Структура политической власти
Получив представление о природе политической власти, можно идти дальше в исследовании ее как социального явления и процесса. Обратимся к анализу ее структуры. В политической науке под структурой власти понимаются ее компоненты: субъект, объект, а также средства (ресурсы). В центре политических отношений находятся взаимоотношения государства, общества и личности. А также межгрупповое (межклассовое), межнациональное (межэтническое), внутригрупповое и межличностное взаимодействие. К числу главных принадлежат отношения политического управления (между управляющими и управляемыми) и политического властвования (между властвующими и подчиненными). Сфера политических отношений весьма подвижна, взаимосвязана, имеет ряд уровней, во многом зависит от уровня и характера его развития, степени политизации жизни общества. Политическая власть всегда результат определенных взаимодействий и отношений (господство и управление). И как любое отношение, она предполагает как минимум две стороны. На одной стороне — властвующие. В политологии их принято обозначать понятием «субъект» (это может быть целый народ, государственный орган, отдельная облеченная властью личность). На другой стороне данного отношения — подвластные, подчиненные. Это — объект, на который направлены властные отношения. Объектом политической власти может быть общество в целом, то есть народ, и каждый гражданин в отдельности. Особенностью структуры политической власти является полное совпадение субъекта и объекта с формальной точки зрения. В качестве субъекта и объекта выступают все политические участники: индивид, группа, социум, государство. Их субъектно-объектную диспозицию определяет исторический процесс и политическая ситуация. Большую часть государственного периода человеческой истории народ однозначно, за редким исключением, относился к объекту. С эпохи буржуазных революций (XVII-XVIII вв.) народ стали переводить в разряд субъекта.
При тоталитарных и авторитарных режимах политические отношения строго контролируются, политическая жизнь направляется в определенные рамки. Разумеется, в обществах с недемократическими политическими режимами о понятии «народ» можно говорить только как об объекте политической власти. Такова реальная ситуация, хотя видимость может быть и иной. В демократических условиях политические отношения разнообразятся и совершенствуются как внутри политических институтов и между ними, так и по линии «государство — гражданское общество», развиваются в разнообразных политических процессах и широком демократическом политическом участии. Республиканская форма правления, демократический политический режим предполагают власть народа, которую он реализует непосредственно (непосредственная демократия) и опосредованно, через своих представителей в высших органах политической власти (представительная демократия). Например, в Конституции РФ [48] отмечается: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления» (статья 3). Однако возможности непосредственной демократии ограничены многими обстоятельствами. Во-первых, слишком мало форм, позволяющих привлечь к решению политических вопросов сразу весь народ (высшими из этих форм являются свободные выборы и референдумы). Во-вторых, политическое управление обществом — это постоянная, компетентная работа. Представить в роли такого органа весь народ просто невозможно. Вот почему власть народа — это, прежде всего, представительная демократия. Народ делегирует свои властные права соответствующим органам власти (законодательным, исполнительным, судебным) и конкретным лицам (президент, канцлер, премьер-министр).
Суть представительной демократии хорошо выражена в «Декларации независимости США», где «отцы-основатели» Американской республики записали: «Мы считаем самоочевидным следующие истины: все люди созданы и наделены своим Создателем определенными неотчуждаемыми правами, среди которых право на жизнь, свободу и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, чья власть зиждется на согласии управляемых». Субъект политической власти, по определению Ю.В. Ирхина, это конкретно-исторический носитель многообразной политической деятельности, направленной на завоевание, защиту или использование власти с целью реализации своих коренных интересов. Подобный статус не является имманентным, изначально присущим какому-либо физическому лицу или социальной общности. Применительно к индивиду он обретается путем политико-идеологического воспитания человека, усвоения им политических норм и принципов, его приобщения к одной из организаций, групп и соответствующего обособления от других, т.е. в процессе политической социализации [41 -274]. В роли субъекта действия выступают не только облеченные властью физические лица, но и сама власть в виде государства, правительства, парламента и других корпоративных образований. Аналогичным образом происходит и становление социальной общности как совокупного субъекта политики, цели и действия которого отражают коллективное сознание индивидов, объединенных в данной группе или организации на основе исторически сложившихся устойчивых общественных связей. Деятельность совокупного субъекта является интегративным результатом взаимодействия составляющих его индивидуальных субъектов и в соответствии с известным законом системности отличается от простой суммы их персональных качеств некоторыми новыми кооперативными параметрами. При этом коллективное сознание совокупного субъекта, находящее отражение в определенных идеях, концепциях, программах политической деятельности, может в известной степени противостоять личностному сознанию индивидов, представленных в социальной группе или организации и вынужденных считаться с совместно выработанными требованиями, принципами и ограничениями.
