V. Дополнительное и компенсирующие задания
V. Дополнительное и компенсирующие задания
Дополнительное задание Творческое задание по проблемному направлению «Социальное пространство информационного общества» (от 3 до 5 баллов, до 7 с учетом опции «бонус»)
Творческое заданиевходит в дополнительную часть рейтинг-плана и направлено на проверку уровня освоения завершающего блока лекционного материала, а также расширение социальной эрудиции, развитие умений по работе с информацией, представленной в различных знаковых системах. Предмет данного задания – сложившиеся в современном обществе модели социализации личности и формы социального взаимодействия, их ценностная и мотивационная специфика, особенности процесса стратификации, т. е. складывания устойчивых социальных групп (классов, страт), обладающих собственной идентичностью и особыми статусными признаками. Стратификация упорядочивает социальные отношения, создает вертикальную иерархию социальных групп, закрепляет механизмы их консолидации и взаимодействия, определяет каналы социальной мобильности (т. е. возможность продвижения по «социальной иерархии» для индивидов и целых сообществ). Все эти явления имеют ярко выраженную историческую природу. Так, в индустриальном обществе социальные отношения развиваются, прежде всего, под воздействием техногенных и экономических факторов. Поэтому социализация личности и консолидация социальных групп были сопряжены, в первую очередь, с отношениями собственности и трудовыми отношениями (т. н. «классовое общество»). В зрелом индустриальном обществе противостояние экономических классов «собственников» и «трудящихся» сглаживается, и на этом фоне резко возрастает социальная роль потребительских отношений. Но скоротечный расцвет классического «общества потребления» уже вскоре сменяется взлетом «контркультуры», а затем и информационной революцией, глобализацией, постсекуляризацией и другими современными тенденциями. Происходит формирование множественного социального пространства с игровой моделью социализации личности, перестройкой гендерных и поколенческих отношений, широкими миграционными процессами, трансформацией института семьи. Развитие информационного общества усиливает роль этих «постматериалистических» факторов, в том числе дает толчок для формирования «креативного класса», развития сетевого социально-коммуникативного пространства, резкого усиления информационных потоков в условиях глобального мира. Распространяются принципиально новые модели мировосприятия – латеральное мышление, клиповое сознание, эмоциональный интеллект. Меняется научная картина мира – происходит становление постнеклассического типа научной рациональности. Распространяется постмодернистская эстетика и художественная философия. Но вопреки прогнозам многих футурологов информационное общество, как новая общественная модель, отнюдь не вытесняет предыдущие формы общественных отношений. В начале XXI века возникает сложное сочетание индустриальных и постиндустриальных форм социальных отношений, значительно вырастает уровень социальной рефлексии, повышается конфликтность, общество оказывается подвержено обостренному переживанию «рисков» и «вызовов», массы людей начинают испытывать потребность в устойчивой идентичности (что ведет к ренессансу этнокультурных и религиозно-конфессиональных форм социализации, укрепляет социал-консервативный политический «тренд»). Все эти разнообразные факторы и складываются в калейдоскопическую картину исторической социальности информационного общества.
