Власть как социальное явление
Стр 1 из 117Следующая ⇒ Иркутск
УДК 32(075.8) ББК Ф2я73 Печатается по решению научно-методического совета Иркутского государственного университета
Руководитель проекта:
В.Н. Саунин, директор Байкальского института бизнеса и международного менеджмента ИГУ, канд. ист. наук, доц.
Рецензенты:
Ю.Ф. Абрамов, заведующий отделением политологии и религиоведения ИГУ, д-р филос. наук, проф.; А.В. Шалак, заведующий кафедрой экономической истории Байкальского университета экономики и права, д-р ист. наук, проф. Зуляр Ю. А. Политология: Базовый курс: Учеб. пособие для преподавателей, аспирантов и студентов классических университетов. в 2 т. – Т.2. / Ю. А. Зуляр. – Иркутск: Иркут. гос. ун-т, 2008. – 780 с.
ISBN 0-0000-0000-0
Книга знакомит читателя с содержанием политического процесса. В ходе его анализа раскрывается структура политической власти, политической культуры и политического сознания, показаны формы и особенности человеческого измерения политики. На основе осмысления теоретического и фактического материала рассмотрены общие проблемы власти, динамика взаимоотношений политической и государственной власти и видов государственной политики. Показаны роль и место политической культуры, сознания, психологии, идеологии в политическом процессе. Определены значение и особенности гуманизма в политике, подходы к выбору целей, методов и средств, используемых в политической деятельности, рассмотрены история и современные концепции прав человека. Пособие по политологии подготовлено в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Российской Федерации по одноименному курсу.
Книга может быть полезна людям, профессионально занимающимся политической деятельностью, а также интересующимся явлениями, тенденциями и закономерностями современного политического процесса.
УДК 32(075.8) ББК Ф2я73
ISBN 0-0000-0000-0 © Зуляр Ю.А., 2008 г. © БИБММ, 2008 г. © ГОУ ВПО «Иркутский государственный университет», 2008 г.
Оглавление Часть третья Содержание политики
Раздел 5 Власть и политика
Раздел 6 Политическая культура и сознание
Часть третья Содержание политики
Раздел 5. Власть и Политика Власть — одно из центральных понятий политологии. Власть — необходимый элемент жизнедеятельности любой социальной системы. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, производственных коллективах, различного рода организациях и учреждениях, во всем государстве и в глобальном социуме. Вся история человечества — это история борьбы за власть. Именно она определяет наиболее драматические повороты и замысловатые интриги в жизни государств. Термин «власть» берет начало от латинского слова potestas или potentia, которое означает «способность» (оба этих латинских слова являются производными от potere — власть, быть способным). Для римлян potentia означала способность личности или какого-то феномена воздействовать на другое лицо или другой феномен. Власть как общественное явление возникла на самых ранних этапах истории человеческого общества. В первобытном родоплеменном обществе власть осуществлялась всеми членами рода (племени), которые избирали старейшину (вождя). Его моральный авторитет был основанием, источником его власти. Исторически понятие «власть» связано с административным управлением древнегреческих городов государств-полисов. На территории полисов возникла необходимость регулирования взаимоотношений граждан, а также реализации их общих интересов в данном государстве. Отсюда и возникла власть как определенная насильственная деятельность, выражающая интересы и волю тех или иных субъектов, оказывающая регулирующее воздействие на поведение людей. Искусство управления гражданами - «политами», регулирование их поведения с помощью права, насилия, авторитета, общественного мнения стало обозначаться понятием «политика». Исторически и логически между понятиями «власть» и «политика» возникла смысловая связь, закрепившаяся в формуле «политическая власть».
Глава 13. Политическая власть Власть как социальное явление
13.1.1. Определения и обоснования власти
Политологи придерживаются различных точек зрения относительно определения и трактовки понятия «власть». В настоящее время, по подсчетам А.И. Соловьева, в научной литературе можно насчитать более 300 определений власти [108, с.683]. Рассмотрим основные.