Политические властные отношения строятся по принципу властной вертикали. Под ней понимается распределение власти, управленческих функций сверху донизу, по вертикальной линии, иерархическое построение властных органов со строгой системой подчинения. В Российской Федерации, как и других странах, это позволяет рационально понять и построить структуру власти между центром и на местах, разграничить предметы видения и полномочий между органами федеральной власти, органами государственной власти субъектов РФ. Определяется ст. 11,71-73, 76-78 Конституции РФ. Наиболее наглядно проявляется в системе исполнительной власти. Народ в демократическом обществе есть субъект власти (это обстоятельство подчеркивается в конституциях всех демократических стран), но он одновременно и объект власти, поскольку, передав по доброй воле («согласие управляемых») выполнение властных функций соответствующим властным структурам, народ, общество в целом берут на себя обязанность подчиняться избранной им политической власти. Очевидно, что говорить о субъекте политической власти можно только при существовании не тождественного ему объекта политического воздействия. Однако необходимо иметь в виду, что каждый социальный субъект, оказывая воздействие на других (социальные группы, общество), сам в то же время выступает объектом воздействия со стороны других субъектов, а также воздействует на себя и сам (на свою группу), преображаясь в общественных отношениях. Субъект определяет содержание властного отношения через приказ (распоряжение, команду). В приказе предписывается поведение объекта власти, указываются (или подразумеваются) санкции, которые влекут за собой выполнение или невыполнение данного распоряжения. От приказа, характера содержащихся в нем требований во многом зависит отношение к нему объекта, исполнителей — второго важнейшего элемента власти.
Качества объекта властвования определяются его политической культурой. Наибольшую покорность обеспечивают патриархальный и подданнический типы политических культур. Преобладание в обществе людей, привыкших повиноваться, жаждущих «твердой руки», является благоприятной питательной средой авторитарных и тоталитарных режимов. Субъект и объект политической власти — это два важных ее компонента, но в ее структуре есть еще одно слагаемое — ресурсы власти. Речь идет о тех средствах, с помощью которых субъект политической власти осуществляет воздействие на деятельность и поведение граждан (объект).
13.3.2. Ресурсы политической власти Политическая власть есть феномен неравенства, асимметрии, если исходить из положения и возможностей субъекта и объекта этой власти: у одних право властвовать, у других обязанность подчиняться. Это неравенство поддерживается целой системой разнообразных средств (ресурсов), с помощью которых реализуется политическая власть. Она пользуется этими ресурсами в целях убеждения, поощрения и наказания подвластных. Существует несколько классификаций ресурсов политической власти. Согласно одной из них ресурсы делятся на утилитарные, принудительные и нормативные. В соответствии с ней: · к утилитарным относятся материальные и другие социальные блага; · к принудительным – меры уголовного и административного воздействия; · к нормативным относятся средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека. Они призваны обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.
Другой классификацией является деление ресурсов в соответствии с важнейшими сферами социальной деятельности. Финансово-экономические ресурсы. Распространяя свое воздействие на все сферы жизнедеятельности общества, политическая власть вместе с тем опирается на лежащие в них ресурсы. Одной из важнейших среди данных сфер является экономическая. Лидирующая роль экономических ресурсов (финансовых, в частности) определяется тем, что политическая власть просто не может функционировать, не располагая экономическими ресурсами. Во-первых, для политической власти (будь то передача престола по наследству, или революционный переворот, или демократическая процедура выборов) всегда необходимы денежные ресурсы. Например, современные избирательные кампании в различных странах требуют на их проведение огромных финансовых ресурсов. Средств, выделяемых из государственного бюджета, явно недостаточно. Поэтому кандидаты заинтересованы в поддержке частных лиц. Процедура восхождения на престол превращается, как правило, в празднество, которое требует больших затрат. Революционный же путь требует огромных экономических ресурсов для захвата власти и неизмеримо больше – для восстановления страны, разрушенной в ходе революции.
