Глава III
3* 67 нему участки модели закрывают пластинкой бюгельного воска. Эта процедура выполняется в. горячей воде, что позволяет плотно расположить пластинку воска в каждом участке модели. Затем на просвечивающий через пластинку чертеж наливают тугоплавкий воск, из которого моделируют кламмеры и другие детали каркаса. После придания им необходимого размера и сечения окружающую их пластинку (снаружи и между деталями каркаса) срезают острым шпателем, после чего каркас легко снимают и корректируют воском с внутренней стороны (щели, стыки). После повторного наложения на модель устанавливают литники, с помощью которых моделировку каркаса снимают с модели и отливают. Недостатком этого метода является возможность деформации элементов каркаса во время снятия и формовки, а также усадка при литье, что исключает широкое применение метода для точного изготовления бюгельных и шинирующих конструкций. Наиболее перспективно моделирование цельнолитых каркасов бюгельных и шинирующих конструкций на огнеупорных моделях, компенсирующих усадку отливок и облегчающих их припасовку. Моделирование каждой из деталей каркаса необходимо осуществлять с учетом многих факторов, обеспечивающих в конечном итоге эффективность и качество функционирования каждой из них, а также расчетные сроки пользования протезом. Широко применяемый метод произвольного моделирования путем нанесения расплавленного воска (наливки) или моделирования с помощью профильной восковой проволоки требует более длительной обработки каркаса после литья и в ряде случаев не обеспечивает упругих свойств кламмеров или необходимой жесткости отдельных частей каркаса. Несколько более трудоемким, но в то же время значительно более эффективным является моделирование каркаса из готовых стандартных восковых или пластмассовых заготовок, а также получаемых из воска с помощью эластических матриц. Применяемые в этом случае заготовки более точно соответствуют механическим характеристикам используемого литейного сплава. При выборе сечения и размеров каждой части каркаса и их моделировании целесообразно также исходить из специальных расчетов и справочных таблиц, приведенных в работах отечественных и зарубежных авторов [Соснин Г. П., 1966, 1971; Доронин А. А., 1968; Шварц А, Д., 1968; Кулаженко В. И., Березов-
ский С. С, 1975; Панчоха В. П., 1981; Ney J. М, 1949, 1965; Graddok F., 1961; McCracken W., 1964, и др. ]. Смоделированный каркас отливают непосредственно на модели, поэтому проверить-беспрепятственность его введения и выведения, а также монолитность и отсутствие щелей на внутренних стыках между отдельными частями, аналогично снимаемым каркасам, не представляется возможным. Учитывая особенности моделирования каркаса на огнеупорной модели, при создании каждой из его частей необходим тщательный контроль за надежностью их соединения, особенно на стыках кламмеров с базисными отростками, а последних — с дугой. Важное значение имеет плотность прилегания и приклеивания смоделированного каркаса к модели, а также выравнивание его поверхности различными приемами (оплавление, смазывание лаками и др. ). От тщательности моделирования каркаса зависит точность отливки, а также качество и класс чистоты ее поверхности. Эффективность контроля повышается в случае применения увеличительных линз или бинокулярных микроскопов. Припасовка отлитого каркаса на основную модель. Припасовку каркаса, как и выполнение всех предыдущих технических операций (подготовка к дублированию, перенос чертежа на огнеупорную модель и моделирование), необходимо производить только с учетом избранного наклона модели. Как отмечают С. Д. Шварц (1968) и другие авторы, только такая методика обеспечивает необходимую точность припасовки каркаса на модель, а в дальнейшем и хорошую фиксацию протеза на опорных зубах. Однако в действительности это правило соблюдается не всегда. Чаще всего перечисленные выше технические операции осуществляются без учета наклона модели, при ее горизонтальном положении на техническом столе. При этом моделирование каркасов производится с помощью произвольных наклонов модели (на глаз), что является предпосылкой к различным ошибкам уже в самом начале конструирования протеза. Полученный после литья каркас также чаще всего подгоняется и накладывается на модель, лежащую на плоскости зуботехнического стола, т. е. практически при ее нулевом наклоне. В то же время общеизвестно, что- при горизонтальном положении модели линия обзора примет совершенно иное направление на всех опорных зубах по сравнению с ранее полученным при избранном наклоне модели. При этом наиболее выпуклыми станут другие части опорных зубов. На каждом
из них изменится расположение опорной и удерживающей зон. В связи с этим беспрепятственная припасовка и наложение каркаса окажутся невозможны. Чтобы подогнать каркас, техник будет вынужден значительно сошлифовать внутреннюю поверхность всех элементов каждого клам-мера: тела, отростка, стабилизирующих и удерживающих частей. Окончание их после припасовки на модель при ее нулевом наклоне, как правило, перемещается к линии обзора или даже в опорную часть зуба. Припасованная таким способом конструкция, естественно, не будет соответствовать произведенным ранее расчетам и в ряде случаев потребуется ее переделка. В связи с этим особенно очевидна взаимосвязь и взаимозависимость между лабораторными и клиническими задачами, а также настоятельная необходимость использования предложенной нами универсальной технической подставки (см. рис. 15) или изготовления ее из гипса с помощью установочной координатной планки (см. рис. 9) либо другими способами.
При припасовке удерживающего плеча каждого клам-мера особое внимание следует обращать на его придес-невой край и окончание, которые не рекомендуется сошлифовывать во избежание уменьшения глубины захвата, или горизонтального отклонения. Заключительным этапом является припасовка опорных частей каркаса в окклюдаторе. Только после этого допускаются окончательная отделка каркаса и шлифование его наружной поверхности. Припасованный каркас должен точно соответствовать нанесенному ранее чертежу и иметь необходимый зазор в области дуги и базисных отростков. С этой целью с основной модели заранее удаляют прокладки и воск, которым были заблокированы поднутрения. Припасованный и отшлифованный каркас накладывают на загипсованную в окклюдатор модель и передают в клинику для проверки в полости рта пациента. Глава III
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|