Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Несъемные шинирующие конструкции




Несъемные шинирующие конструкции широко приме­
няются для временного и постоянного шинирования. Со­
ответственно различают временные и постоянные шини­
рующие конструкции. В группу временных входят каппа
по Курляндскому, многозвеньевая шина-протез из само­
твердеющей пластмассы и медицинского клея по Копей-
кину, проволочная шина, армированная самотвердеющей
пластмассой по Андрианову, Васильченко, Glickman,                  j

Novotny, Erkodent-каппа и другие конструкции. В группу                   '

постоянных входят коронковая, кольцевая, колпачковая
и экваториал шины, а также различные конструкции на
балках, микропротезах, вкладках со штифтами и др. При                    ]

наличии дефектов зубного ряда шинирование производит'                 ]

ся с помощью так называемых шинирующих протезов,                      1

которые одновременно с шинированием восстанавлива-                   \

ют и отсутствующие зубы.                                                                             ]

В зависимости от топографии пораженного участка                     ]

зубного ряда различают шины для передних и для жева-                    \

тельных зубов, а также шины, одновременно охватыва-         ]

ющие весь зубной ряд. Перечисленные виды постоянных                   |

несъемных шин в основном применяются при комплекс-                    i

ном лечении пародонтита, а временные — главным обра-                  \

зом при травмах, авитаминозе С и некоторых других за-                    !

болеваниях.

Шины для передних зубов. При изготовле­
нии временных несъемных шин непосредственно в поло­
сти рта определение пути введения не проводится, так           \
как они, как правило, изготавливаются из самотвердею-                     j
щей пластмассы. Кроме того, снятие этих шин в связи с                      j
окончанием лечения или наложением постоянной шини-          I
рующей конструкции производится методом разрушения.                  ]
Параллелометрия показана во всех случаях изготовле­
ния цельнолитых шинирующих конструкций.

В предыдущем разделе уже подчеркивалось значение параллелометрии при изготовлении несъемных протезов, применяющихся для лечения частичных дефектов зубно­го ряда. При шинировании зубов с пораженным пародон-


том роль параллелометрии еще больше возрастает, так как увеличиваются смещение и непараллельность под­вижных зубов. При изготовлении шин на различные груп­пы зубов имеются особенности, которые целесообразно учитывать при проведении параллелометрии.

При изготовлении колпачковых шин на передние зу­бы нижней челюсти, имеющие вестибулярный наклон, не­обходимо тщательное изучение диагностических моделей в окклюдаторе, а также их предварительная параллело-метрия. В противном случае их изготовление сопряжено с ошибками. Причиной является высокое расположение линии обзора на вестибулярной поверхности передних зубов, т. е. почти у режущего края. В этой связи усло­вия для наложения колпачковых коронок резко ухудша­ются из-за отсутствия места на опорной части зу­бов с вестибулярной стороны. Как известно, с помощью соответствующего наклона модели можно легко увели­чить опорную зону. Естественно, что имеется в виду за­благовременное выполнение этой операции (до изготов­ления протеза). Изучение модели нижней челюсти пока­зало, что примерно в 90% всех случаев при изготовлении колпачковых коронок показан задний наклон модели. При этом линия обзора с вестибулярной стороны пере­мещается по направлению к шейке передних зубов и со­ответственно здесь же увеличивается размер опорной зо­ны за счет ее некоторого уменьшения с язычной стороны. Эту особенность необходимо учитывать во всех случаях изготовления указанной конструкции. При найденном на­клоне модели отмечают путь введения шины, после чего наносят линию обзора. Препарирование зубов и модели­рование шины с учетом найденных ориентиров, как пра­вило, обеспечивают ее беспрепятственное и точное нало­жение.

Шины для жевательных зубов. Для иммо­билизации этой группы зубов предложены различные шинирующие конструкции: спаянные экваторные ко­ронки, балочная шина по Курляндскому, шина из пол­ных коронок, вкладочные шины с экваторными коронка­ми по Оксману и др. Как известно, в связи с многочис­ленными недостатками балочные шины практически исключены из арсенала шинирующих средств, поэтому мы даем оценку лишь шины на экваторных коронках. По аналогии с изготовлением колпачковой шины при этом следует вновь подчеркнуть важное значение диагности­ческих моделей, чтобы продемонстрировать особенности


конструирования этой шины и расширить представление о роли параллелометрии при изготовлении предложен­ной нами штифтовой модификации этой конструкции. Диагностическая модель в данном случае позволяет изу­чить анатомические особенности каждого из шинируемых зубов с учетом их расположения в зубном ряду, а также провести предварительную параллелометрию для выяв­ления линии обзора и пути введения готовой шины.