Во-вторых, само функционирование политической власти, реализация экономических программ требуют огромных средств. В центре внимания власти находится экономическая политика. Например, все выдающиеся американские президенты выбирали различные девизы для своих программ: «Новый курс» (Ф. Рузвельт), «Новые рубежи» (Дж. Кеннеди), «Война против бедности» (Л. Джонсон). За этими разными названиями, по существу, стояло всякий раз одно – программа экономического подъема США. Уровень экономического развития страны и роль политической власти в его повышении являются главным критерием в оценке заслуг этой власти. Можно без преувеличения сказать, что сила власти, ее прочность и легитимность находятся в прямо пропорциональной зависимости от уровня достигнутой экономической стабильности общества. В-третьих, экономические средства необходимы для поддержания политической власти, обеспечения ее безопасности, содержания аппарата. Таким образом, огромные экономические ресурсы нужны и для завоевания власти, и для реализации целей, и для ее поддержания. Роль экономических ресурсов этим не ограничивается. Политическая власть использует экономические ресурсы для решения многих проблем общегосударственного и международного характера. С помощью экономических средств, в частности средств государственного регулирования общественных процессов, политическая власть может сделать многое: стимулировать структурную перестройку экономики, не допустить монополизации хозяйственных отраслей одной или двумя компаниями, замедлить темпы инфляции и существенно сократить безработицу, привлекать инвестиции в национальную экономику и т.д. Вместе с тем широко известны злоупотребления властью, продажность и коррупция среди политических деятелей (в т.ч. российских). Так, всему миру известны скандальные истории из сравнительно недавнего прошлого о подкупе ряда высокопоставленных представителей правящей партии Японии (ЛДП), о получении взяток лидером греческих социалистов А. Папандреу и некоторыми членами его кабинета. Особо богатыми оказались некоторые главы бывших социалистических стран. Например, сокровища Н. Чаушеску, по некоторым оценкам, составили сумму в 5 млрд дол. К этому следует добавить ювелирные изделия и украшения, бесследно исчезнувшие в дни революции. Военно-силовые ресурсы. Этот вид ресурсов политической власти выполняет функцию обеспечения обороны страны, охраны внутреннего порядка, в т.ч. обеспечения безопасности политической власти, недопущения каких-либо поползновений на власть в целях ее свержения. Это — армия, полиция, различные службы безопасности, прокуратура, суд, а также принадлежащая им техника, вооружение, тюрьмы и т.д. Как показывает исторический опыт, эти ресурсы в той или иной их части политическая власть использует весьма часто. Они относятся к наиболее действенным, внушают страх, поскольку использование данных средств приводит к лишению людей собственности, свободы, а нередко и самой жизни. Особенно часто политическая власть прибегает к этим ресурсам в случаях ослабления своей силы, мощи и влияния на общество. Они часто применяются в годы экономических и политических кризисов. Политическая власть использует армию, полицию, силы охраны порядка для подавления массовых выступлений с требованиями смены правительства. Войска не раз «наводили порядок» в конфликтном обществе. Даже в демократических государствах Европы и в США вооруженные силы выполняют важную роль в поддержании конституционного порядка. Очевидно, что политические структуры заинтересованы в высокой лояльности и преданности им силовых структур. Поэтому, как свидетельствует международный опыт, работа в силовых структурах относится к престижным и высоко оплачиваемым профессиям. Достаточно отметить, что годовое жалование полицейского в США лишь немного меньше, чем губернатора штата. С понятием «силовые ресурсы» нередко связывают понятие «военная власть». Последнее характеризует ситуацию, когда в структуре политической власти преобладают военные. Исторический опыт дает немало тому примеров. При этом военные контролируют все структуры власти либо заменяют ее собой. Специфика военной организации может быть перенесена на деятельность гражданских структур. В данном случае возникает полицейское государство. Социальные ресурсы. Это способность повышения (или понижения) социального статуса или ранга, места в социальной иерархии (должность, престиж, образование и др.). Это также довольно значительная совокупность ресурсов политической власти, т.