Подтверждение того, что группа функционирует эффективно: решение общих проблем
Подтверждение того, что группа функционирует эффективно: решение общих проблем Дефицит времени требует от группы невероятных консультационных навыков. Разговор должен сохранять фокус, несмотря на сложность проблем, которые нужно решить. Навыки требуются тогда, когда психотерапевт чувствует сильные эмоции, особенно когда корректирующую обратную связь сложно дать и принять. Группа должна уделять внимание двум комплексам ожидаемых проблем: раздражающие, характерные для человека способы уходить в сторону, когда группа обсуждает проблемы, а также избегание конфликта и поляризованные реакции, возникающие у нас, когда сталкиваются обоснованные, противоположные мнения.
Уход в сторону; продолжение пути Сконцентрированные групповые обсуждения являются редкостью — все мы участвуем в неупорядоченных, несосредоточенных встречах. Некоторые раздражающе свойственные человеку привычки препятствуют рациональному проведению встреч. Неэффективная консультация начинается, когда психотерапевт неправильно формулирует консультационный запрос, особенно если его содержание или манера психотерапевта вызывают беспокойство у участников группы. Из желания быть полезными участники группы часто поспешно присоединяются к разговору, обычно предлагая способы решения проблемы до прояснения запроса или оценки проблемы. Даже если психотерапевт выражается совершенно ясно, естественно, что групповое обсуждение уходит то в одну, то в другую сторону, если участники недостаточно внимательно следят за тем, чтобы их комментарии были сконцентрированы на текущей проблеме. Иногда наилучших стараний оставаться четко сконцентрированным все же недостаточно. Такое случается, когда проблема сама по себе настолько сложна, что обсудить ее в группе за короткое время просто трудно. Но группа может не осознавать этого, пока участники не предложат четыре противоречащих друг другу подхода к решению проблемы, основанные на совершенно разных концептуализациях. Время истекло, психотерапевт остается в еще более запутанном положении, чем был, когда начинал говорить о проблеме.
Такая предрасположенность к поведению, мешающему консультировать психотерапевта, заставила Линехан разработать концепцию, которая поможет участникам группы помнить основные принципы и сущность консультирования. Например, одному участнику группы можно дать роль «наблюдателя», и когда он или она замечает проявления мешающего консультации поведения, то напоминает о безоценочном восприятии, чтобы группа смогла откорректировать свою работу. Все же, большинству групп сложно откорректировать работу с помощью одного только инсайта. Прежде чем они смогут это сделать, им нужно тщательно попрактиковать необходимые навыки. Например, четкое формирование консультационных вопросов ведет к улучшению качества консультации, потому что участники группы лучше увидят, с чем нужно помочь. Психотерапевтам нужно сознательно попрактиковаться в улучшении четкости своих консультационных запросов, а затем получать обратную реакцию в виде перефразирования запроса другими участниками группы, чтобы все могли убедиться, что вопрос понят правильно. Участники группы склонны просто вступать в разговор и начинать консультировать, не проверив, что они правильно поняли суть вопроса. И снова, они могут сознательно отработать последовательность действий с паузами, необходимыми для того, чтобы перефразировать запрос, чтобы подтвердить то, что требуется, попросить уточнения и если запрос ясен, тогдапереходить к консультации. Аналогично, участники группы иногда перепрыгивают к решению проблемы без ее оценки. Группа может попрактиковаться в установлении дисциплины, предлагая несколько перефразирующих комментариев, определяющих проблему, или другим образом валидируя психотерапевта или пациента, прежде чем предлагать идеи или способы решения проблемы.
Также частым явлением можно назвать уход в сторону от первичного консультационного запроса. Психотерапевт, попросивший о консультации, а также организатор группы несут первичную ответственность за то, чтобы помнить точный консультационный запрос и контролировать то, чтобы разговор не отклонялся в сторону. Другие участники команды также должны следить и проверять, относится ли консультация к непосредственному запросу. Все же, хотя поводья разговора должны оставаться в руках психотерапевта, в большинстве случаев для человека неизбежно уклоняться от дороги. Психотерапевт может слишком вдаться в подробности, и таким образом суть запроса потеряется; участники группы могут увязнуть в собственных мыслях. Когда психотерапевт или группа отклоняются в сторону (что неизбежно случается со всеми), каждый, кто заметит это, должен подобрать поводья и вернуть их психотерапевту, перефразируя изначальный запрос или повторив определение проблемы, как бы это произошло и при работе с пациентом. Снова, группе может быть выгодна осознанная практика продолжения пути. После того, как человек сделает консультационный запрос, один или два участника группы могут взять на себя функцию отслеживания того, что разговор не уклоняется в сторону. Во-первых, психотерапевт практикует возвращение контроля над разговором, повторно заявляя о своих потребностях, говоря: «Ребята, это не то, что я хотела обсудить — мне нужно Х». Психотерапевт может попрактиковать навык «заигранной пластинки» или другой навык межличностной эффективности, чтобы вернуть группу к полезной консультации. Другой ситуацией является то, когда психотерапевтмешает разговору, отклоняется, слишком уходит в описание подробностей, раздражается или эмоционально возбужден чьим-либо комментарием. Тогда организатор или другой участник группы может попрактиковаться в корректировке процесса. Это осуществляется повторением изначального консультационного вопроса или перефразированием определения обсуждаемой проблемы, а затем возвращение управления разговором психотерапевту с помощью вопроса о том, это ли находится в центре внимания. Часто в больших группах или таких, которые ведут много случаев с высокой степенью риска, нет времени на то, чтобы долго и подробно обсуждать какой-то момент, даже если это обосновано. Группа часто нуждается в практике самодисциплины и возвращения снова и снова к более важной задаче удовлетворения потребности психотерапевта в консультации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|