Социально-политическое влияние и соотношение его способов
Общество не представляет собой некоего механического соединения институтов и отношений, это форма самоорганизации людей, где единство не навязано извне, а дано как бы изнутри. С данной точки зрения немаловажное значение имеет тот факт, что помимо насилия власть имеет своим основанием целый ряд других источников. Поэтому и политическая, и государственная власть никогда не может быть всепоглощающей властью. Рядом с ними, и в противовес им, существует множество организаций, объединений, институтов гражданского общества, таких как церковь, семья, образование, бизнес, общественное мнение, СМИ, профсоюзы и заинтересованные группы. Наряду с видимой стороной властеотношений — зримой активностью государственных институтов, существует воздействие субъектов, непосредственно не располагающих властью, но держащих в своих руках нити управления. По этому поводу Б. Рассел в своей широко известной книге «Власть» писал: «В любой большой организации, где лидер обладает значительной властью, находятся менее заметные люди (мужчины и женщины), которые имеют силу влияния на лидеров посредством личных методов». По мнению некоторых авторов, влияние — наиболее всеохватывающее явление, поскольку включает все формы убеждения, давления, принуждения и т.д. Переплетение власти и влияния можно представить и через такую формулу — влияние расплавлено во власти, имея свою собственную природу. «Власть» и «влияние» — хотя и близкие, но отнюдь не тождественные понятия. Можно сказать, что всякая власть, осуществляемая в обществе, предполагает влияние. Но не всякое влияние, оказываемое одним индивидом или одной группой на другого индивида или другие группы, рассматривается как власть в строгом смысле этого слова [90].
В определенном смысле политическую власть и социально-политическое влияние невозможно отличить друг от друга, поскольку власть представляет собой определенную форму влияния, а влияние в свою очередь — это просто проявление причинно-следственных отношений. При этом власть отличается от просто влияния тем, что она опирается на санкции. Как отмечали Г. Лассуэлл [57] и А. Каплан [111 -16], «именно угроза применения санкций отграничивает власть от влияния вообще». Иначе говоря, власть может использовать физические санкции или угрозу физических санкций в случае неподчинения повелению или приказу. Влияние же предполагает, что то или иное лицо может модифицировать свое поведение или образ жизни, полагая, что его интересы лучше могут быть реализованы, если следовать образу жизни, поведения или просто совету другого лица. Воздействие же, как проводник влияния, намного тоньше власти. Оно выступает в виде просьбы, внушения, обещания, угрозы (шантаж). Речь идет об убеждении — активном воздействии на волю и сознание человека идейно-нравственными средствами. Механизм убеждения включает совокупность идеологических, социально-психологических средств и форм воздействия на индивидуальное и групповое сознание. В результате убеждения формируются определенные установки, которые воплощаются в поведении людей. Если власть политическая и государственная имеет общественно опосредованный характер, то влияние, наоборот, является носителем личностно-непосредственного характера. Влияние, в отличие от власти, имеет, как правило, нелегальный характер, но основывается на доверительных отношениях между субъектом и объектом. Часто оно покоится на моральных принципах, обусловленных авторитетом и связанным с ним уважением к объекту влияния. К этому следует добавить, что влияние является свойством и результатом общения людей, находящихся на одном иерархическом уровне.
Социально-политическое влияние — многогранное явление. Оно предстает как воздействие тех или иных субъектов на органы государственной власти или на представителей этих органов. Это воздействие может осуществляться на все ветви власти. Не только на исполнительную, но и на законодательную или судебную. Влияние может осуществляться самими органами власти (например, глава государства в парламентарных системах). Монарх или президент в этом случае, не имея реальной государственной власти, может располагать большим моральным авторитетом в стране, и носители властных полномочий вынуждены с ним считаться. Как правило, влияние выполняет функцию корректировки действий государственной власти. Его могут оказывать субъекты экономической, политической, социальной и социокультурной сфер. Данное воздействие может быть открытым и скрытым, прямым и опосредованным, организованным и стихийным. Влияние оказывается не только на государственную власть, но и на политический процесс, который может быть представлен как смена различных политических ситуаций, через которые проходят в своем движении политическая власть, ее отдельные институты и другие компоненты. Можно утверждать, что политическая власть движется от ситуации к ситуации, а ситуация — элементарный «шаг» процесса развития политической власти. Являясь весьма существенным элементом политического процесса, влияние, по мнению ряда исследователей, само представляет собой процесс. Ведь субъект влияния никогда не оказывает разового воздействия. Он предпринимает ряд действий, которые развертываются поэтапно во времени и пространстве. Именно рассмотрение социально-политического влияния как процесса позволяет вскрыть его сущность. Под сущностью любого явления в науке принято понимать совокупность внутренних устойчивых связей, свойств, отношений, составляющих его основу и определяющих все остальные внешние свойства, признаки и любые проявления явления [90]. Влияние как процесс имеет свои формы, механизмы и закономерности. В целом это способность политически действующего субъекта (индивидуального или коллективного) желательным для него самого образом воздействовать на поведение и деятельность других. Тайное или явное влияние может вызвать изменения (или воспрепятствовать нежелательным изменениям) в склонностях, мнениях, установках и убеждениях, а также непосредственно в поведении и деятельности.
