Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социально-политическое влияние и соотношение его способов




 

Общество не представляет собой некоего механического соеди­нения институтов и отношений, это форма самоор­ганизации людей, где единство не навязано извне, а дано как бы изнутри. С данной точки зрения немаловажное значение имеет тот факт, что помимо насилия власть имеет своим основа­нием целый ряд других источников. Поэтому и политическая, и государственная власть никогда не может быть всепоглощающей властью. Рядом с ними, и в противовес им, существует множество организаций, объединений, институтов гражданского общества, таких как церковь, семья, образование, бизнес, обще­ственное мнение, СМИ, профсоюзы и заинтересованные группы.

Наряду с видимой стороной властеотношений — зримой активностью государственных институ­тов, существует воздействие субъектов, непосредственно не рас­полагающих властью, но держащих в своих руках нити управле­ния. По этому поводу Б. Рассел в своей широко известной книге «Власть» писал: «В любой большой организации, где лидер об­ладает значительной властью, находятся менее заметные люди (мужчины и женщины), которые имеют силу влияния на лиде­ров посредством личных методов».

По мнению некоторых авторов, влияние — наиболее всеохватывающее явление, поскольку включает все формы убеждения, давления, принуждения и т.д. Переплетение власти и влияния можно представить и через такую формулу — влияние расплавлено во власти, имея свою собственную природу. «Власть» и «влияние» — хотя и близкие, но отнюдь не тождественные понятия. Можно ска­зать, что всякая власть, осуществляемая в обществе, предполагает влияние. Но не всякое влияние, оказываемое одним индивидом или одной группой на другого индивида или другие группы, рас­сматривается как власть в строгом смысле этого слова [90].

В определенном смысле политическую власть и социально-политическое влияние невозможно отличить друг от друга, по­скольку власть представляет собой определенную форму влия­ния, а влияние в свою очередь — это просто проявление причин­но-следственных отношений. При этом власть отличается от про­сто влияния тем, что она опирается на санкции. Как отмечали Г. Лассуэлл [57] и А. Каплан [111 -16], «именно угроза применения санкций отграничивает власть от влияния вообще». Иначе говоря, власть может использовать физические санк­ции или угрозу физических санкций в случае неподчинения повелению или приказу. Влияние же предполагает, что то или иное лицо может модифицировать свое поведение или образ жизни, полагая, что его интересы лучше могут быть реализова­ны, если следовать образу жизни, поведения или просто совету другого лица.

Воздействие же, как проводник влияния, намного тоньше власти. Оно выступает в виде просьбы, внушения, обещания, угрозы (шан­таж). Речь идет об убеждении — активном воздействии на волю и сознание человека идейно-нравственными средствами. Меха­низм убеждения включает совокупность идеологических, соци­ально-психологических средств и форм воздействия на индиви­дуальное и групповое сознание. В результате убеждения форми­руются определенные установки, которые воплощаются в пове­дении людей.

Если власть политическая и государственная имеет обществен­но опосредованный характер, то влияние, наоборот, является но­сителем личностно-непосредственного характера. Влияние, в отличие от власти, имеет, как правило, нелегаль­ный характер, но основывается на доверительных отношениях между субъектом и объектом. Часто оно покоится на моральных принципах, обусловленных авторитетом и связанным с ним ува­жением к объекту влияния. К этому следует добавить, что влия­ние является свойством и результатом общения людей, находя­щихся на одном иерархическом уровне.

Социально-политическое влияние — многогранное яв­ление. Оно предстает как воздействие тех или иных субъектов на органы государственной власти или на представителей этих органов. Это воздействие может осуществляться на все ветви вла­сти. Не только на исполнительную, но и на законодательную или судебную. Влияние может осуществляться самими органами вла­сти (например, глава государства в парламентарных системах). Монарх или президент в этом случае, не имея реальной государ­ственной власти, может располагать большим моральным авто­ритетом в стране, и носители властных полномочий вынуждены с ним считаться. Как правило, влияние выполняет функцию кор­ректировки действий государственной власти. Его могут оказы­вать субъекты экономической, политической, социальной и социокультурной сфер. Данное воздействие может быть открытым и скрытым, прямым и опосредованным, организованным и сти­хийным.

