Несъемные шинирующие конструкции
Несъемные шинирующие конструкции широко приме Novotny, Erkodent-каппа и другие конструкции. В группу ' постоянных входят коронковая, кольцевая, колпачковая наличии дефектов зубного ряда шинирование производит' ] ся с помощью так называемых шинирующих протезов, 1 которые одновременно с шинированием восстанавлива- \ ют и отсутствующие зубы. ] В зависимости от топографии пораженного участка ] зубного ряда различают шины для передних и для жева- \ тельных зубов, а также шины, одновременно охватыва- ] ющие весь зубной ряд. Перечисленные виды постоянных | несъемных шин в основном применяются при комплекс- i ном лечении пародонтита, а временные — главным обра- \ зом при травмах, авитаминозе С и некоторых других за- ! болеваниях. Шины для передних зубов. При изготовле
В предыдущем разделе уже подчеркивалось значение параллелометрии при изготовлении несъемных протезов, применяющихся для лечения частичных дефектов зубного ряда. При шинировании зубов с пораженным пародон- том роль параллелометрии еще больше возрастает, так как увеличиваются смещение и непараллельность подвижных зубов. При изготовлении шин на различные группы зубов имеются особенности, которые целесообразно учитывать при проведении параллелометрии. При изготовлении колпачковых шин на передние зубы нижней челюсти, имеющие вестибулярный наклон, необходимо тщательное изучение диагностических моделей в окклюдаторе, а также их предварительная параллело-метрия. В противном случае их изготовление сопряжено с ошибками. Причиной является высокое расположение линии обзора на вестибулярной поверхности передних зубов, т. е. почти у режущего края. В этой связи условия для наложения колпачковых коронок резко ухудшаются из-за отсутствия места на опорной части зубов с вестибулярной стороны. Как известно, с помощью соответствующего наклона модели можно легко увеличить опорную зону. Естественно, что имеется в виду заблаговременное выполнение этой операции (до изготовления протеза). Изучение модели нижней челюсти показало, что примерно в 90% всех случаев при изготовлении колпачковых коронок показан задний наклон модели. При этом линия обзора с вестибулярной стороны перемещается по направлению к шейке передних зубов и соответственно здесь же увеличивается размер опорной зоны за счет ее некоторого уменьшения с язычной стороны. Эту особенность необходимо учитывать во всех случаях изготовления указанной конструкции. При найденном наклоне модели отмечают путь введения шины, после чего наносят линию обзора. Препарирование зубов и моделирование шины с учетом найденных ориентиров, как правило, обеспечивают ее беспрепятственное и точное наложение.
Шины для жевательных зубов. Для иммобилизации этой группы зубов предложены различные шинирующие конструкции: спаянные экваторные коронки, балочная шина по Курляндскому, шина из полных коронок, вкладочные шины с экваторными коронками по Оксману и др. Как известно, в связи с многочисленными недостатками балочные шины практически исключены из арсенала шинирующих средств, поэтому мы даем оценку лишь шины на экваторных коронках. По аналогии с изготовлением колпачковой шины при этом следует вновь подчеркнуть важное значение диагностических моделей, чтобы продемонстрировать особенности конструирования этой шины и расширить представление о роли параллелометрии при изготовлении предложенной нами штифтовой модификации этой конструкции. Диагностическая модель в данном случае позволяет изучить анатомические особенности каждого из шинируемых зубов с учетом их расположения в зубном ряду, а также провести предварительную параллелометрию для выявления линии обзора и пути введения готовой шины. Как показали наши наблюдения, общепринятая ориентация специалистов на экватор каждого опорного зуба является ошибочной, так как шинируемые зубы чаще всего не параллельны. Следовательно, экватор каждого из них не совпадает с единой линией наибольшей выпуклости, или линией обзора. В этой связи неточное наименование: «экваторные коронки» или «шина на экваторных коронках» является своеобразной предпосылкой к возникновению клинических и технических ошибок как при препарировании зубов, так и при моделировании коронки на каждом зубе. По существу эта конструкция представляет собой колпачковую шину, расположенную на ок-клюзионной поверхности жевательных зубов. Точное определение этой поверхности, так же как и ее препарирование, возможно только после нанесения линии обзора. При изучении модели в параллелометре метод наклона модели здесь имеет преимущество перед другими методами параллелометрии. Нулевое положение модели используется редко, так как жевательные зубы на нижней челюсти наклонены в язычную, а на верхней— в щечную сторону. Поэтому чаще всего оптимальное расположение линии обзора для получения достаточной опорной зоны на премолярах и молярах достигается при наклоне модели вправо и влево. Особенностью параллелометрии является раздельное определение линии обзора для каждой стороны зубного ряда (при одновременном изготовлении двух шинирующих конструкций). В этом случае линия обзора для жевательных зубов, расположенных на левой стороне зубного ряда нижней челюсти, определяется при наклоне модели влево, для зубов правой стороны — при наклоне вправо. Нередко применяются комбинированные наклоны (влево и вперед, влево и назад и т. д. ). Соответственно и путь наложения будет разным при изготовлении двух отдельных шин.
На верхней челюсти в связи с наклоном жевательных зубов в вестибулярную сторону оптимальное расположе- Рис. 20. Ширина на колпачковых коронках со штифтами (по В. И. Шевченко и др. ). а — конусовидная форма коронок моляров; б — установка штифтов; в — зафиксированная шина. ние линии обзора достигается при правом наклоне модели для зубов левой стороны зубного ряда и левом — для зубов, расположенных на правой стороне зубного ряда. Путь введения шины, как правило, прямой, совпадающий со стороной наклона модели. Сложным и нерешенным является вопрос повышения фиксации этой шины. Как отмечает А. И. Бетельман (1974), в связи с разной степенью подвижности шинируемых зубов при пародонтите возможно смещение или «выскальзывание» отдельных из них при жевательных нагрузках. Попытки найти наиболее эффективный способ, дополнительной фиксации зубов привели нас к мысли об установке пара-пульпарных штифтов в каждую экваторную коронку. В результате нами была предложена цельнолитая шина на колпачковых (экваторных) коронках со штифтами ' (рлс. 20). Используются два штифта в коронке на каждый премоляр и четыре — на каждый моляр. Для точного препарирования стенок зубов (до линии обзора) и создания параллельных ретенционных канальцев'в
1 Удостоверение ММСИ № 462 от 14. 11. 88 г. опорных зубах целесообразно использовать микропарал-лелометр. Методика его применения изложена в VI главе. В соответствии с измерениями толщины жевательной поверхности у моляров и премоляров, а также с учетом зоны безопасности глубина канальцев на молярах может достигать 4 мм, на премолярах — 2, 5—3 мм. В каждом канальце устанавливают полистироловын штифт толщиной от 0, 6 до 0, 8 мм (в зависимости от типоразмера зуба), после чего снимают слепок. Преимуществами предложенной шины являются надежное укрепление зубов (сагиттальная стабилизация) и доступность десневых карманов шинированных зубов для проведения медикаментозного лечения. Применение этой шины особенно показано при шинировании моляров с обратноконусовидной формой коронки и узкой шейкой, а также выдвинувшихся зубов с обнаженной бифуркацией (не требуется депульпирования, как при изготовлении полных коронок).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|