В качестве дополнительного задания студент может выполнить одно из «компенсирующих заданий»:
a № 29. Составление программы кинолектория «Социальные проблемы современного общества в зеркале мирового кинематографа» (стр. 60) a № 30. Составление методических рекомендаций «Социальное пространство современного общества» (стр. 61) a № 31. Составление учебного кейса «Поколение Z в социальном пространстве информационного общества» (стр. 63) a № 32. Комплексное задание «Homo Ludens: “человек играющий” в социокультурном пространстве «общества спектакля» (стр. 64) В качестве дополнительного задание оценивается в диапазоне от 3 до 5 баллов (в рамках рейтинг-плана), но при выполнении задания с демонстрацией углубленных знаний и творческого подхода возможно повышение оценки до 7 баллов (опция «бонус»). Также необходимо помнить, что результат выполнения задания должен носит авторский характер (см. условия рейтингового штрафа в рейтинг-плане!! ) Сдать задание на проверку необходимо до 7 июня – М. В. Пономареву на почту mvp2002@list. ru Компенсирующие задания Студенты имеют возможность выполнить компенсирующие рейтинговые задания в случае пропуска занятий по уважительным причинам. Выбор компенсирующих заданий осуществляется студентом самостоятельно, либо по рекомендации преподавателя. Любое из компенсирующих заданий может быть выполнено только один раз (т. е. без повторного выполнения «на более высоком уровне») и строго в соответствии с приведенными в ридере требованиями. На проверку компенсирующие задания отправляются в течение семестра преподавателю, ведущему семинары (не позднее завершающего семинарского занятия), в течение сессии – экзаменатору (не позднее, чем за два дня до экзамена). По согласованию с экзаменатором компенсирующие задания могут быть сданы в порядке ликвидации академической задолженности. В любом случае, следует учесть, что рейтинговая оценка за компенсирующие задания учитывается только при наличии не менее чем удовлетворительной оценки за задания рубежного контроля (комплексную контрольную работу и учебный проект). Все задания выполняются и сдаются на проверку только в электронной форме. Для выполнения заданий рекомендуется использовать файл «Матрица для учебных заданий», размещенный в «облаке». В нем, в частности, приведен титульный лист работы. Требуемый формат текста: все страницы работы кроме титульной нумеруются (справа вверху); рукопись следует набирать шрифтом Times New Roman Суг, через 1 интервал, размер 12 пт, все поля страницы – 2 см. Необходимость библиографического оформления цитат и сносок указывается в описании конкретных заданий). Неправильное оформление заданий снижает рейтинговую оценку.
Задания проверяются системой «Антиплагиат». Заимствованием считается использование любого фрагмента «чужого» текста без оформления цитаты и ссылки по правилам библиографического описания, а также сдача двумя и более студентами схожего текста задания (независимо от того, чья работа была сдана первой и какой временной промежуток отделяет сдачу этих работ; в каждом из указанных случаев студент получает рейтинговый штраф – минус 10 баллов).
Задание направлено на закрепление материала по теме семинарских занятий «Доктринальная эволюция идеологии либерализма. Современный “плюралистический” либерализм и мультикультурализм», а также использование межпредметных связей с дисциплинами «История Нового времени» и «История Новейшего времени». Перед его выполнением рекомендуется повторить учебный текст по теме и при необходимости воспользоваться рекомендованной дополнительно литературой. Задание носит комплексный характер и включает аналитический, экспертный и творческий компоненты. 1. Аналитический компонент (письменный ответ на три вопроса): 1. 1. Один из ведущих идеологов современного либерализма Джереми Уолдрон утверждает: «Сказать, что приверженность свободе является основанием либерализма, значит сказать нечто слишком неопределенное и абстрактное, а потому бесполезное; с другой стороны, заявление о приверженности либералов к какой-то конкретной концепции свободы звучит слишком догматично, и в этом вопросе даже идеологические партнеры нечасто приходят к согласию». Попытайтесь подтвердить или опровергнуть эту мысль Уолдрона конкретными примерами из истории либеральной идеологии. 1. 2. Николо Макиавелли считал, что «великой целью государственного искусства должна быть устойчивость, которая перевешивает все остальное, ибо она гораздо ценнее, чем свобода». Как вы думаете, удалось ли представителям какого-либо из течений либеральной мысли доказать, что свобода человека может быть вполне устойчивым основанием общественного строя? Обоснуйте свою точку зрения с использованием исторических примеров. 1. 3. Назовите исторические ситуации, процессы или тенденции, которые можно определить как «либерализацию». На ваш взгляд, какое влияние оказывают подобные процессы на развитие общества? Способствует ли «либерализация» достижению большей стабильности общественной системы или скорее ее динамичному развитию, содействует ли она укреплению социального согласия или нарастанию конфликтности в обществе? 2. Экспертный компонент (заполнение таблицы): Прочитайте приведенные ниже 15 цитат и выберете из них те 10, которые, на ваш взгляд, наиболее полно раскрывают особенности либерального мировоззрения (при этом следует учесть, что основные течения либеральной идеологии – классический либерализм, социальный либерализм, неолиберализм, плюралистический либерализм, – обладают заметной доктринальной спецификой, но в данном компоненте задании задания речь идет о базовых ценностях либерализма, его универсальном мировозренческом «кредо»). Расположите в приведенной ниже таблице выбранные цитаты иерархично – по степени значимости (критерий: точное и емкое раскрытие сущности либерального мировоззрения), кратко прокомментировав свой выбор конкретных цитат и их ранжирование.
