок 11.1- Обеспеченность СТОА площадями
На основании анализа показателей, представленных в таблице 11.2, и диаграмм судят об обеспеченности СГОА производственными площадями и персоналом, о возможности ее расширения, исходя из резерва территории. Такие показатели как Р, Fпp могут быть определены не только в целом по СТОА, но и по отдельным участкам. Это позволяет более целенаправленно вести совершенствование ПТБ предприятия. Например, может оказаться, что в целом по СТОА производственных площадей достаточно, а для некоторых участков их недостает. В этом случае производственные площади могут быть перераспределены путем перепланировки некоторых помещений без нового строительства. Определение нормативных значений Рн, FHnp для участков осуществляется с помощью примерного распределения общей нормативной численности производственных рабочих и площади производственно-складских помещений по элементам ПТБ в % [3, приложение 3]. Оценка состояния ПТБ будет неполной, если не проанализировать степень оснащенности предприятия технологическим оборудованием. Об оснащенности станции оборудованием, его совершенстве и производительности можно судить по уровню механизации работ (У, %), который оно обеспечивает. Фактическое значение уровня механизации процессов ТО и Р определяется по методике, изложенной в разделе 8. Для его определения необходимо составить полный перечень оборудования СТОА. Нормативное значение У принимается согласно ОНТП-01-91 [22]. Он должен быть не ниже: для УМР-30-40%, для ТО-25-30%, для Р- 20-25%. В рыночных условиях лучше ориентироваться на оптимальный уровень механизации Уопт, определяемый для конкретных условий данной СТОА (см. п.8.4).
На рисунке 11.2 представлена диаграмма фактического, нормативного и оптимального уровней механизации СТОА и моторного участка.
По данным таблицы 11.1 и рисунка 11.2 можно сделать объективные выводы об оснащении рассматриваемого предприятия технологическим оборудованием.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|