Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ПРИМЕР выполнения качественного контент-анализа см. в Ридере на стр. 69.




ПРИМЕР выполнения качественного контент-анализа см. в Ридере на стр. 69.

 

Оформление титульного листа и технические характеристики текста типовые – см. 27 стр. ридера (выполнять задание рекомендуется в файле с готовым титульным листом «МАТРИЦА для учебных заданий», переименовав его в «Фамилия И. О. Задание …»).

Критерии рейтинговой оценки

От 1 до 2 баллов: в отчете отражены не все стадии контент-анализа; при атрибуции текста допущены неточности; отбор единиц текста для таблицы декомпозиции носит фрагментарный характер; при декодировании текста не удалось составить его целостную коммуникативную матрицу; описание герменевтической критики и семантической интерпретации текста свидетельствует о допущенных логических ошибках, необоснованных предположениях и некорректных выводах; оформление отчета не полностью соответствует требованиям.

От 3 до 5 баллов: отчет отражает все стадии контент-анализа; атрибуция текста проведена по всем параметрам с использованием точной, проверенной информации; в таблице декомпозиции отражены все значимые единицы текста; при декодировании текста автору не удалось составить его целостную коммуникативную матрицу; описание герменевтической критики и семантической интерпретации текста свидетельствует о понимании автором коммуникативных особенностей текста, однако носит фрагментарный характер и не опирается на аргументированные, доказательные суждения; при оформлении отчета допущены незначительные погрешности.

От 6 до 9 баллов: отчет имеет правильную структуру и свидетельствует о творческом выполнении всех необходимых аналитических действий; атрибуция текста проведена по всем параметрам с использованием точной, проверенной информации, сопровождается уточняющими комментария или справочной информацией; в таблице декомпозиции отражены все значимые единицы текста; при декодировании текста автору удалось составить его целостную коммуникативную матрицу; описание герменевтической критики и семантической интерпретации текста носит аналитический характер, опирается на аргументированные, доказательные суждения, свидетельствует о глубоком понимании смысловой направленности и коммуникативной природы текста; автор продемонстрировал способность целостной реконструкции текста как коммуникативного события; оформление отчета соответствует всем требованиям.

 

Рейтинговое задание № 6 Количественный контент-анализ Мин. кол-во баллов Макс. кол-во баллов
Идеологемы «сострадательного консерватизма»

 

Социокультурные противоречия эпохи глобализации спровоцировали возрождение идеологии социального консерватизма с присущим ему пафосом коллективных ценностей, философией «общей судьбы», подчеркнутым пиететом к «исконным формам народной жизни», неприятием технократического и «космополитического» реформаторства. Одним из первых проявлений этой тенденции стала победа на президентских выборах 2000 г. в США Дж. Буша-младшего. Патерналистскую риторику социального консерватизма и характерное для него внимание к вопросам национальной идентичности Буш емко охарактеризовал как «сострадательный консерватизм».

В рамках данного задание предполагается анализ инаугурационной речи Дж. Буша-младшего, произнесенной 20 января 2001 г. ( файл в «облаке» в папке 12. 6 ).

Формой выполнения задания является количественный контент-анализ текста инаугурационной речи.

Контент-анализ – это методика изучения текстов и текстовых массивов, основанная на комплексной интерпретации текста и построении его коммуникативной модели. С помощью контент-анализа можно исследовать литературные произведения, правовые акты, программы партий, заявления политических деятелей, рекламные и пропагандистские материалы, сообщения СМИ, включая радио– и телепередачи. Любой из этих объектов рассматривается в качестве текста, то есть совокупности знаковых единиц, выполняющей коммуникативную функцию. При этом существует две разновидности контент-анализа: количественный и качественный. В рамках данного задания предполагается использование технологии количественного контент-анализа. Она основывается на статистической выборке определенных единиц текста и выявлении содержательно-лингвистических характеристик текста. Частота использования той или иной единицы текста рассматривается как индикатор коммуникативного действия. В самом упрощенном варианте речь идет о вычислении, сколько раз то или иное слово встречается в документе (поэтому при применении метода контент-анализа целесообразно работать с электронным текстом). Но по своей сути контент-анализ направлен не на сами слова и грамматические конструкции, а на построение целостной системы репрезентации тех или иных смыслов, проблем, «месседжей». Поэтому базовым объектом количественного контент-анализа считаются категории, объединяющие используемые в тексте документа слова и смысловые конструкции по тому или иному признаку (например, категория «агрессивность» – термины «наступать», «вражда», «противник», «противостояние», «жесткость» и т. п.; категория «справедливость» – термины «сочувствие», «равноправие», «помощь», «участие», «гарантии» и т. п. ). Категории – это опорные понятийно-тематические единицы текста, которые в совокупности и формируют коммуникативную модель текста. Они могут быть выражены отдельными словами (терминами, понятиями, именами, названиям) и словосочетаниями, которые непосредственно встречаются в тексте, либо сформулированы самим исследователем, который проводит анализ документа (как отраженные в тексте темы, проблемы, ситуации, действия, намерения, оценки и т. п. ).