1. «Все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью» («Декларация независимости», США) 2. «Свобода – это новая религия, религия современности» (Генрих Гейне) 3. «При равенстве количества удовольствия канцелярская кнопка ничуть ни хуже поэзии» (Иерамия Бентам) 4. «Справедливость – это беспристрастность» (Джон Роулс) 5. «Прочная основа власти – не жалость, но справедливость» (Вудро Вильсон) 6. «Если свободное общество не способно помочь множеству бедняков, оно не убережет и немногих богатых» (Джон Кеннеди) 7. «Совесть – это критерий искренности твоего эгоизма» (Ричард Бах) 8. «Компромисс – это искусство разделить пирог так, чтобы каждый был уверен, что лучший кусок достался ему» (Людвиг Эрхард) 9. «Свобода и равенство часто противоречат друг другу: иногда обеспечить равенство можно только ценой ограничения свободы, а последствия свободы порой оказываются пагубными для равенства». (Рональд Дворкин) 10. «Источником энергии, которая служит интересам общества, являются стяжательство, скупость и алчность – отнюдь не самые святые человеческие качества» (Джон Гэлбрейт) 11. «Свобода начинается с иронии» (Виктор Гюго) 12. «Тот, кто отдаёт свою свободу за безопасность, не получает ни того, ни другого» (Томас Джефферсон) 13. «Свобода, которую мы ценим, по большей части есть свобода быть честными друг с другом и не нести за это наказания». (Ричард Рорти) 14. «Люди объединяются в общество ради взаимного сохранения своих жизней, свобод и владений, которые я называю общим именем – собственность. Каждый человек обладает некоторой собственностью, заключающейся в его собственной личности» (Джон Локк) 15. «Самое сложное в свободе – ее связь с ответственностью. Несвободный человек не выбирает путь и не отвечает за свои поступки» (Зигмунт Бауман)
2. Творческий компонент: Для каждой из выбранных 10 цитат необходимо подобрать иллюстрацию (изображение произведений живописи, графики, портретные изображения, фотографии различного типа – от «документальных» до современных «бытовых» и «постановочных», объекты клипарта, символические изображения, кадры фильмов, карикатуры и т. п. ) и предложить художественное произведение (книгу, стихотворение, кинофильм или песенное произведение), «созвучное» по смысловой и знаково-символической направленности. Вставка иллюстраций осуществляется через буфер обмена, при этом для обеспечения нужного размера необходимо кликнуть левой кнопкой мыши на картинку и растянуть за углы или таким же образом уменьшить размеры изображения (рекомендуется не вставлять изображения слишком большого размера) Кроме того, рекомендуется, кликнув правой кнопкой мыши, пройти по командной строке «Рисунок» и в меню «Макет» выбрать функцию «Вокруг рамки» – в этом случае иллюстрацию можно будет разместить в любом необходимом месте текста. Чтобы не перегружать файл, рекомендуется «тяжелые» изображения сжимать (например, с помощью графического редактора Paint). Рядом с иллюстраций приводится цитата и название рекомендуемого художественного произведения. Комментарий выбора иллюстрации и художественных произведений не требуется.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|