Свойства политической власти
Характеристики политической власти, в известной степени дают представление о ней как о статичном явлении. На самом деле политическая власть – одна из наиболее изменчивых компонентов политического процесса. Обладая одними и теми же чертами, субъект политической власти действует в новой ситуации совершенно иным способом. Это обусловлено природой политической власти, которая познается исследователем через ее свойства, проявленные в конкретно исторической ситуации. Политическая власть - это власть социальной общности, определяющей в конечном счете в противоборстве с другими силами направление развития страны. Носители политической власти либо стремятся к обладанию, либо обладают государственной властью. Политическая власть очень тесно связана с государственной. Ведь, чтобы реализовать свою волю, носитель политической власти должен иметь доступ к рычагам государственной власти. Но если всякая государственная власть является политической, то не всякая политическая власть является государственной. Например, власть лидера политической партии, не занимающего никаких постов в официальных структурах государства. Это партийная власть (одна из разновидностей политической). Мир политического отличный от других сегментов социума изменяет и природу господства и подчинения, доводя их до абсолютных проявлений. Субъект и объект политической власти олицетворяют собой крайние полюса, активные начала структуры власти. Само деление людей на субъектов и объектов, начальников и подчиненных во многом относительно, условно и изменчиво: в одном отношении человек выступает начальником, в другом — подчиненным, причем со временем индивиды могут поменяться ролями. Применительно к политической власти взаимодействие ее агентов опосредуется целым комплексом средств или ресурсов и осуществляется в рамках специального институционального механизма, стабилизирующего и регулирующего процесс властвования.
Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый характер. Ее первичными акторами являются индивиды и социальные группы, вторичными — политические организации, субъектами наиболее высокого уровня, непосредственно представляющими во властных отношениях различные группы и организации, — политические элиты и лидеры. Связь между этими уровнями может нарушаться. Так, например, лидеры нередко отрываются от масс и даже от собственных партий. Западные политологи выделяют три побудительных причины политической деятельности обладателей власти: желание властвовать; желание делать добро другим; и стремление приобщиться к священности, свойственной политической власти. Желание властвовать, помимо материальных и идеологических мотивов, порождается стремлением политических деятелей добиться доверия граждан и даже их восхищения собой. Доверие политическому руководителю является важным условием успеха в решении проблем развития страны. Однако избыток доверия политическому руководству может иметь и негативные последствия, например, способствовать произволу власти и формированию культа личности. Желание делать добро другим является «альтруистическим» выражением желания властвовать. Альтруизм руководителей чаще всего обращен к детям, ветеранам, женщинам и др., особенно социально незащищенным социальным группам. В нем заложен политический интерес: расширить социальную базу своей политической поддержки. Ни один обладатель власти не может править без наличия пусть минимальной, но достаточной в данных конкретных условиях поддержки со стороны населения. Тем более что власть, всегда стремится оправдывать свои политические действия ссылками на общее благо.
Политическая власть, в общественном представлении, не лишена элементов священности. Поле власти является недоступным для подавляющего большинства граждан. С властью связаны многие мистические представления. Неудивительно, что для определенной части граждан в любом государстве смысл их жизнедеятельности определяется стремлением приобщиться к в чем-то священному полю власти. Следовательно, и с точки зрения качеств, которыми обладают (должны обладать) те, кто занят управлением, и с точки зрения мотивов их деятельности политическая власть — весьма специфический феномен, при помощи которого можно реализовать на деле общее благо, а также удовлетворять личные амбиции обладателей власти. Верно и другое. В зависимости от характера отношений «командование-подчинение» цена достижения общего блага для общества может быть различной. Поэтому реакция объекта политической власти объекта, также специфична. В.В. Желтов делит мотивы политического подчинения на ценностные, заинтересованные и принудительные [36 -333]. Ценностная мотивация подчинения предполагает действия, совершаемые по внутреннему убеждению, из чувства долга, на основе веры в справедливость принимаемых решений. Добровольное подчинение политической власти определяется положительным отношением граждан к тем или иным аспектам ее деятельности. Характерной особенностью ценностной мотивации является ее безвозмездность. Она, как правило, не связана с ожиданием улучшения материального положения людей, получения выгод, привилегий. Заинтересованный тип подчинения основан на получении от власти благ, выгод и привилегий. Его оборотной стороной является покорность граждан, конформизм. Этот тип подчинения играет важную роль в политической жизни общества, поскольку правящие круги стремятся обеспечить (купить) наиболее приемлемое для себя поведение населения и электората. Принудительные мотивы подчинения — это осторожность, уступчивость, покорность, страх, вызываемые запретами, наказаниями, применением силы. Принудительная ориентация представляет собой репрессивное сознание, порождаемое необходимостью подчиняться политической власти в связи с возможными негативными санкциями.
