Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация видов власти




Спектр классификаций

Способность субъекта обеспечить подчинение объекта принимает разнообразные формы. Классифицировать их можно по разным основаниям:

· по субъекту власти различаются: ин­дивидуальная и коллективная, автократическая (самодержа­вие), олигархическая (группократия) и самоуправленческая (всех членов группы или организации) власть;

· по сфере проявления — эконо­мическая власть, политическая, государственная, партийная, профсоюзная, армейская, бюрократическая, семейная и т.д.;

· по уровню существования — власть на мегауровне (между обществами и крупными социальными общно­стями), макроуровне (центральные властные институты общества), мезоуровне (органы власти, подчиненные центральным институтам), микроуровне (межличностные отношения и отношения между не­большими группами людей);

· по последствиям осуществления — де­структивная, продуктивная и интегративная;

· по функциям ее орга­нов - законодательная, судебная и исполнительная власть государства;

· по способам взаимодействия субъекта и объекта влас­ти — демократическая, авторитарная и т.п.;

· в соответствии с ресурсами, на которых она осно­вывается, - на экономическую, социальную, духовно-информацион­ную, принудительную, политическую;

· по источнику подчинения - сила, принуждение, побуждение, убеждение, авторитет, манипуляция и т.д.

 

Социальная власть весьма сложна по своей структуре. Стоит уточнить основные виды власти. Прежде всего, следует различать два ее основных вида: политическую и неполитическую. Первая охватывает государственную (законода­тельную, исполнительную и судебную), партийную, власть обще­ственно-политических организаций и движений. Вторая включает в себя личную, семейную, общественных организаций, власть не­формальных лидеров, объединений, групп.

Социальная власть предполагает распределение положения в социальной структуре, статусов, должностей, льгот и привилегий. Современные государства с помощью социальной политики могут влиять на соци­альный статус широких слоев населения, обеспечивая тем самым их лояльность и поддержку. Для многих государств сегодня характер­но стремление к разделению, насколько это возможно, экономиче­ской и социальной властей и к демократизации социальной власти.

Социальная власть предопределяется экономическими отно­шениями, базисом общества. Однако она не может функциониро­вать помимо воли и сознания людей. Воля есть важнейший эле­мент социальной власти, без учета которой невозможно понять ее природу и суть отношений властвования. Сказанное обусловлено тем, что власть в действии означает, с одной стороны, передачу (навязывание) властвующим своей воли подвластным, а с другой — подчинение подвластных этой воле. Воля прочно со­единяет власть с ее субъектом: власть принадлежит той социаль­ной общности или личности (группе лиц), воля которой в ней воп­лощена. По мнению исследователей, бессубъектной, т.е. никому не принадлежащей, власти нет и быть не может [94 -66].

 

Основная классификация

Политическая власть подразделяется на государственную и общественную. Государственная властьобеспечивается соответ­ствующими политическими институтами (парламент, правительст­во, судебные органы и т.д.), органами правопорядка (полиция, армия, прокуратура и т.д.), а также юридической базой. Общест­венная властьформируется партийными структурами, общест­венными организациями, независимыми средствами массовой ин­формации, общественным мнением.

Экономическая власть — это контроль над экономическими ре­сурсами, собственность на различного рода материальные ценно­сти. В обычные, относительно спокойные периоды общественного развития экономическая власть доминирует над другими видами власти, поскольку экономический контроль — это не просто конт­роль одной из областей человеческой жизни, никак не связанной с остальными, это контроль над средствами достижения наших це­лей [119 -218].

Духовно-информационная власть — это власть над людьми, осуществляемая с помощью научных знаний и информации. В со­временном обществе без опоры на знания власть не может быть эф­фективной. Знания используются как для подготовки правительст­венных решений, так и для непосредственного воздействия на сознание людей, для обеспечения их лояльности и поддержки правительства. Такое воздействие осуществляется через институты со­циализации (школы, учреждения, просветительские общества и т.д.), а также с помощью СМИ.