В целом борьба за влияние на власть — это бескомпромиссное и жесткое соперничество. Оно может быть относительно безобидным, а может приобретать определенный драматизм в случаях столкновения социальных групп (сословий, элит) или социальных институтов и организаций (силовых структур, банков, политических партий и теневых группировок). Государственная власть структурно — это государственно-организованная система чиновников, армии, администрации, судей и других лиц, обеспечивающих выполнение общесоциальных функций, защищающих соответствующие общие и групповые интересы. Все они субъекты власти и объекты влияния. Не менее многообразны и субъекты влияния. Представляется возможным подразделить их на плюральные и индивидуальные. В соответствии с социологическим пониманием под плюральными субъектами влияния подразумеваются социальные группы (большие и малые), социальные институты и социальные организации. Индивидуальные субъекты влияния — это физические лица облеченные и не облеченные властью. Способность действующих лиц влиять на других зависит от ряда факторов: · от политических возможностей, имеющихся в их распоряжении; · от характера и степени самого влияния; · от того, в какой области функционируют те, кто является объектом усилий по оказанию влияния; · от конкурирующих попыток других действующих лиц влиять на тех же субъектов; · от той степени повиновения, какой хотят добиться.
Следует отметить, что максимальная способность действующего лица изменять поведение других редко используется в полном объеме ввиду тех издержек, какие ему, будь это индивид или корпорация, скорее всего, принесет реализация всех его возможностей.
Как и у власти, у влияния также просматриваются те же четыре уровня: макроуровень, мезоуровень, микроуровень и мегауровень. На каждом из названных уровней действуют две формы влияния: легально-функциональная, представленная в виде формализованных структур, и нелегальная (неформальная) — это воздействие влиятельных лиц, группировок, приближенных к властвующим субъектам. Отношения же влияния на микроуровне проникают во все общественные структуры и взаимодействуют с неполитическими видами власти: семейной, групповой. Здесь формируется социально-политическая среда, от которой зависят властеотношения на всех уровнях. Дальнейший анализ социально-политического влияния требует рассмотрения его признаков, ресурсов и средств. Если говорить о признаках, то следует в первую очередь подчеркнуть, что влияние — это психологическое явление, существующее в сфере восприятий и переживаний личности и зависящее от сложных, формируемых не только под воздействием общества, его экономики и культуры, но и под воздействием всего уклада жизни черт личности людей. Если политическая власть осуществляется на уровне отношений между большими социальными группами и сообществами, государственными и общественными организациями, то социально-политическое влияние реализуется в сфере индивидуальных и межличностных отношений. Политическая власть как общественное отношение в сущности своей содержит противоречие между субъектом и объектом властвований. Применительно к социально-политическому влиянию можно сказать, что такого противоречия в идеале не должно быть. Влияние — это потенциал, возможность, осуществляемая во взаимоотношении субъекта и объекта и зависящая от источников, ресурсов и средств. Если политическая власть производна от социальной структуры, то при ее анализе необходимо иметь в виду, что за волевыми действиями людей всегда стоят объективные потребности и интересы. Этого нельзя сказать о влиянии. В целом ряде случаев оно очень субъективно и часто преследует корыстные интересы. В более узком смысле к характерным признакам влияния следует отнести: · возможность воздействия на волю субъекта власти; · наличие определенного набора средств, позволяющего осуществлять воздействие на субъект власти (а в ряде случаев и его объект); · наличие ряда преимуществ в общении с субъектами власти.
Если же говорить об источниках влияния, его основах, то здесь необходимо вести речь о соотношении его с такими понятиями, как сила, богатство, информация, статус, харизма, воля. Сила, богатство и информация, как и в случае с властью, являются главными источниками влияния.
Сила представляет собой совместные действия людей. Ее важнейший атрибут — насилие, оно широко используется для обеспечения повиновения. Говоря о силе и насилии, прежде всего, имеют в виду вооруженную силу. За силой идет богатство. Либо богатство покупает силу, либо сила захватывает богатство. Именно большие материальные и финансовые ценности позволяют влиять на государственную власть. И, наконец, знания и информация, средства их получения и распространения. Сегодня они превратились в определяющий фактор влияния. К этим трем главным источникам влияния необходимо добавить еще статус, харизму и волю. Статус связан с положением личности, группы или организации в рамках определенной системы. Положение, занимаемое в обществе субъектом влияния, и его авторитет имеют большое значение. Источники влияния обеспечивают его ресурсы и средства, обеспечивающие влияние на субъект власти в соответствии с целями субъекта влияния. Влияние социально-политическое утверждается через: · диктат: навязывание решений, линий в рамках общества через применение силы или шантажа; · язык: в свое время Ч. Пирс [90 -73] отмечал, что есть такие слова и выражения, которые в определенных исторических условиях оказывают очень сильное воздействие на большинство людей; · манипуляцию: через обман, идеологическую обработку, через конформизм, подражанием т.д.; · подобострастие: господство над душами; · демагогию: нарочитое извращение реалий в угоду эгоистическим целям; · преступление: подкуп, политическое убийство, военный переворот; · ритмику жизни: традиции и ритуалы; · любовь: доминирование, которое в сфере интимной близости, индивидуальной приязни приобретает вид плотской и метафизической зависимости.
Возможен и другой подход к ресурсам влияния. Их можно подразделить на утилитарные ресурсы — материальные и другие социальные блага; принудительные ресурсы, включающие ценности, ориентации и нормы поведения человека (например, различные идеологические конструкции). В ресурсы также включаются все факторы, которые способны воздействовать на носителей власти: · собственные качества субъекта влияния (компетентность, организованность, сексуальная привлекательность); · некоторые свойства субъекта власти (объекта влияния) — доверчивость, неразвитость, подверженность формам, благоприятную для субъекта ситуацию (раскол в стане, конкурентов) и др.
Следовательно, социально-политическое влияние представляет собой воздействие на государственную власть и политический процесс. В целом это общественное отношение, волевое по своему характеру, выражающееся в способности и возможности субъекта оказывать воздействие на объект с целью достижения определенного результата.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|