13.1.1.1. Биологическая концепция власти Ее представители рассматривают власть как механизм обуздания человеческой агрессивности, заложенной в наиболее фундаментальных инстинктах человека как биологического существа. Французский философ Г. Марсель(1889-1973) [70] считал, что «власть не есть факт специфически человеческий, она имеет предпосылки и корни в биологической структуре, которая обща нам с животными». В структуре биологических свойств, присущих и людям, и животным, агрессия выступает как инстинкт борьбы, направленной против представителей той же популяции. Следуя этому положению, Ф. Ницше(1844-1900) утверждал, что власть есть воля и способность к самоутверждению [79]. Впоследствии биологические трактовки власти послужили обоснованием права одних народов повелевать другими. В частности, А. Гитлер(1889-1945) выдвинул идею, согласно которой волей и способностью к самоутверждению обладают исключительно представители арийской расы — в этом их богоизбранность и призвание управлять всем миром.
13.1.1.2. Мифологическая концепция власти
Французский политолог Л. Дюгив «Курсе конституционного права» [34], обосновывая закономерность деления общества на «правящих» и «управляемых», «сильных» и «слабых», отстаивал идею естественного происхождения власти. Обладание властью он связывал с физическим, моральным, религиозным, интеллектуальным и экономическим превосходством одних людей над другими. Будучи сильнее своих соплеменников, первые навязывали вторым свою волю и достигали желаемых целей. В конечном счете, именно они и стали классом правителей. Таким образом, естественное деление людей на «сильных» и «слабых» обусловило их право на власть.
Однако для придания законности (легитимности), своим властным притязаниям «сильные» использовали мифы о божественном характере власти и об «общественной воле», воплощенной в институтах власти. Величие власти поддерживалось, по Л. Дюги, за счет преобладания в коллективной памяти этих двух мифов, свойственных двум различным стадиям эволюции человеческого общества. В традиционных обществах персона правителя обожествлялась: он объявлялся либо потомком божества, либо самим божеством. В предсовременных и современных обществах использовался миф об «общественной воле», которая должна подчиняться «индивидуальной воле» самых «сильных». Однако процесс появления «правящих» и «управляемых» не раскрывает природы власти. Понимая это, Л. Дюги заметил, что невозможно объяснить, почему существует право публичной власти и чем оно оправдывается. Он полагал, что по вопросу о происхождении власти могут быть выдвинуты две равноправные и одинаково недоказуемые гипотезы: власть можно считать установленной либо Богом, либо людьми. Для установления власти необходимо, с одной стороны, наличие веры индивидов в реальное существование публичной власти, а с другой — наличие материальной возможности в данной группе для некоторых индивидов, называемых правящими, по своей воле применять силу. 13.1.1.3. Телеологическая концепция Или целеполагающая концепция (с точки зрения цели) характеризует власть как способность достижения поставленных целей, получения намеченных результатов. «Власть может быть определена как реализация намеченных целей», — пишет Б. Рассел [100 -136]. Телеологические определения трактуют власть достаточно широко, распространяя ее не только на отношения между людьми, но и на взаимодействие человека с окружающим миром — в этом смысле говорят, например, о власти над природой. 13.1.1.4. Реляционистскаяконцепция
В ней власть характеризуется как отношение между партнерами, агентами, при котором один из них оказывает определяющее влияние на второго. Выделяют три основных варианта теории реляционной интерпретации власти: · в теориях «сопротивления» (Д. Картрайт, Дж. Френч, Б. Рейвен и др.исследуются такие властные отношения, в которых субъект власти подавляет сопротивление ее объекта; · в теориях «обмена ресурсами» (П. Блау, Д. Хиксон, К. Хайнингс и др.) основное внимание уделяется ситуациям, когда имеет место неравное распределение ресурсов между участниками социального отношения, вследствие чего возникает острая потребность в этих ресурсах у тех, кто их лишен. В этом случае индивиды, располагающие «дефицитными ресурсами», могут трансформировать их излишки во власть, уступая часть ресурсов тем, кто в них нуждается, в обмен на желаемое поведение; · теории «раздела зон влияния» (Д. Ронг и др.) предлагают при оценке природы существующих отношений власти принимать во внимание не каждое действие в отдельности, а рассматривать их в совокупности. Подчеркивается изменчивость ролей участников взаимодействия. Если в данной ситуации один индивид обладает властью, то с трансформацией сферы влияния позиции участников меняются [111 -16].