Информационная власть способна служить разным целям: не только распространению объективных сведений о деятельности правительства, положении в обществе, но и манипулированию — управлению сознанием и поведением людей вопреки их интере­сам, а нередко и воле, основанному на специальных методах об­мана.

Принудительная власть определяется тем, что она опирается на силовые ресурсы и означает контроль за людьми с помощью фи­зической силы. Принудительная власть нередко отождествляется с властью политической. Безусловно, легальное использование силы в масштабах всего общества является одним из важнейших отличите­льных признаков политической власти. Однако насилие, физическое принуждение могут использоваться и неполитической властью, на­пример, в отношениях между рабовладельцами рабами, между дес­потом — главой семьи и ее членами, между главарем и членами преступной группировки и т.д.

Ее сила определяется ожиданием объекта, во-первых, той мерой, в какой субъект способен наказать его за нежелательные для субъекта действия, и, во-вторых, насколько субъект сделает неудовлетворение мотива объекта завися­щим от его нежелательного поведения. Принуждение здесь заключается в том, что пространство возможных действий в результате угрозы наказания сужается.

 

13.1.5.3. Частная классификация

 

Кроме основополагающих видов власти выделят ряд частных:

1. Власть вознаграждающая. Ее сила определяется ожиданием объекта того, в какой мере субъект будет в состоянии удовлетворить один из его объекта мотивов и. насколько субъект поставит это удовлетворение в зависимость от желательного для него поведения объекта.

2. Нормативная власть. Речь идет о нормах, согласно которым субъект имеет право контролировать соблюдение определен­ных правил поведения объекта и в случае необходимости настаивать на них.

3. Референтная власть. Она основывается на идентификации объекта с субъектом и желании объекта быть похожим на субъект.

4. Экспертная власть. Она зависит от величины приписываемых субъекту со стороны объекта особых знаний, интуиции или навыков, относящихся к сфере того поведения, о котором идет речь.

5. Информационная власть. Эта власть имеет место в тех случаях, когда субъект владеет информацией, способной заставить объект увидеть послед­ствия своего поведения в новом свете.

 

13.1.6. Соотношение властей в обществе

Власть в качестве «сущности» означает, во-первых, предположение, что суще­ствует некая абстрактная природа власти, а во-вторых, власть может быть пред­ставлена как некая вещь или некая сила, владельцем которой является индивид или группа лиц. В такой трактовке власть может обозначать некую энергию, исхо­дящую от личности или заложенную в принципах, принятых сообществом. Управля­ющие (индивидуальные или коллективные) становятся в этом случае владельцами указанной энергии.

Такая концепция власти сложилась еще на заре человеческой цивилизации. Анализ деяний королей и других царственных особ, власть которых над людьми была, что называется, тотальной, а подчинение ей — безусловным, не составляет труда предположить, что эти правители обладали некими особыми ка­чествами, отличавшими их от простых смертных. Цари и короли оказываются в та­ком подходе как бы над человеческим сообществом и обладают некими особыми качествами, позволяющими им подчинять других людей.

Как пишет В.В. Желтов, эта, на первый взгляд, убедительная концепция не позволяет объяснить и по­нять целые периоды исторического развития. Во многих странах не раз бывали си­туации и полосы развития, в которых власть оказывалась беспомощной, неспособ­ной влиять на ход развития событий. Более того, не только обстоятельства, но и люди, еще вчера полностью покорные, выступали в определенных условиях против власти, а иногда и полностью разрушали ее [36]. Проблема заключается в том, что система власти как целостность включает ряд подсистем — политическую, экономическую, военную, правовую, административно-управленческую, воспитательно-образовательную и т.д., внутри которых и между которыми как, по горизонтальному, так и по вертикальному срезам устанавливаются определенные, характерные для каждой из них отношения. Более того, в любом обществе постоянно осуществляется конкуренция властей, ее результат и определяет субъекта.

