Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

29 Модель HOFER/SCHENDEL.. 30 Метод SPACE




29 Модель HOFER/SCHENDEL.

Основное внимание модель Hofer/Schendel, как говорится в статье, сосредотачивает на позиционировании существующих видов бизнеса на матрице развития рынка товаров, определении идеального набора из этих видов бизнеса и разработке путей формирования такого идеального набора. Так, в широком смысле, есть только два оптимальных бизнес-набора на уровне корпорации: покупка нового (и/или усиление существующего) вида бизнеса или продажа (и/или ослабление существующего) вида бизнеса.

Положение каждого вида бизнеса определяется соответственно степенью развития его рынка и его эффективностью относительно конкурентов. В зависимости от стадии развития рынка товаров могут быть выбраны различные стратегии. Описывая модель Хофера–Шенделя, автор статьи отмечает, что эта модель предлагает три типа идеального бизнес-набора на уровне корпорации:

1. 1. Набор роста.

2. Набор прибыли.

3. Уравновешенный набор (роста и прибыли).

Корпорации могут стремиться к достижению одного " идеального" набора из трех. Цели, задачи и требуемые ресурсы для каждого из них различны и это может привести к различному развитию сценария в будущем.

Набор роста может включать много видов бизнеса, чей рынок находится на ранних стадиях своего жизненного цикла. В надежде на достижение успеха и извлечение большой массы прибыли в будущем в такие виды бизнеса будут делаться значительные инвестиции. Это может привести к кратковременным проблемам с денежной наличностью.

Набор прибыли, как правило, состоит из таких видов бизнеса, чей рынок находится на высокой стадии развития. Эти виды бизнеса порождают значительную массу прибыли, и если ее не использовать для реинвестиций, то могут возникнуть проблемы тогда, когда начнется падение объемов реализации. В уравновешенном наборе компании содержится пропорциональное количество видов бизнеса, ориентированных на " молодые" и " зрелые" рынки.

В структуре модели по оси У отображаются стадии развития рынка. Может рассматриваться до 5 основных стадий: развитие рынка, рост, вытеснение с рынка старого продукта, зрелость, насыщение. Стадия насыщения делится на три части – насыщение, спад и застой.

На оси Х отображается относительная конкурентная позиция вида бизнеса в рамках отрасли. Она делится на 3 категории: сильная, средняя, слабая. Первоначальная модель включала четвертую категорию “худшая или вытесняемая”. Т. к. очевидно, что последняя стадия подразумевает несостоятельность бизнеса, она почти никогда не заслуживает внимания в ходе стратегического планирования.

Матрица модели имеет размерность 553. В зависимости от положения вида бизнеса выводится стратегия. Одна обобщенная стратегия может накрывать область из нескольких ячеек матрицы.


30 Метод SPACE

Метод SPACE (Strategic Position and Action Evaluation — оценка стратегического положения и действий) представляет собой комплексный метод, предназначенный для диагностирования ситуации и выбора варианта стратегии для средних и малых предприятий. Он позволяет установить стратегическое положение предприятия на основании двух групп факторов: внутреннего состояния предприятия; внешнего положения предприятия.

В методе SPACE выделяют четыре группы критериев оценки предприятия;

1) финансовая сила предприятия;

2) конкурентоспособность предприятия и его положение на рынке;

3) привлекательность сектора (отрасли), где действует данное предприятие;

4) стабильность отрасли (промышленности), в которой функциони­рует данное предприятие.

При формулировании критериев оценки необходимо принимать во внимание специфику конкретного предприятия, стоящие перед ним за­дачи, имеющиеся у него производственные возможности и умения, а также принятую им систему ценностей.

Каждый из критериев, перечисленных в рамках одной группы, со­стоит из некоторого количества факторов, которым приписываются оценки по десятибалльной шкале (от 1 до 10. )

Таблица 6 - Вычисление окончательной " стоимости" оценки для каждой группы критериев

Для каждого фактора в пределах заранее установленной шкалы приписывается оценка, которая после умножения на вес дает оконча­тельную значимость (ценность) оценки для данного конкретного крите­рия. После вычисления окончательных оценок определяется сумма оценок для каждой группы критериев. Полученные результаты наносятся на прямоугольную систему координат, в которой каждая из полуосей служит представлением общего критерия по группе (рис. 7).

Рисунок 7 - Отображение различных групп критериев оценки в методе SPACE

Каждый из исходных критериев представляется с помощью точек на соответствующей полуоси,

где n — сумма окончательных оценок для критерия " привлекатель­ность сектора";

   к — сумма окончательных оценок для критерия " конкурентоспо­собность предприятия";

   с — сумма окончательных оценок для критерия " стабильность от­расли";

   ф — сумма окончательных оценок для критерия " финансовая сила предприятия".

После суммирования результатов, полученных на оси x и на оси у, мы в зависимости от значений отдельные окончательных оценок получаем точку с координатами Р(х, у) в одном из квадрантов принятой прямоугольной системы координат. Соединив эту точку с началом ко­ординат, получаем вектор, который указывает нам рекомендуемый тип стратегии.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...