Классификация видов власти
Спектр классификаций Способность субъекта обеспечить подчинение объекта принимает разнообразные формы. Классифицировать их можно по разным основаниям: · по субъекту власти различаются: индивидуальная и коллективная, автократическая (самодержавие), олигархическая (группократия) и самоуправленческая (всех членов группы или организации) власть; · по сфере проявления — экономическая власть, политическая, государственная, партийная, профсоюзная, армейская, бюрократическая, семейная и т.д.; · по уровню существования — власть на мегауровне (между обществами и крупными социальными общностями), макроуровне (центральные властные институты общества), мезоуровне (органы власти, подчиненные центральным институтам), микроуровне (межличностные отношения и отношения между небольшими группами людей); · по последствиям осуществления — деструктивная, продуктивная и интегративная; · по функциям ее органов - законодательная, судебная и исполнительная власть государства; · по способам взаимодействия субъекта и объекта власти — демократическая, авторитарная и т.п.; · в соответствии с ресурсами, на которых она основывается, - на экономическую, социальную, духовно-информационную, принудительную, политическую; · по источнику подчинения - сила, принуждение, побуждение, убеждение, авторитет, манипуляция и т.д.
Социальная власть весьма сложна по своей структуре. Стоит уточнить основные виды власти. Прежде всего, следует различать два ее основных вида: политическую и неполитическую. Первая охватывает государственную (законодательную, исполнительную и судебную), партийную, власть общественно-политических организаций и движений. Вторая включает в себя личную, семейную, общественных организаций, власть неформальных лидеров, объединений, групп.
Социальная власть предполагает распределение положения в социальной структуре, статусов, должностей, льгот и привилегий. Современные государства с помощью социальной политики могут влиять на социальный статус широких слоев населения, обеспечивая тем самым их лояльность и поддержку. Для многих государств сегодня характерно стремление к разделению, насколько это возможно, экономической и социальной властей и к демократизации социальной власти. Социальная власть предопределяется экономическими отношениями, базисом общества. Однако она не может функционировать помимо воли и сознания людей. Воля есть важнейший элемент социальной власти, без учета которой невозможно понять ее природу и суть отношений властвования. Сказанное обусловлено тем, что власть в действии означает, с одной стороны, передачу (навязывание) властвующим своей воли подвластным, а с другой — подчинение подвластных этой воле. Воля прочно соединяет власть с ее субъектом: власть принадлежит той социальной общности или личности (группе лиц), воля которой в ней воплощена. По мнению исследователей, бессубъектной, т.е. никому не принадлежащей, власти нет и быть не может [94 -66].
Основная классификация Политическая власть подразделяется на государственную и общественную. Государственная властьобеспечивается соответствующими политическими институтами (парламент, правительство, судебные органы и т.д.), органами правопорядка (полиция, армия, прокуратура и т.д.), а также юридической базой. Общественная властьформируется партийными структурами, общественными организациями, независимыми средствами массовой информации, общественным мнением. Экономическая власть — это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальные ценности. В обычные, относительно спокойные периоды общественного развития экономическая власть доминирует над другими видами власти, поскольку экономический контроль — это не просто контроль одной из областей человеческой жизни, никак не связанной с остальными, это контроль над средствами достижения наших целей [119 -218].
Духовно-информационная власть — это власть над людьми, осуществляемая с помощью научных знаний и информации. В современном обществе без опоры на знания власть не может быть эффективной. Знания используются как для подготовки правительственных решений, так и для непосредственного воздействия на сознание людей, для обеспечения их лояльности и поддержки правительства. Такое воздействие осуществляется через институты социализации (школы, учреждения, просветительские общества и т.д.), а также с помощью СМИ. Информационная власть способна служить разным целям: не только распространению объективных сведений о деятельности правительства, положении в обществе, но и манипулированию — управлению сознанием и поведением людей вопреки их интересам, а нередко и воле, основанному на специальных методах обмана. Принудительная власть определяется тем, что она опирается на силовые ресурсы и означает контроль за людьми с помощью физической силы. Принудительная власть нередко отождествляется с властью политической. Безусловно, легальное использование силы в масштабах всего общества является одним из важнейших отличительных признаков политической власти. Однако насилие, физическое принуждение могут использоваться и неполитической властью, например, в отношениях между рабовладельцами рабами, между деспотом — главой семьи и ее членами, между главарем и членами преступной группировки и т.д. Ее сила определяется ожиданием объекта, во-первых, той мерой, в какой субъект способен наказать его за нежелательные для субъекта действия, и, во-вторых, насколько субъект сделает неудовлетворение мотива объекта зависящим от его нежелательного поведения. Принуждение здесь заключается в том, что пространство возможных действий в результате угрозы наказания сужается.
13.1.5.3. Частная классификация
Кроме основополагающих видов власти выделят ряд частных: 1. Власть вознаграждающая. Ее сила определяется ожиданием объекта того, в какой мере субъект будет в состоянии удовлетворить один из его объекта мотивов и. насколько субъект поставит это удовлетворение в зависимость от желательного для него поведения объекта. 2. Нормативная власть. Речь идет о нормах, согласно которым субъект имеет право контролировать соблюдение определенных правил поведения объекта и в случае необходимости настаивать на них. 3. Референтная власть. Она основывается на идентификации объекта с субъектом и желании объекта быть похожим на субъект. 4. Экспертная власть. Она зависит от величины приписываемых субъекту со стороны объекта особых знаний, интуиции или навыков, относящихся к сфере того поведения, о котором идет речь. 5. Информационная власть. Эта власть имеет место в тех случаях, когда субъект владеет информацией, способной заставить объект увидеть последствия своего поведения в новом свете.