Как показали наши наблюдения, общепринятая ори­ентация специалистов на экватор каждого опорного зуба является ошибочной, так как шинируемые зубы чаще всего не параллельны. Следовательно, экватор каждого из них не совпадает с единой линией наибольшей выпук­лости, или линией обзора. В этой связи неточное наиме­нование: «экваторные коронки» или «шина на экваторных коронках» является своеобразной предпосылкой к воз­никновению клинических и технических ошибок как при препарировании зубов, так и при моделировании коронки на каждом зубе. По существу эта конструкция представ­ляет собой колпачковую шину, расположенную на ок-клюзионной поверхности жевательных зубов. Точное определение этой поверхности, так же как и ее препари­рование, возможно только после нанесения линии об­зора. При изучении модели в параллелометре метод наклона модели здесь имеет преимущество перед дру­гими методами параллелометрии. Нулевое положение модели используется редко, так как жевательные зубы на нижней челюсти наклонены в язычную, а на верх­ней— в щечную сторону. Поэтому чаще всего оптималь­ное расположение линии обзора для получения доста­точной опорной зоны на премолярах и молярах дости­гается при наклоне модели вправо и влево. Особенностью параллелометрии является раздельное определение ли­нии обзора для каждой стороны зубного ряда (при одно­временном изготовлении двух шинирующих конструк­ций). В этом случае линия обзора для жевательных зу­бов, расположенных на левой стороне зубного ряда нижней челюсти, определяется при наклоне модели вле­во, для зубов правой стороны — при наклоне вправо. Нередко применяются комбинированные наклоны (влево и вперед, влево и назад и т. д. ). Соответственно и путь наложения будет разным при изготовлении двух отдель­ных шин.

На верхней челюсти в связи с наклоном жевательных зубов в вестибулярную сторону оптимальное расположе-




Рис. 20. Ширина на колпачковых коронках со штифтами (по В. И.

Шевченко и др. ).

а — конусовидная форма коронок моляров; б установка   штифтов; в — за­фиксированная шина.

ние линии обзора достигается при правом наклоне мо­дели для зубов левой стороны зубного ряда и левом — для зубов, расположенных на правой стороне зубного ряда. Путь введения шины, как правило, прямой, совпа­дающий со стороной наклона модели. Сложным и не­решенным является вопрос повышения фиксации этой шины. Как отмечает А. И. Бетельман (1974), в связи с разной степенью подвижности шинируемых зубов при пародонтите возможно смещение или «выскальзывание» отдельных из них при жевательных нагрузках. Попыт­ки найти наиболее эффективный способ, дополнительной фиксации зубов привели нас к мысли об установке пара-пульпарных штифтов в каждую экваторную коронку. В результате нами была предложена цельнолитая шина на колпачковых (экваторных) коронках со штифта­ми ' (рлс. 20). Используются два штифта в коронке на каждый премоляр и четыре — на каждый моляр. Для точного препарирования стенок зубов (до линии обзора) и создания параллельных ретенционных канальцев'в

1 Удостоверение ММСИ № 462 от 14. 11. 88 г.


опорных зубах целесообразно использовать микропарал-лелометр. Методика его применения изложена в VI главе. В соответствии с измерениями толщины жевательной поверхности у моляров и премоляров, а также с учетом зоны безопасности глубина канальцев на молярах может достигать 4 мм, на премолярах — 2, 5—3 мм. В каждом канальце устанавливают полистироловын штифт тол­щиной от 0, 6 до 0, 8 мм (в зависимости от типоразмера зуба), после чего снимают слепок.

Преимуществами предложенной шины являются на­дежное укрепление зубов (сагиттальная стабилизация) и доступность десневых карманов шинированных зубов для проведения медикаментозного лечения. Применение этой шины особенно показано при шинировании моляров с обратноконусовидной формой коронки и узкой шейкой, а также выдвинувшихся зубов с обнаженной бифуркаци­ей (не требуется депульпирования, как при изготовле­нии полных коронок).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...