Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.4. Изучение должностных обязанностей педагога-психолога ДОУ




1. 4. Изучение должностных обязанностей педагога-психолога ДОУ

Педагог-психолог осуществляет деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия воспитанников в процессе воспитания и обучения в ДОУ; содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребенка; способствует гармонизации социальной сферы образовательного учреждения и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации.

В соответствии с должностной инструкцией педагог-психолог определяет факторы, препятствующие развитию личности, воспитанников и принимает меры по оказанию им различных видов психологической помощи (психокоррекционного, реабилитационного, консультативного); оказывает консультативную помощь воспитанникам, их родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем; проводит психологическую диагностику, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Проводит диагностическую, психокоррекционную реабилитационную, консультативную работу, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии, а также современных информационных технологий; составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ, с целью ориентации педагогического коллектива, а также родителей (лиц, их замещающих) в проблемах личностного и социального развития воспитанников; ведет документацию по установленной форме, используя ее по назначению.

Кроме того, в должностные обязанности педагога-психолога ДОУ входит то, что он:

- Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей воспитанников, в обеспечении уровня подготовки воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям. Способствует развитию у воспитанников готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения; содействует их развитию и организации развивающей среды;

- Определяет у воспитанников степень нарушений (умственных, физиологических, эмоциональных) в развитии, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию;

- Участвует в формировании психологической культуры воспитанников, педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуры полового воспитания;

- Консультирует работников образовательного учреждения по вопросам развития воспитанников, практического применения психологии для решения педагогических задач, повышения социально-психологической компетентности воспитанников, педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих);

- Анализирует достижение и подтверждение воспитанниками уровней развития и образования. Оценивает эффективность образовательной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива, учитывая развитие личности воспитанников, используя компьютерные технологии;

- Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим);

- Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Кроме того, в должностной инструкции педагога-психолога обозначены его компетенции, права и ответственность.

Должностная инструкция педагога-психолога ДОУ находится в Приложении 1.

 

1. 5. Изучение основных направлений деятельности педагога-психолога ДОУ

Профессиональная деятельность психолога ДОУ направлена на сохранение психического здоровья и социального благополучия детей. Основой является создание благоприятной атмосферы взаимного доверия и уважения, открытое доброжелательное общение. Задачи, выдвигаемые для реализации данной цели:

Способствование становлению базовых свойств личности: самооценки и образа «Я», нравственных ценностей, смыслов и установок, социально-психологических ценностей в системе отношений с другими людьми, т. е. помочь ребенку поверить в свои силы, научить детей осознанно воспринимать свои собственные эмоции, понимать эмоциональное состояние других людей, обучать детей этическим ценным формам и способам поведения в отношениях со сверстниками и взрослыми.

Формирование коммуникативных навыков: устанавливать и поддерживать контакт, кооперироваться и сотрудничать.

Реализация поставленной цели ведется по основным направлениям деятельности педагога-психолога.

Психодиагностическая работа.

Диагностика развития детей дошкольного возраста призвана помогать педагогам и родителям правильно строить с ним педагогическое общение, проведение психологического обследования ребенка с целью определения хода его психического развития, соответствие развития возрастным нормативам, например:

- проведение дифференциальной диагностики различных отклонений в психическом развитии (совместно со специалистами соответствующего профиля);

- проведение психологической диагностики на определение психологической готовности к школе.

В работе последовательно используются такие виды диагностик, как скрининговая диагностика, которая проводится с группой детей и направлена на выделение детей «группы риска». Углубленная психологическая диагностика проводится индивидуально или в малых группах с детьми, имеющих какие-либо особенности развития и нуждающихся в дополнительной развивающей или коррекционной работе, то есть в специальной психологической помощи.

В течение года в подготовительной группе осуществляется психодиагностическое исследование готовности к школьному обучению детей по методикам Ю. З. Гильбух, А. Н. Корнева, А. Л. Венгер, А. М. Игнатенко, Г. А. Урунтаевой, С. Г. Якобсон, А. И. Захарова, Р. Тэммл и др.

Широко применяется система психологических рисуночных тестов для составления на их основе «психологических портретов» детей и взрослых («Рисунок человека», «Рисунок семьи», «Автопортрет», тематическое рисование «Мое настроение», «Страхи» и пр. ), социометрические игры «Секрет» (Урунтаева Г. А. ), «Два дома» в группах дошкольного возраста.

Психопрофилактическая работа:

- работа по созданию благоприятного психологического климата в учреждении (способствование улучшению форм общения педагогов с детьми; консультирование педагогов и других работников учреждения по широкому кругу профессиональных и личностных проблем;

- психологическое просвещение родителей по вопросам, касающихся возрастной психологии, семейного воспитания.

Просвещение родителей по вопросу психологической готовности к школьному обучению, индивидуальное консультирование, анкетирование родителей позволяет добиться тесного взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения при подготовке ребенка к школьной жизни.