13.1.6. Соотношение властей в обществе Власть в качестве «сущности» означает, во-первых, предположение, что существует некая абстрактная природа власти, а во-вторых, власть может быть представлена как некая вещь или некая сила, владельцем которой является индивид или группа лиц. В такой трактовке власть может обозначать некую энергию, исходящую от личности или заложенную в принципах, принятых сообществом. Управляющие (индивидуальные или коллективные) становятся в этом случае владельцами указанной энергии. Такая концепция власти сложилась еще на заре человеческой цивилизации. Анализ деяний королей и других царственных особ, власть которых над людьми была, что называется, тотальной, а подчинение ей — безусловным, не составляет труда предположить, что эти правители обладали некими особыми качествами, отличавшими их от простых смертных. Цари и короли оказываются в таком подходе как бы над человеческим сообществом и обладают некими особыми качествами, позволяющими им подчинять других людей.
Как пишет В.В. Желтов, эта, на первый взгляд, убедительная концепция не позволяет объяснить и понять целые периоды исторического развития. Во многих странах не раз бывали ситуации и полосы развития, в которых власть оказывалась беспомощной, неспособной влиять на ход развития событий. Более того, не только обстоятельства, но и люди, еще вчера полностью покорные, выступали в определенных условиях против власти, а иногда и полностью разрушали ее [36]. Проблема заключается в том, что система власти как целостность включает ряд подсистем — политическую, экономическую, военную, правовую, административно-управленческую, воспитательно-образовательную и т.д., внутри которых и между которыми как, по горизонтальному, так и по вертикальному срезам устанавливаются определенные, характерные для каждой из них отношения. Более того, в любом обществе постоянно осуществляется конкуренция властей, ее результат и определяет субъекта. Многие политологи, в т.ч. марксистской ориентации, считают важнейшей среди них экономическую власть, власть собственников средств производства и других общественных богатств. В рыночном обществе, где почти все имеет цену и денежное выражение, подавляющее большинство СМИ принадлежит крупным собственникам. Деньги оказывают сильное влияние на проведение избирательных кампаний и итоги выборов, широко используются для подкупа политиков и избирателей. Концентрация экономической власти у крупных собственников создает опасность установления плутократии — прямого политического правления небольшой группы богатеев. В современных западных государствах всевластие крупного капитала сдерживается конкуренцией между собственниками, политическим влиянием многочисленного среднего класса и общественности, демократическим устройством государства. Политическая власть, испытывая сильное воздействие власти экономической, достаточно самостоятельна и способна превалировать над ней, подчинять ее своим целям. При определенных обстоятельствах доминирующее влияние на общество может оказывать власть духовно-информационная. Ее монопольное использование может обеспечить политической группировке победу на выборах и длительное сохранение своего господства несмотря на неэффективность экономической и социальной политики. Во взаимодействии различных властей в обществе, по определению В.П. Пугачева, имеет место так называемый кумулятивный эффект — усиливающееся накопление власти. Он проявляется в том, что богатство повышает шансы человека на вхождение в политическую элиту и доступ к СМИ и образованию; высокая политическая должность способствует накоплению богатства, доступу к знаниям и информационному влиянию; последние же, в свою очередь, улучшают возможности в занятии лидирующих политических позиций и повышении дохода [98 -106].
Слияние политической, экономической, социальной и духовно-информационной властей при командной роли политики наблюдается в тоталитарных государствах. Демократический же строй предполагает разделение, как самих этих властей, так и каждой из них. Это обеспечивается: · в экономике — наличием множества конкурирующих центров влияния; · в политике — разделением властей между государством, партиями и группами интересов, а также самой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; · в духовной сфере — плюрализмом СМИ и других источников знания и информации.
Следует иметь в виду не тождественность понятий «политическая власть» и «государственная власть». Государственная власть осуществляется через систему государственных органов. Она располагает монопольным правом издавать законы, обязательные к выполнению всем населением страны, обладает правом на принуждение. Политическая власть — понятие несколько иного плана. Это политическое господство в обществе какого-либо класса, социально-политической группировки, политической партии или даже одного лица (диктатора), иногда не занимающего никакого высшего государственного поста. Так, в Античное время класс рабовладельцев, в Средние века класс феодалов занимали экономически и политически господствующее положение в обществе, осуществляли политическую диктатуру. Эта диктатура, политическое господство реализовывалось через государственную власть — деятельность органов рабовладельческого, феодального (помещичьего) государства. Сходным положение бывает при политическом господстве какой-то партии (как правило, при однопартийной системе). Например, многие годы КПСС занимала в СССР господствующее политическое положение. В Конституции СССР (1977 г.) указывалось, что КПСС является ядром политической системы советского общества, Основной Закон государства определял ее положение как главной руководящей политической силы в стране. Свою политическую волю (по сути диктатуру) КПСС осуществляла через советское государство, его власть. И, наконец, государственная власть может служить средством проведения в жизнь личной диктатуры вождя, политического лидера. Как пишет К.А. Воробьев, И.В. Сталин с начала 1920-х гг. и по 1940 год не занимал никакого поста в высшем эшелоне государственной власти в СССР, а был руководителем партии. Но в силу обстоятельств он превратился в диктатора и свою политическую власть над страной проводил через государственные органы власти [21]. Таким образом, политическая власть как бы стоит над властью государственной, включает последнюю в себя как средство осуществления политической воли класса, партии, вождя. В таком понимании политическая власть чаще имела место в историческом прошлом: в классово-антогонистическом обществе, в абсолютных монархиях, в революционные периоды жизни той или иной страны. Утвердившаяся сегодня в большинстве государств мира парламентская демократия сокращает возможность политического диктата со стороны каких бы то ни было классов или партий. В этих условиях политическая и государственная формы власти сближаются между собою, хотя и остаются существовать как два общественные явления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|