Влияние оказывается не только на государственную власть, но и на политический процесс, который может быть представлен как смена различных политических ситуаций, через которые про­ходят в своем движении политическая власть, ее отдельные ин­ституты и другие компоненты. Можно утверждать, что политичес­кая власть движется от ситуации к ситуации, а ситуация — эле­ментарный «шаг» процесса развития политической власти.

Являясь весьма существенным элементом политического процесса, влияние, по мнению ряда исследователей, само представляет собой процесс. Ведь субъект влияния никогда не оказывает разового воздействия. Он пред­принимает ряд действий, которые развертываются поэтапно во времени и пространстве. Именно рассмотрение социально-поли­тического влияния как процесса позволяет вскрыть его сущность. Под сущностью любого явления в науке принято понимать сово­купность внутренних устойчивых связей, свойств, отношений, составляющих его основу и определяющих все остальные вне­шние свойства, признаки и любые проявления явления [90].

Влияние как процесс имеет свои формы, механизмы и законо­мерности. В целом это способность политически действующего субъекта (индивидуального или коллективного) желательным для него самого образом воздействовать на поведение и деятельность других. Тайное или явное влияние может вызвать изменения (или воспрепятствовать нежелательным изменениям) в склон­ностях, мнениях, установках и убеждениях, а также непосред­ственно в поведении и деятельности.

В целом борьба за влияние на власть — это бескомпромис­сное и жесткое соперничество. Оно может быть относительно без­обидным, а может приобретать определенный драматизм в слу­чаях столкновения социальных групп (сословий, элит) или соци­альных институтов и организаций (силовых структур, банков, политических партий и теневых группировок).

Государственная власть структурно — это государственно-орга­низованная система чиновников, армии, администрации, судей и других лиц, обеспечивающих выполнение общесоциальных фун­кций, защищающих соответствующие общие и групповые инте­ресы. Все они субъекты власти и объекты влияния. Не менее многообразны и субъекты влияния. Представляется возможным подразделить их на плюральные и индивидуальные. В соответ­ствии с социологическим пониманием под плюральными субъек­тами влияния подразумеваются социальные группы (большие и малые), социальные институты и социальные организации. Ин­дивидуальные субъекты влияния — это физические лица обле­ченные и не облеченные властью.

Способность действующих лиц влиять на других зависит от ряда факторов:

· от политических возможностей, имеющихся в их распоряжении;

· от характера и степени самого влияния;

· от того, в какой области функционируют те, кто является объектом усилий по оказанию влияния;

· от конкурирующих попыток дру­гих действующих лиц влиять на тех же субъектов;

· от той степени повиновения, какой хотят добиться.

 

Следует отме­тить, что максимальная способность действующего лица изме­нять поведение других редко используется в полном объеме вви­ду тех издержек, какие ему, будь это индивид или корпорация, скорее всего, принесет реализация всех его возможностей.

Как и у власти, у влияния также просматриваются те же че­тыре уровня: макроуровень, мезоуровень, микроуровень и мегауровень.

На каждом из названных уровней действуют две формы вли­яния: легально-функциональная, представленная в виде форма­лизованных структур, и нелегальная (неформальная) — это воз­действие влиятельных лиц, группировок, приближенных к вла­ствующим субъектам.

Отношения же влияния на микроуровне проникают во все общественные структуры и взаимодействуют с неполитическими видами власти: семейной, групповой. Здесь формируется соци­ально-политическая среда, от которой зависят властеотношения на всех уровнях.

Дальнейший анализ социально-политического влияния тре­бует рассмотрения его признаков, ресурсов и средств.

Если говорить о признаках, то следует в первую очередь под­черкнуть, что влияние — это психологическое явление, суще­ствующее в сфере восприятий и переживаний личности и зави­сящее от сложных, формируемых не только под воздействием общества, его экономики и культуры, но и под воздействием все­го уклада жизни черт личности людей.