13.1.1.5. Бихевиористская концепция
Ее сторонники подобно реляционистам, исходят из трактовки власти как отношений между людьми, при которых одни властвуют, а другие подчиняются и выполняют решения первых. Но при этом особенность бихевиористского подхода заключается в акцентировании внимания на мотивах поведения людей в борьбе за власть. Стремление к власти объявляется доминирующей чертой человеческой психики, сознания, следовательно, определяющей формой политической активности человека. Власть — исходный пункт и конечная цель политического действия. Одну из типичных бихевиористских трактовок власти предложил Г. Лассуэлл. Он считал, что первоначальные импульсы для возникновения власти дает присущее индивидам стремление (воля) к власти и обладание «политической энергией». Человек видит во власти средство улучшения жизни: приобретение богатства, престижа, свободы, безопасности и т.п. В то же время власть самоценна, что позволяет наслаждаться ее обладанием. Политическая власть складывается из столкновения многообразных воль к власти как баланс, равновесие политических сил [57]. 13.1.1.6. Психологическая концепция
Интерпретации власти, исходя из ее бихевиористского понимания как поведения реальных индивидов, пытаются раскрыть субъективную мотивацию этого поведения, истоки власти, коренящиеся в сознании и подсознании людей. Одно из виднейших направлений этого рода — психоанализ. Он трактует стремление к власти как проявление, сублимацию подавленного либидо, представляющего собой подверженное трансформации влечение преимущественно сексуального характера (З. Фрейд [116]) или же психическую энергию вообще (К.Г. Юнг [130]). Стремление к власти и особенно обладание ею выполняют функцию субъективной компенсации физической или духовной неполноценности. Власть возникает как взаимодействие воли к ней — одних и готовности к подчинению, «добровольному рабству» — других. Как считал Фрейд, в психике человека имеются структуры, делающие его предрасположенным к предпочтению рабства свободе ради личной защищенности и успокоения. Различные психоаналитики расходятся в объяснении причин психологического подчинения. Одни (С. Московичи [74], Б. Эдельман[99 -62]) видят их в своего рода гипнотическом внушении, существующем во взаимоотношениях вождя и толпы, другие же (Ж. Лакан[55]) — в особой восприимчивости подсознания человека к символам, выражаемым в языке. В целом же психологический подход помогает выявить механизмы мотивации власти как отношения: командование—подчинение. 13.1.1.7. Системная концепция
Их сторонники рассматривают власть как систематизирующее отношение в политической системе общества. Она понимается ими в качестве анонимного, надперсонального, безличного свойства социальной системы, обезличенной воли обстоятельств. Все остальные элементы системы связаны с ней непосредственно или опосредованно. В рамках данной концепций выделяют три подхода к пониманию власти: · первый истолковывает власть как свойство или атрибут макросоциальной системы (Т. Парсонс [84]); · второй рассматривает власть на уровне конкретных систем — семьи, организации и т.п. (М. Крозье [52]); · третий — как взаимодействие индивидов в рамках специфической социальной системы (М. Роджерс [111, с.28]).
«Мы можем определить власть, — писал Т. Парсонс, — как реальную способность единицы системы аккумулировать свои «интересы» (достичь целей, пресечь нежелательное вмешательство, внушить уважение, контролировать собственность и т.д.) в контексте системной интеграции и в этом смысле осуществлять влияние на различные процессы в системе». Некоторые представители системного подхода (К. Дойч [32], Н. Луман [66]) трактуют власть как средство социального общения (коммуникации), позволяющее регулировать групповые конфликты и обеспечивать интеграцию общества. Назначение политической власти — разрешать постоянно возникающее противоречие между необходимостью поддержания порядка в обществе и многообразием интересов членов общества, сопряженных с конфликтами. Системное понимание власти позволяет раскрыть ее структуру, увязать в единое целое различные ее характеристики.Основными компонентами власти объявляются ее субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все ее элементы и характеризующийся механизмом и способами взаимодействия между партнерами. 13.1.1.8. Структурно-функциональная концепция
Представляют собой разновидность предшествующей модели власти. Их сторонники рассматривают ее как свойство социальной организации, как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на целесообразности разделения функций управления и исполнения. Без власти невозможны коллективное существование человека, совместная жизнедеятельность многих людей. Само общество устроено иерархично, дифференцирует управленческие и исполнительские социальные роли. Власть — это свойство социальных статусов, ролей, позволяющее контролировать ресурсы, средства влияния. Следовательно, власть связана с занятием руководящих должностей, позволяющих воздействовать на людей с помощью позитивных и негативных санкций, поощрения и наказания. 13.1.1.9. Социологическая концепция
Данная концепция ориентирует на исследовании власти в контексте социальных условий ее возникновения и функционирования с учетом доминирующих в обществе ценностей, традиций, предпочтений. Однако природа властного взаимодействия трактуется сторонниками данного подхода неоднозначно.