Власть исходит из практического умения субъекта реализовывать свой потенциал. Поэтому сущность власти неразрывно связывается с волей субъекта, способствующей перенесению намерений из сферы сознания в область практики, и его силой, обеспечивающей необходимое для доминирования навязывание своих позиций или подчинение. И сила, и воля субъекта в равной мере являются ее неизменными атрибутами. Поэтому, даже заняв выгодную позицию, субъект должен уметь использовать свой шанс, реализовать новые возможности. Таким образом, политическая власть как относительно устойчивое в социальном плане явление обязательно предполагает наличие субъекта, наделенного не формальными статусными прерогативами, а умениями и реальными способностями к установлению и поддержанию отношений своего властного доминирования (со стороны партии, лобби, корпорации и др.) в условиях непрерывной конкуренции. В зависимости от того, насколько эффективны применяемые субъектом средства поддержания своего доминирования, его власть может сохраниться, усилиться или, уравновесившись активностью другой стороны, достичь равновесия взаимных влияний (состояние безвластия). Достижение такого баланса сил (эквилибр) будет стимулировать к тому, чтобы заново ставить вопрос либо о переходе сторон к формам сотрудничества, кооперации, либо о вовлечении их в новый виток конкуренции для завоевания новых позиций доминирования. Чтобы удержание власти было длительным и стабильным, доминирующая сторона, как правило, пытается институпиализировать свою позицию доминирования и превосходства, превратить ее в систему господства. Как самостоятельное и устойчивое политическое явление власть есть система взаимосвязанных и (частично или полностью) институциализированных связей и отношений, ролевых структур, функций и стилей поведения. Поэтому она не может отождествляться ни с отдельными институтами (государством), ни с конкретными средствами (насилием), ни с определенными действиями доминирующего субъекта (руководством).
Политическая власть пронизывает всю толщу социальных отношений, внося в них, изменяя их, переориентируя в том направлении, в котором они в силу своего внутреннего развития никогда бы не стали развиваться. Но и сама зачастую мимикрирует, приобретая форму совсем не политических отношений. Использование формы родительских отношений - одно из классических проявлений политической власти. Большинство, если не все, государства и народы в своем политическом развитии имели целые исторические периоды, когда политические отношения в обществе строились по образу и подобию отношений родителей с детьми. Рудименты такого типа отношений сохраняются и в современных демократических обществах. Это выражается, например, в существовании королевской власти в Великобритании, Голландии, Испании, Дании, Швеции и ряде других стран. Но и в тех странах, где утвердилось господство республиканских институтов, патерналистские отношения могут сохраняться в форме идеологии. Патерналистский характер на протяжении ряда десятилетий отличал политическую власть в нашей стране. Это нашло свое выражение, в частности, в формуле «отец народов», как еще при жизни называли И.В. Сталина. Такой же характер имела политическая власть в нацистской Германии. Политическая власть, конечно, не сводится до уровня отношений родителей с детьми. И патернализм представляет, по сути, доктрину и деятельность с позиций «отеческой заботы» по отношению к слоям и группам, наименее защищенным в социальном и экономическом отношении. Такие слои есть в любом обществе, а значит, и есть почва для политических отношений патерналистского типа. История человечества полна примеров взаимодействия политической и религиозной власти. Политические руководители всегда стремятся укрепить свою власть с помощь религии: вера умножает силу господства мирской власти, если оказывает последней активную поддержку. Ранняя история человечества с точки зрения политической организации общества характеризуется тем, что политическая власть «захватывала» религиозную. Обладатель политической власти либо обожествлялся, как это имело место в Египте и Персии, либо признавался сыном Бога (Вавилон), либо в божественном свете представлялись политические институты, как это было в Древней Греции и Древнем Риме. В наши дни не найдется, пожалуй, ни одного президента или другого ранга политического руководителя, кто бы ни пытался предстать в глазах избирателей глубоко верующим человеком. Католицизм сыграл заметную роль в крушении мировой социалистической системы, в частности в победе «Солидарности» в Польше. Опора на веру — одна из особенностей действий политической власти в России в последнее десятилетие.
В то же время имеют место и обратные процессы. В определенных ситуациях сами религиозные лидеры не прочь расширить религиозное господство за счет «захвата» политической власти. Наглядный пример тому — Иран и Афганистан, где утвердилось безраздельное политическое господство религиозных деятелей. Подобные процессы дали о себе знать и на пространствах бывшего СССР. Обострение ситуации в Таджикистане в начале 90-х гг. прошлого столетия было связано с тем, что сторонники мусульманского фундаментализма ставили задачей утверждение религиозной власти в качестве власти политической. И это далеко не сразу было осознано политическими руководителями России. Традиционна в науке и общественном мнении проблема взаимоотношения политической и экономической власти. В недавнем прошлом в нашей стране исповедовалось убеждение в том, что экономика определяет содержание и результирующий вектор политики. И значит, политическая власть обслуживает интересы экономически господствующего класса и является инструментом этого господствующего класса. Такое инструментальное видение власти особенно присуще марксизму в его догматической интерпретации. Нынешние взгляды на соотношение политической и экономической властей, безусловно, лишены упрощенческой односторонности прежних лет. Несомненно, политическая власть не может не считаться с интересами правящих в обществе сил, но она обладает относительной самостоятельностью и способностью принимать решения, отвечающие интересам всего общества в целом.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|