е. того, что призвано обеспечивать поддержку действующей власти и заинтересованность в ее существовании. Центральное место в этой системе занимают престижные и высокооплачиваемые должности, которые уже сами по себе обеспечивают высокую оплату, и система разного рода привилегий. Социальная политика в ведущих современных западных странах строится таким образом, что в сохранении существующей политической власти заинтересовано большинство населения: здесь действует широкая система страхования, высокий уровень пенсионного обеспечения (уровень пенсии составляет до 90% от ранее получаемой заработной платы), широко развита система благотворительных организаций и т.д. Культурно-информационные ресурсы. Речь идет, в первую очередь, о средствах массовой информации (СМИ). Это самый молодой вид ресурсов, которыми располагает политическая власть в современных условиях практически во всех странах мира. Однако «молодость» не означает малую эффективность или второстепенную роль. Средствам массовой информации (в условиях, когда практически каждая семья имеет телевизор и радиоприемник) принадлежит весьма важная роль, как в период становления политической власти, так и в период ее функционирования. Данная группа ресурсов политической власти имеет специфику, отличающую ее от других видов. Господствующая политическая власть всегда имеет оппозицию (скрытую или существующую легально). Чтобы СМИ стали ресурсами господствующей политической власти, за них нужно бороться, ибо очень велико желание СМИ стать независимыми от государства. Во многих государствах существует специальное законодательство, регламентирующее деятельность средств массовой информации. Законодательство предусматривает различные пути недопущения ситуации, при которой СМИ отражали бы позиции и цели какой-либо одной политической силы. Например, во время избирательной кампании эфирное время, которое предоставляется ведущим партиям страны, для всех одинаково по продолжительности. Нередко СМИ называют «четвертой властью» (наряду с законодательной, исполнительной и судебной). Это отражает их действительные возможности и силу воздействия на общественное мнение. Нельзя, например, недооценивать роль выступлений В. Жириновского по телевидению и радио в неожиданном успехе возглавляемой им партии на выборах 12 декабря 1993 г. Демографические ресурсы. Специфическим ресурсом власти является сам человек, его качество и количество людей. Люди – это универсальный, многофункциональный ресурс, который создает другие ресурсы. Человек – создатель материальных благ (экономические ресурсы), солдат, работник милиции, судья, прокурор и т.п. (силовые ресурсы), обладатель и распространитель знаний и информации (культурно-информационные ресурсы) и т.д. Личность выступает ресурсом власти, будучи использована как средство реализации чужой воли. В целом же человек выступает как бы в трех ипостасях: он и субъект, и объект, и ресурс политической власти. Существуют и другие подходы, в частности Ю.В. Ирхин [41], среди ресурсов политической власти выделяет: · собственные качества субъекта и его статус (компетентность, организованность, административный ресурс и т.п.); · некоторые свойства объекта (например, его политическую доверчивость, привычку подчиняться и др.); · благоприятную для субъекта ситуацию (экономический подъем, раздоры в оппозиции, международную обстановку и т.п.); · материальные (военные, финансовые, информационные) и иные средства воздействия.
Среди исследователей нет однозначного ответа на вопрос, какие из основных видов ресурсов политической власти являются наиболее важными, а какие второстепенными. В разные периоды решающими становятся то одни, то другие ресурсы. Очевидно, например, что в периоды попыток переворотов или других выступлений против политической власти решающими становятся силовые ресурсы. В периоды стабильного экономического и политического развития большую роль играют экономические и социальные ресурсы. В целом же, как показывает практика, все виды перечисленных ресурсов относятся к постоянно действующим, необходимым для политической власти.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|