Если политическая власть осуществляется на уровне отноше­ний между большими социальными группами и сообществами, государственными и общественными организациями, то социаль­но-политическое влияние реализуется в сфере индивидуальных и межличностных отношений.

Политическая власть как общественное отношение в сущности своей содержит противоречие между субъектом и объектом вла­ствований. Применительно к социально-политическому влиянию можно сказать, что такого противоречия в идеале не должно быть. Влияние — это потенциал, возможность, осуществляемая во взаимоотношении субъекта и объекта и зависящая от источни­ков, ресурсов и средств. Если политическая власть производна от социальной структу­ры, то при ее анализе необходимо иметь в виду, что за волевыми действиями людей всегда стоят объективные потребности и инте­ресы. Этого нельзя сказать о влиянии. В целом ряде случаев оно очень субъективно и часто преследует корыстные интересы.

В более узком смысле к характерным признакам влияния следует отнести:

· возможность воздействия на волю субъекта власти;

· наличие определенного набора средств, позволяю­щего осуществлять воздействие на субъект власти (а в ряде случаев и его объект);

· наличие ряда преимуществ в общении с субъекта­ми власти.

 

Если же говорить об источниках влияния, его основах, то здесь необходимо вести речь о соотношении его с такими поняти­ями, как сила, богатство, информация, статус, харизма, воля. Сила, богатство и информация, как и в случае с властью, являются глав­ными источниками влияния.

Сила представляет собой совместные действия людей. Ее важ­нейший атрибут — насилие, оно широко используется для обес­печения повиновения. Говоря о силе и насилии, прежде всего, имеют в виду вооруженную силу. За силой идет богатство. Либо богатство покупает силу, либо сила захватывает богат­ство. Именно большие материальные и финансовые ценности позволяют влиять на государственную власть. И, наконец, знания и информация, средства их получения и распространения. Сегодня они превратились в определяющий фактор влияния.

К этим трем главным источникам влияния необходимо до­бавить еще статус, харизму и волю. Статус связан с положением личности, группы или организации в рамках определенной сис­темы. Положение, занимаемое в обществе субъектом влияния, и его авторитет имеют большое значение.

Источники влияния обеспечивают его ресурсы и средства, обеспечивающие влияние на субъект власти в соот­ветствии с целями субъекта влияния. Влияние социально-политическое утверждается через:

· диктат: навязывание решений, линий в рамках общества через применение силы или шантажа;

· язык: в свое время Ч. Пирс [90 -73] отмечал, что есть такие слова и выражения, которые в определенных исторических условиях оказывают очень сильное воздействие на большинство людей;

· манипуляцию: через обман, идеологическую обработку, че­рез конформизм, подражанием т.д.;

· подобострастие: господство над душами;

· демагогию: нарочитое извращение реалий в угоду эгоисти­ческим целям;

· преступление: подкуп, политическое убийство, военный переворот;

· ритмику жизни: традиции и ритуалы;

· любовь: доминирование, которое в сфере интимной близос­ти, индивидуальной приязни приобретает вид плотской и мета­физической зависимости.

 

Возможен и другой подход к ресурсам влияния. Их можно подразделить на утилитарные ресурсы — материальные и дру­гие социальные блага; принудительные ресурсы, включающие ценности, ориентации и нормы поведения человека (например, различные идеологические конструкции).

В ресурсы также включаются все факторы, которые способны воздействовать на носителей власти:

· собственные качества субъек­та влияния (компетентность, организованность, сексуальная при­влекательность);

· некоторые свойства субъекта власти (объекта влияния) — доверчивость, неразвитость, подверженность формам, благоприятную для субъекта ситуацию (раскол в стане, конку­рентов) и др.

 

Следовательно, соци­ально-политическое влияние представляет собой воздействие на государственную власть и политический процесс. В целом это общественное отношение, волевое по своему характеру, выража­ющееся в способности и возможности субъекта оказывать воздей­ствие на объект с целью достижения определенного результата.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...