13.1.1.10. Конфликтологическая концепция
С позиции теории социальной конфликтологии, которую развивали К. Маркс [68], Ф. Энгельс [128], В.И. Ленин[61] и их последователи, власть рассматривается как отношения господства и подчинения одного класса другим. Природа данного господства обусловлена экономическим неравенством, местом и ролью класса в экономической системе общества. Обладание собственностью обеспечивает экономически господствующему классу возможность подчинять своей воле экономически зависимые классы. Например, политическая власть буржуазии над пролетариатом обусловливается ее экономическим господством и возможностями государственного принуждения. Экономическое неравенство служит основой всех других форм социального неравенства, которое не исчерпывается только классовыми различиями. Оно более многообразно и включает в себя профессиональные, этнические, половозрастные, региональные и культурные различия. Поэтому власть оказывается везде, где есть неравенство.
13.1.1.11. Дуалистическая концепция
Согласно этой концепции власть следует отличать от господства. Французский политолог М. Дюверже[33] выделил дваэлемента власти: · материальное принуждение; · убеждение, вера со стороны подчиняющихся в то, что такое подчинение похвально, справедливо, законно.
При отсутствии второго элемента это уже не власть, а господство. Господство — более узкое понятие, чем власть, и связано с применением силы, которое может выражаться в разных формах, таких, как физическое насилие, экономическое принуждение, давление со стороны организованного коллектива и т.д. Власть же может осуществляться и без прямого насилия, опираясь на силу авторитета (вероятность добровольного подчинения). Отмечая наличие двух элементов власти, М. Дюверже подчеркивал, что источниками осуществления власти служат насилие и верования субъектов политического процесса, прежде всего их вера в необходимость власти вообще и вера в ее легитимность (законность, справедливость). Двойственность власти (не случайно М. Дюверже образно называет ее двуликим Янусом) выражается в том, что она, с одной стороны, является инструментом господства одних групп общества над другими, а с другой — выступает эффективным средством интеграции и обеспечения социальной солидарности всех членов общества для всеобщего блага. 13.1.1.12. Коммуникативные и постструктуралистскиеконцепции
Поиск адекватных феномену власти концепций продолжается. Целесообразно отметить коммуникативные (Ю. Хабермас [118]) и постструктуралистские (М. Фуко [117], П. Бурдье [13]) модели власти, рассматривающие ее как многократно опосредованный и иерархизированный механизм общения между людьми, разворачивающегося в социальном поле и пространстве коммуникаций. Хабермас полагает, что власть является своеобразным макромеханизмом опосредования возникающих противоречий между публичной и частной сферами жизни, который наряду с деньгами обеспечивает воспроизводство естественных каналов коммуникаций между политическими субъектами. Именно благодаря коммуникационным потокам и реализуются соответствующие властные функции в обществе. П. Бурдье ввел новое понятие «символической власти», которое сводится им к совокупности «капиталов» (экономических, культурных и т.д.), распределяющихся между агентами в соответствии с их позициями в «политическом поле», т.е. в социальном пространстве, образуемом и конструируемом самой иерархией властных отношений. Приведенные трактовки сущности власти не исключают друг друга, а подчеркивают многомерность, многозначность этого социального феномена. Общим для них является признание власти как · одного из важнейших видов социального взаимодействия; · специфическое отношение, по крайней мере, между двумя субъектами; · отношения командования-подчинения, обладающие многоуровневостью, имеющие сложную природу и разнообразные формы проявления; · право и возможность распоряжаться кем-нибудь и чем-нибудь, подчинять своей воле. Понимая власть как средство упорядочения общественной системы, иногда ее отождествляют с управлением, а властные отношения — с управленческими отношениями и управленческой деятельностью. Действительно, между этими двумя общественными явлениями существует тесная взаимосвязь: без использования власти невозможно управлять людьми, но и без выполнения управленческой функции власть превратится в нечто аморфное, недейственное. Однако между властью и управлением имеет место существенная разница. Управление как общественное явление (т.е. управление деятельностью людей) по своему объему шире, чем власть. Властное воздействие на людей основывается, прежде всего, на применении принудительных мер и даже насилия, управление может осуществляться и на добровольном подчинении лидеру в силу его морального авторитета (неформальное лидерство). Управление также может быть безвластным, стихийным, например, посредством рыночных отношений, которые «управляют» материальным и духовным производством через спрос и предложение товаров, идей, услуг.