Контент-анализ проводится в несколько этапов:

1) Формулировка темы, задач и гипотезы исследования. Тема и задачи уже определены учебным заданием – необходимо установить специфику использования идеологем «сострадательного консерватизма» в инаугурационной речи Дж. Буша-младшего. То есть, задание предполагает не комплексный, а тематический контент-анализ, направленный на выявление вполне определенной специфики изучаемого текста. Поэтому построение гипотезы в данном случае заключается лишь в первичномвыборе типовых идеологем «сострадательного консерватизма» (идеологемы – это содержательно-символические элементы идеологической системы, выполняющие одновременно роль концептуальных категорий и коммуникативных маркеров). Идеологемы могут быть сформулированы как ключевые понятия и термины, речевые клише, устойчивые образы, метафоры, лозунги и т. п. ). Первичный отбор идеологем необходимо осуществить, опираясь на знания об идеологии социального консерватизма и политической программе «сострадательного консерватизма», полученные из учебного текста и дополнительной литературы (в т. ч. см. файл «Политическая идеология (учебный текст)» из папки «01. Учебные материалы» – раздел «3. Типология и эволюция консервативной общественно-политической мысли», пункты «Социальный консерватизм: идеология «величия нации» и «Возрождение социального консерватизма в современном мире», файл «Политическое развитие США» из той же папки – раздел «Президент Дж. Буш-младший: от «сострадательного консерватизма» к глобальной войне против «мирового терроризма»)

2) Первичный анализ эмпирического материала и создание аналитической матрицы (таблицы). На этом этапе осуществляется ознакомление с текстом инаугурационной речи. В ходе его необходимо из предварительного перечня идеологем, составленного на предыдущем этапе, отобрать те, которые действительно характерны для изучаемого документа (возможно и уточнить их формулировку). Уточненный перечень идеологем будет выполнять функцию опорных категорий контент-анализа (категории – это опорные понятийно-тематические единицы текста, с помощью которых исследователь формирует коммуникативную модель изучаемого текста). При формировании окончательного варианта перечня категорий следует избегать слишком многочисленных и дробных, равно как и слишком абстрактных, «укрупненных» формулировок.

Рекомендуемое количество категорий (т. е. идеологем) в рамках данного задания – примерно 10.

На основе перечня категорий создается таблица контент-анализа. Строки этой таблицы образуются категориями, а столбцы – единицами счета (то есть типовыми единицами текста, которые используются для выражения идеологем). В рамках данного задания перечень единиц счета изначально сформулирован. Он включает 10 единиц: термины, персоналии, названия, ситуации, явления, процессы, действия, темы, намерения, оценки:

 

  термины персоналии названия ситуации явления процессы действия темы намерения оценки
Категория 1 «…»                    
Категория 2 «…»                    
                     

 

3) Контент-мониторинг. На этом этапе происходит соотнесение категорий (идеологем) и единиц текста. Для этого в изучаемом документе нужно выявить те единицы текста (термины, персоналии, названия, ситуации и т. д. ), которые соответствуют каждой из указанных в таблице категорий (идеологеме). Например, если категория 1 сформулирована как «демократия», то в документе необходимо отыскать термины, персоналии, названия, ситуации и т. п., сопряженные с раскрытием идеологемы «демократия». Но в таблицу вводятся не сами единицы текста, а только номера абзацев, где они находятся (для удобства работы размещенный в файле из папки 12. 11 документ уже пронумерован в соответствии с разбивкой на абзацы). Если в одном абзаце находится две и более единицы текста определенного типа, то номер это абзаца указывается в соответствующей ячейке два или более раз.  

Одновременно проводится дополнительный аспект контент-мониторинга – шкалирование обнаруженных текстовых единиц по характеру коммуникативного воздействия на аудиторию. Для каждой обнаруженной единицы текста нужно определить преобладающий характер ее воздействия на предполагаемую аудиторию и отобразить эту информацию определенным значком рядом с номером абзаца. Возможны пять критериев: эмоциональное воздействие ☺, интеллектуальное воздействие ☻, символическое воздействие ☼, деятельностно-мотивационное воздействие Ä, оценочно-рефлексивное воздействие ۞ ). Значки рекомендуется копировать через буфер обмена (если используются другие символы, то необходимо указать их значения в примечании).

4) Итоговый анализ – составление заключения и оформление отчета. В заключении указывается какие из категорий, изначально избранных для анализа, оказались в наибольшей степени представлены в документе, показывается иерархия значимости идеологем (на основе суммарного количества представляющих их единиц текста), показываются доминирующие типы единиц текста в рамках каждой из категорий и в документе в целом, дается оценка характеру коммуникативного воздействия в рамках каждой из категорий и в документе в целом, указываются структурные и содержательные связи между единицами текста, отражающими разные категории (то есть логика их раскрытия в документе).

В состав отчета входят таблица и заключение.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...