Съемные шинирующие конструкции
При пародонтите, как известно, проводится комплексное лечение с применением терапевтического, физиотерапевтического, хирургического, ортодонтического, ортопедического и других видов лечения. Современное ортопедическое лечение заключается в устранении вторичных (блокирующих) деформаций, восстановлении окклюзионных взаимоотношений и шинировании с помощью съемных и несъемных шинирующих протезов и шин. Изготовление съемных цельнолитых шин для постоянного шинирования требует тщательного анализа и изучения зубочелюстной системы у каждого больного паро-донтитом. Для выбора стационарной конструкции имеет значение устойчивость каждого зуба, степень поражения его опорного аппарата, а также выраженность патологических изменений в каждом участке зубного ряда вследствие недостаточной выносливости пародонта зубов, расположенных в различных функционально-ориентированных группах. Во всех случаях требуется тщательная оценка каждого участка предполагаемого протезного ложа и условий для шинирования с учетом существующих показаний к выбору конструкций и принципов их изготовления. В этом отношении, как уже указывалось, важную роль играет изучение диагностических моделей и, при необходимости, их предварительная параллеломет-рия. На диагностических моделях отмечают цветным карандашом или фломастером участки зубов, подлежащие сошлифовыванию или обязательному препарированию (при изготовлении коронок и др. )- Разметка этих моде- лей в параллелометре, а также анализ результатов обследования пациента позволяют в каждом случае составить план лечебных мероприятий па подготовке полости рта к шинированию, а также по его непосредственному осуществлению с учетом стадии и характера течения заболевания у каждого конкретного пациента. Итогом подготовки является возможность изготовления избранной шинирующей конструкции для постоянного лечения.
Перед получением слепка для изготовления основной модели в ряде случаев производится специальная подготовка зубов: пришлифовка отдельных бугров на зубах противоположной челюсти при блокировании ими выемки для окклюзионной накладки или участка расположения окклюзионной перемычки, снятие на апроксимальных поверхностях опорных зубов отдельных эмалевых выступов или нависающих углов, препятствующих наложению кламмера, создание выточек на резцах для расположения зацепных крючков и др. В итоге создается возможность для получения тщательно подготовленной основной модели. После ее получения и определения центральной окклюзии целесообразно изучение моделей в окклюдато-ре-анализаторе для оценки итогов подготовки зубных рядов и уточнения последующих задач. Следующим важным этапом является параллеломет-рия. При ее проведении необходимо учитывать некоторые особенности, характерные для изготовления цельнолитой шины. В частности, при определении пути введения протеза из всех изложенных выше методов паралле-лометрии показан метод наклона модели. Современный уровень литейного производства, наличие методов, компенсирующих усадку, позволяет изготовить литую конструкцию практически любой сложности. Включение в шину всех зубов на челюсти требует изготовления значительного количества опорных, удерживающих, шинирующих и других элементов. Естественно, что при этом возрастает трудоемкость работы как на клинических, так и на лабораторных этапах. В клинике это прежде всего увеличенный объем исследований при параллелометрии и планировании конструкции, особенно при шинировании всего зубного ряда. Только оптимальное решение таких вопросов, как распределение жевательной нагрузки с учетом состояния опорного аппарата каждого зуба, выбор шинирующих и фиксирующих элементов и способа их соединения, учет эстетических запросов пациента и Др., требующих предельно точного анализа всего зубного
Рис. 18. Расположение ретенционной точки в зависимости от кривизны зуба. ряда и протезного ложа, может способствовать успеху лечения. Для выбора направления введения конструкции многие авторы [В. Н. Копейкин, 1967; Шварц С. Д., 1968; Roth G., 1942] рекомендуют широко применять зарекомендовавшие себя с положительной стороны логические приемы, основанные на большом количестве наблюдений и измерений. В частности, при заднем наклоне модели наложение, как уже упоминалось в III главе, будет осуществляться спереди назад. При левом положении модели на столике параллелометра (левый наклон) наложение шины будет производиться справа налево, а при наклоне модели вправо — наоборот. В. Н. Копейкин (1977) и другие авторы подчеркивают значимость этих принципов, отмечая, что шину накладывают на зубной ряд со стороны, противоположной наклону модели, и что это правило должен соблюдать как врач на этапе проверки и наложения конструкции, так и техник на всех лабораторных этапах: блокировании поднутрений, моделировании каркаса и подгонке его на модели (после литья). Это правило необходимо разъяснять также каждому пациенту при наложении съемной конструкции. Заканчивают изучение модели в параллелометре поиском ретенционных точек для размещения удерживающих окончаний кламмеров (рис. 18). После параллело-метрии производят зарисовку съемной шинирующей конструкции на основной модели. При генерализованном пародонтите, осложненном частичным вторичным отсутствием зубов, ортопедическое лечение затруднено в связи со снижением или полным отсутствием резервных возможностей у зубов и нарушением силовых взаимоотношений между зубными рядами. Требуются тщательный анализ и большой опыт для выбора, точного расчета и изготовления конструкции, которая бы одновременно разрешала большой комплекс задач. По данным В. Н. Копейкина (1977), при атрофии костной ткани II и III степени только включение в единый блок всех оставшихся зубов позволяет равномерно перераспределить жевательное давление, передающееся с базиса протеза на оставшиеся на челюсти зубы. Применяемые при этом шины-протезы должны сбалансировать распределение жевательного давления между отдельными зубами или их функционально ориентированными группами на каждой из челюстей, а также по возможности выравнять силовые взаимоотношения между челюстями.
Следовательно, как отмечает указанный автор, в кон При комбинированном применении несъемных и съемных шин все этапы по их изготовлению должны быть выполнены на высоком техническом и клиническом уровне. Необходимы тщательное изучение диагностических моделей и их предварительная параллелометрия для составления единой и последовательной программы конст-
руирования всех шинирующих средств. Несъемная часть должна обеспечить наиболее эффективное изготовление и наложение нередко очень сложной шины-протеза. Таким образом, каждый этап конструирования должен быть подчинен единому плану ортопедического лечения. Параллелометрический контроль, точное определение центральной окклюзии и использование аппаратов, воспроизводящих движение нижней челюсти, являются основой успешного лечения генерализованной формы паро-донтита, осложненного вторичной частичной адентией. Важнейшим этапом при изготовлении шинирующих конструкций является припасовка и наложение каркаса. При одновременном изготовлении нескольких бюгельных или шинирующих протезов как врачу, так и технику бывает трудно запомнить направление введения и последовательность выведения каждого каркаса или готовой конструкции. Тем не менее во всех случаях следует помнить незыблемое правило: направление введения конструкции противоположно наклону модели и, наоборот, путь ее выведения начинается со стороны наклона модели. Поэтому целесообразна определенная маркировка или обозначение этого важного параметра, с помощью которого достигается точность наложения и снятия конструкции как на этапе ее изготовления (каркас, конструкция на восковом базисе), так и при припасовке и наложении в полости рта на заключительном клиническом этапе. Для запоминания и соблюдения выбранного пути введения конструкции на всех этапах ее изготовления и проверки мы предложили осуществлять маркировку модели начальными буквами общепринятых терминов, несколько изменив их точный перевод: D — S (справа налево), S — D (слева направо), А — Р (спереди назад), Р — А (сзади наперед), V (вертикально). В каждом случае соответствующие буквы наносят на дно модели нижней челюсти или на небную поверхность модели верхней челюсти, а также отмечают в истории болезни и наряде. Последнее необходимо, так как во время извлечения готовой конструкции из кюветы гипсовая модель разрушается и для припасовки и наложения протез поступает к врачу без модели. Маркировка облегчает наложение и припасовку конструкции в соответствии с проведенными при параллелометрии расчетами. Выбранное направление введения и выведения протеза необходимо разъяснять каждому пациенту на этапе припасовки и наложения протеза, подчеркивая значение точного соблюдения этого условия для фиксации конструкции, предотвращения ее деформации и перегрузки опорных зубов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|