13.1.2. Природа подчинения Критерием субъекта и объекта является вектор подчиненности. Состояние властных отношений характеризуются наличием процесса подчинения. С точки зрения результата не важно, что заставляет объект подчиняться субъекту. Но анализ феномена подчинения представляет собой важную теоретическую и практическую проблему. Власть, как пишет В.П. Пугачев, всегда двустороннее, асимметричное, с доминированием воли властителя взаимодействие ее субъекта и объекта. Она невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения. В конечном счете, у объекта властной воли всегда есть крайний выбор — погибнуть, но не подчиниться. Осознание зависимости власти от покорности населения нашло практическое выражение в акциях гражданского неповиновения, широко используемых в современном мире как средство ненасильственной борьбы [98 -97].
13.1.2.1. Многогранность феномена подчинения Где нет объекта, там нет власти. Объект власти – пассивное начало во властных отношениях; это те лица или органы, на которые направлено действие вышестоящего субъекта власти. Ими могут быть индивид, социальная группа, масса, класс и т.д. Отношения между субъектом и объектом власти не могут быть равноправными. Субъект власти отдает распоряжения и рассчитывает на их исполнение объектом власти, т.е. на подчинение последнего. Власть, возникающая на основе естественного неравенства, всегда носит характер межличностного взаимодействия, всегда персонифицирована. Возникает подчинение конкретному человеку. И если в новой ситуации он окажется неспособным продемонстрировать свое преимущество, едва ли его распоряжения будут выполняться. Власть, основанная на социальном неравенстве, по мнению А.П. Плешакова, утрачивает свою персонифицированную форму [86]. Границы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления, борьбы на уничтожение (в этом случае власть отсутствует) до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. В принципе подчинение так же естественно присуще человеческому обществу, как и руководство. Готовность к подчинению зависит от ряда факторов: · от собственных качеств объекта властвования; · от характера предъявляемых к нему требований; · от ситуации и средств воздействия, которыми располагает субъект; · от восприятия руководителя исполнителями, наличия или отсутствия у него авторитета.
Мотивация подчинения достаточно сложна. Она может основываться на: · страхе перед санкциями; · на долголетней привычке к повиновению; · на заинтересованности в выполнении распоряжений; · на убежденности в необходимости подчинения; · на авторитете, вызываемом руководителем у подчиненных; · на идентификации объекта с субъектом власти и др.
Все эти и другие мотивы существенно влияют на силу власти, т.е. способность ее субъекта влиять на объект. Власть представляет собой определенную форму влияния, влияние же в свою очередь включает властный компонент. Власть отличается от влияния тем, что она опирается на санкции, т.е. может использовать насилие или угрозу применения насилия в случае отказа подчиниться повелению или приказу. Влияние предполагает, что-то или иное лицо может изменить свое поведение или образ жизни, следуя примеру или совету другого лица. Высокая сила воздействия и вероятность подчинения отличают власть от влияния.