В рамках повышения психологической и педагогической компетентности педагогов в текущем году проведены:

- семинары-практикумы с использование новейших достижений психологической науки по проблемам педагогического общения: «Самоанализ опыта общения с родителями», «Особенности общения воспитателей с детьми», «Детская агрессивность».

- тематические консультации: «Баланс без арбитра», «Леворукий ребенок и его проблемы», «Плохие слова», «Дети и деньги», «Гиперактивный ребенок», «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста», «Принципы изучения психики ребенка».

- выступления на педсоветах: «Психологическое здоровье и безопасность», «Значение сказкотерапии в развитие ребенка», «Преемственность дошкольного и начального образования»;

- семинары-лекции: «Детские страхи», «Конфликты и пути их разрешения» и т. д..

Экспертно-проектировочная деятельность: диагностика отношения родителей и педагогов к дошкольному учреждению и др.

Развивающая и психокоррекционная работа с детьми, направленная на активное воздействие на личность и индивидуальность ребенка.

По результатам диагностики совместно с воспитателями и родителями проводится работа по развитию внимания, зрительной памяти, мелкой моторике рук, мышления, произвольности, речи.

Для детей подготовительной группы проводятся занятия по программе А. Л. Сиротюк «Развитие интеллекта дошкольника через кинезиологический комплекс» с целью синхронизации работы полушарий головного мозга, развития способностей, памяти, внимания, речи, мышления.

Большой раздел работы посвящен проблемам общения. На занятиях проигрываются различные ситуации отношений между детьми, между взрослым и ребенком.

Проводятся занятия с детьми старшего дошкольного возраста направленные на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков, сплочения группы по программе А. Ивашовой «Сотрудничество», по программе «Общение». Цель занятий – научить ребенка осознанно воспринимать свои эмоции, понимать эмоциональное состояния других людей, знакомит с системой органов чувств человека, развивает коммуникативные способности детей, обращает внимание ребенка на невербальную сторону общения, знакомит с такими понятиями как мимика, жесты, интонация, походка, телодвижения, позволяя лучше ориентироваться в различных жизненных ситуациях.

Коррекционно-развивающая программа формирования эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей младшего возраста Н. П. Слободяник «Я учусь владеть собой» - направленная на развитие у детей способности к эмоциональной регуляции собственного поведения, формирование психических новообразований, необходимых для успешного обучения в начальной школе.

Программа С. В. Крюковой «Давайте жить дружно! »:

- адаптация детей к условиям дошкольного учреждения;

- создание чувства принадлежности к группе, положительного эмоционального фона;

- развитие коммуникативных навыков, умения понимать свое эмоциональное состояние, распознавать чувства других людей.

Программа помощи детям с личностными и поведенческими проблемами (Васильева Н. Л., Афанасьева Е. И. ) направленная на:

- психологическая помощь детям в решении проблем в общении,

- коррекционная работа по сглаживанию психоповеденческих проблем.

«Тропинка к своему Я» (Хухлаева О. В. ) - программа психологических занятий для младших школьников, цель которой сохранение и формирование психологического здоровья детей.

Другие программы, направленные на создание и поддержание у ребенка нормального психологического самочувствия, повышение эффективности его обучения, на устранение проблем в межличностном общении.

Консультативная работа: повышение психологической культуры педагогов, родителей путем проведения индивидуальных и групповых консультаций, участием в педсоветах, чтением лекций.

Консультирование воспитателей по результатам готовности детей к школе и индивидуальные рекомендации помогают оказать поддержку и внимание детям.

В старших и подготовительных группах индивидуально на каждого ребенка заполняется карты «индивидуального развития» с целью отслеживания особенностей развития и планирования коррекционно-развивающей работы.

Для родителей проводятся тематические консультации в рамках семинаров, лекториев, круглых столов по проблемам личностного развития детей, возрастным особенностям детей дошкольного возраста.

Тематика встреч формируется на основе актуальных запросов родителей: «Детские страхи», «Тревожные дети», «Адаптация детей в ДОУ», «Кризис трех лет», «Психологическая готовность к школьному обучению», «Развитие речи первых лет жизни», «Детский онанизм», «Половое воспитание», «Сказка в жизни ребенка», «Возрастные особенности детей», «Как облегчить адаптацию ребенка к школе».

В каждой группе создана папка - «Психолог – родителям», с тематическими консультациями. В частности, для родителей предлагаются несложные методы диагностики развития и игры для детей, а также основные нормативы развития детей (познавательная сфера, двигательная сфера).

Система игр, с которой знакомятся родители, учитывает возрастные особенности. Эти игры одновременно и определяют степень развития психологических качеств, и помогают развить их. Здесь еще не существует жестких норм для каждой игры, например, выполнить это задание с первого раза или с пятого, воспользоваться помощью взрослого один раз или несколько.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...