5. Заключительный этап. Работа педагога-психолога с родителями. 2.5. Проведение консультаций и развивающих занятий по результатам диагностики
5. Заключительный этап Этот этап представляет собой обсуждение детьми занятия, того, что, по их мнению, им особенно хорошо удалось сделать (нарисовать, написать, выполнить инструкцию игры и др. ). Чему они научились, что нового узнали друг о друге, какие стратегии выполнения тех или иных заданий они использовали и насколько это было эффективно. После обсуждения можно спросить ребят, что, на их взгляд, на следующем занятии можно сделать еще лучше. Игры подбирались по следующим направлениям: 1. Игры на развитие внимания. 2. Игры и упражнения для снятия мышечного и эмоционального напряжения (релаксации). 3. Игры, развивающие навыки управления (волевой регуляции). 4. Игры, способные закреплять умение общаться. Тренировку внимания, двигательного и эмоционального контроля запланировано проводить поэтапно. Вначале вводятся упражнение на тренировку одной функции — внимания. Если достигнут результат, то включают уже игры на развитие двигательного контроля, потом импульсивности.
Работа педагога-психолога с родителями Работа строится в двух направлениях: 1. Просветительские беседы. 2. Практические занятия (игровая терапия, тренинги). Вначале психологи и социальные педагоги информируют родителей о синдроме дефицита внимания и гиперактивности. Каковы проявления, течение и прогноз заболевания. Как идет развитие детей, почему они не могут соответствовать общим требованиям? В процессе работы необходимо убедить родителей, что от их понимания и участия в жизни ребенка зависит то, вырастет ли он полноценным человеком и какое место займет во взрослой жизни. На практических занятиях родителей обучают, как правильно общаться с ребенком, как организовывать его жизнь, питание, домашнюю среду, как контролировать его деятельность и направлять активность в полезное русло, готовить домашние занятия, играть и т. д.
Домашняя программа коррекции включает: - изменение системы воспитания: от наказания — к поддержке; от авторитарного контроля к сотрудничеству; - изменение поведения самих родителей и их отношения к ребенку (демонстрировать спокойное поведение, избегать слов «нет» и «нельзя», взаимоотношения с ребенком строить на доверии и взаимопонимании); - изменение психологического микроклимата в семье (взрослые должны меньше ссориться, больше времени уделять ребенку, проводить досуг всей семьей); - специальную поведенческую программу, предусматривающую преобладание методов поддержки и вознаграждения; - организацию режима дня и места для занятий; - поведенческую терапию, с помощью которой происходит тренировка слабо развитых психических функций.
2. 5. Проведение консультаций и развивающих занятий по результатам диагностики
2. 5. 1. Проведение индивидуальной консультации с папой Олеси К. В самом начале консультации папа Олеси вежливо поздоровался и создал о себе впечатление культурного родителя с педагогическими навыками и понятиями как необходимо воспитывать ребенка. Но далее практически без моих вопросов папа Олеси в течение почти часа жаловался на якобы плохое ее поведение. Папа Олеси жалуется на нее: «Дочь как будто не от мира сего. Ее сверстник Игорь уже отлично играет в шахматы, обыгрывает даже взрослых. Олеся же едва научилась ходить конем и пешкой. Сестра Олеси Анечка часами играет на пианино, уже три раза выступала на концерте в районной библиотеке. Олеся даже не подходит к фортепьяно. И вообще, она не желает заниматься ничем серьезным, а готова только часами возиться со своим бисером и бусинками».
«Моя дочь хуже всех» - эта мысль красной нитью проходила через всю пламенную речь «любящего» отца. Папа никак не хотел соглашаться с мнением о том, что требования к Олесе завышены и необоснованны. П: Скажите пожалуйста, а почему вы хотите, чтобы Олеся занималась музыкой или шахматами? Папа: Потому что у нас в семье все этим занимаются. П: А вы не допускаете мысли, что у вашей дочери могут быть другие увлечения, например, вы сами сказали, что она занимается бисероплетением? Папа: Это недостойное и несерьезное занятие. П: Почему Вы так считаете? Папа: Оно не требует большого ума. П: Зато требует большой фантазии и творчества. У старшей дочери творческое начало проявляется в музыке, а у младшей — в искусстве бисероплетения. Почему бы нет? Папа: … (задумался) П: Почему вы хотите навязать дочери свое видение мира? Почему вы хотите заставить ее заниматься тем, чем она не хочет? Представьте себя в ее возрасте. Допустим, ваш отец заставляет вас делать то, что вам не нравится. Какие чувства бы вы испытали? Папа: Я бы тихо злился, но делал так как надо отцу. П: Вы хотите, чтобы ваша дочь тоже тихо злилась и делала так как вам надо? Папа: Нет, я хочу, чтобы она делала то, что я ей говорю, и не злилась. Ведь я ей добра желаю. П: Ваш отец вам тоже добра желал. Папа: … (задумался) П: Если вы не хотите культивировать в ребенку внутреннюю злость, неуверенность в себе и обиду на вас — позвольте ей делать то, что ей интересно и развивайте в ней это. Может быть, именно в этом она достигнет высоких вершин. Вы же этого хотите? Папа: да я хочу, чтобы мои дети достигли того, чего я не достиг. П: А может вы не достигли чего хотели, потому что вам помешала та самая внутренняя злость и обида? Папа: Может быть. П: Вы понимаете, что вы хотите, чтобы дети достигли каких-то высот и реализовали ваши нереализованные планы? Но ведь это ваши планы и мечты. А почему их должны выполнять ваши дети? Папа: Я об этом не думал. П: Подумайте, пожалуйста, о том, что у ваших детей другая жизнь, своя жизнь и они вовсе не должны жить вашей и тем, что вы им навязали. Самый верный вариант воспитать гармоничного ребенка — это открыть в нем имеющиеся способности и развивать их. Папа: Пожалуй, вы может и правы. Я подумаю над этим.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|