13.1.2.2. Влияние страха
Сила власти, основанная на страхе, вызываемом угрозой санкций, прямо пропорциональна тяжести наказания и обратно пропорциональна вероятности избежать его в случае непослушания. Такая власть имеет тенденцию к ослаблению вследствие естественного стремления людей избавиться от этого неприятного эмоционального состояния. Власть в виде силы означает способность субъекта достичь желаемого результата в отношениях с объектом либо путем непосредственного воздействия на его тело или психику (применение оружия, физической силы, психотропных веществ и т.д.), либо с помощью ограничения его действий (заключение под стражу). В отличие от других форм власти, сила исключает альтернативы действия объекта, не давая ему возможности сделать выбор: с людьми обращаются как с физическими объектами. В принуждении источником подчинения объекта команде субъекта выступает угроза применения субъектом негативных санкций по отношению к объекту в случае отказа от повиновения, т.е. угроза силы или каких-либо иных мер воздействия (понижение по службе, лишение прав, арест и т.д.). Хотя сила и принуждение нередко воспринимаются как одно и то же, по мнению ряда исследователей, концептуальное различение между ними является необходимым, поскольку они имеют разные источники подчинения и разные способы осуществления [92 -79]. Сила не всегда является социально одобряемым действием, особенно если она направлена во зло. Однако во многих ситуациях для поддержания законной власти необходимо проявлять не только решительность, но и силу — физическую или вооруженную. Речь идет о правонарушителях и преступниках, нарушающих принятые большинством народа законы. Считается, что демократия способна удержать власть, только опираясь на силу закона. Если она проявляет слабость и позволяет нарушать законы, то в стране воцаряются произвол и анархия, растут преступность и коррупция, вслед за которыми часто утверждается силовой режим правления, например диктатура.
Результат привычки
Сравнительно безболезненно воспринимается людьми власть, базирующаяся на привычке, обычае повиноваться. Привычка один из ведущих мотивов подчинения государству в традиционных обществах. Она — надежный фактор стабильности власти до тех пор, пока та не приходит в противоречие с требованиями реальной жизни. Если же это происходит, то власть, основанная лишь на привычке к повиновению, быстро разрушается, как только люди замечают, что власть изжила себя и недостойна повиновения.
Мотивы личного интереса
Наиболее стабильной является власть, построенная на интересе. Личная заинтересованность побуждает подчиненных к добровольному выполнению распоряжений, делает излишним контроль и применение негативных санкций. Побуждение основывается на способности субъекта обеспечить объект ценностями и услугами, в которых тот заинтересован. В отличие от принуждения, связанного с негативными санкциями, в процессе осуществления побуждения нежелание объекта следовать распоряжениям субъекта преодолевается с помощью позитивных «санкций, обещания вознаграждения (продвижение по службе, повышение заработной платы, приобретение известности и т.п.).
Последствия убеждения
Подчинение по убеждению связано с мотивационным воздействием достаточно глубоких слоев сознания: менталитета, ценностных ориентаций и установок, составляющих «вторую природу» личности (ее «первая природа» образуется под воздействием первичных, преимущественно биологических потребностей и повседневных интересов индивида). Готовность подчиняться государству или другому носителю власти ради каких-либо более высоких, чем непосредственные индивидуальные интересы, целей (патриотических, нравственных, религиозных и т.п.) — важный источник силы власти. В массовом сознании оно воспринимается как чувство долга. Оно является главным, когда во время боя командир отдает солдатам приказ идти в атаку. Перед лицом возможной смерти солдат теряет какой-либо страх перед командиром (если таковой страх был), он уже не раздумывает над проблемой доверия к нему, из всех интересов остается главный интерес – выжить. Но солдат поднимается и идет в атаку, презрев смерть, потому что он давал присягу на верность – и не своему командиру и даже не государственной власти, а своей Родине. В убеждении источник власти заключается в эмоциональных и психологических аргументах, которые субъект использует для подчинения объекта. В отличие от принуждения и побуждения, которые внешне могут выглядеть как убеждение, последнее подразумевает отсутствие конфликта между субъектом и объектом; у объекта есть выбор принять аргументы субъекта или нет, который не ограничен позитивными или негативными санкциями со стороны субъекта.
Роль авторитета Одной из наиболее благоприятных для власти мотиваций подчинения является авторитет. Авторитет — это влияние, которое человек, группа людей, организация приобретают в результате признания их опыта, знаний, высоких нравственных достоинств. Можно обладать высоким научным или нравственным авторитетом, не располагая при этом реальной властью. Авторитет формируется на базе общей заинтересованности объекта и субъекта власти, и убежденности подчиненных в особых способностях руководителя.Авторитет представляет собой высоко ценимые качества, которыми подчиненные наделяют руководителя и которые детерминируют их повиновение без убеждения или угрозы санкций. Он основывается на согласии и означает уважение к руководящей личности или институту, доверие к ним. Авторитет может быть истинным, когда руководитель действительно обладает теми качествами, которыми его наделяют подчиненн
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|