Многие политологи, в т.ч. марксистской ориентации, считают важнейшей среди них экономи­ческую власть, власть собственников средств производства и дру­гих общественных богатств. В рыночном обществе, где почти все имеет цену и денежное выражение, подавляющее большинство СМИ принадлежит крупным собственникам. Деньги оказывают сильное влияние на проведение избирательных кампаний и ито­ги выборов, широко используются для подкупа политиков и из­бирателей. Концентрация экономической власти у крупных собственников создает опасность установления плутократии — пря­мого политического правления небольшой группы богатеев. В современных западных государствах всевластие крупного капи­тала сдерживается конкуренцией между собственниками, поли­тическим влиянием многочисленного среднего класса и общест­венности, демократическим устройством государства.

Политическая власть, испытывая сильное воздействие власти экономической, достаточно самостоятельна и способна превали­ровать над ней, подчинять ее своим целям. При определенных обстоятельствах доминирующее влияние на общество может ока­зывать власть духовно-информационная. Ее монопольное использование может обеспечить политической группировке победу на выборах и длительное сохранение своего господства несмотря на неэффективность экономической и социальной политики.

Во взаимодействии различных властей в обществе, по определению В.П. Пугачева, имеет мес­то так называемый кумулятивный эффект — усиливающееся на­копление власти. Он проявляется в том, что богатство повышает шансы человека на вхождение в политическую элиту и доступ к СМИ и образованию; высокая политическая должность способ­ствует накоплению богатства, доступу к знаниям и информаци­онному влиянию; последние же, в свою очередь, улучшают воз­можности в занятии лидирующих политических позиций и по­вышении дохода [98 -106].

Слияние политической, экономической, социальной и духов­но-информационной властей при командной роли политики на­блюдается в тоталитарных государствах. Демократический же строй предполагает разделение, как самих этих властей, так и каждой из них. Это обеспечивается:

· в экономике — наличием множества конкурирующих центров влияния;

· в политике — разделением властей между государством, партиями и группами интересов, а также самой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

· в ду­ховной сфере — плюрализмом СМИ и других источников знания и информации.

 

Следует иметь в виду не тождественность понятий «политическая власть» и «государственная власть». Государственная власть осуществляется через систе­му государственных органов. Она располагает моно­польным правом издавать законы, обязательные к выполнению всем населением страны, обладает пра­вом на принуждение.

Политическая власть — понятие несколько иного плана. Это политическое господство в обществе како­го-либо класса, социально-политической группировки, политической партии или даже одного лица (диктато­ра), иногда не занимающего никакого высшего госу­дарственного поста. Так, в Античное время класс ра­бовладельцев, в Средние века класс феодалов занимали экономически и политичес­ки господствующее положение в обществе, осуществля­ли политическую диктатуру. Эта диктатура, политичес­кое господство реализовывалось через государственную власть — деятельность органов рабовладельческого, феодального (помещичьего) государства.

Сходным положение бывает при политическом гос­подстве какой-то партии (как правило, при однопартий­ной системе). Например, многие годы КПСС занимала в СССР господствующее политическое положение. В Конституции СССР (1977 г.) указывалось, что КПСС является ядром политической системы советского об­щества, Основной Закон государства определял ее по­ложение как главной руководящей политической силы в стране. Свою политическую волю (по сути диктату­ру) КПСС осуществляла через советское государство, его власть.

И, наконец, государственная власть может служить средством проведения в жизнь личной диктатуры вож­дя, политического лидера. Как пишет К.А. Воробьев, И.В. Сталин с начала 1920-х гг. и по 1940 год не занимал никакого поста в высшем эшелоне государственной власти в СССР, а был руководителем партии. Но в силу об­стоятельств он превратился в диктатора и свою политическую власть над страной проводил через государ­ственные органы власти [21].

Таким образом, политическая власть как бы стоит над властью государственной, включает последнюю в себя как средство осуществления политической воли класса, партии, вождя. В таком понимании политичес­кая власть чаще имела место в историческом прошлом: в классово-антогонистическом обществе, в абсолютных монархиях, в революционные периоды жизни той или иной страны. Утвердившаяся сегодня в большинстве государств мира парламентская демократия сокраща­ет возможность политического диктата со стороны каких бы то ни было классов или партий. В этих усло­виях политическая и государственная формы власти сближаются между собою, хотя и остаются существо­вать как два общественные явления.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...