Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Котел этнических противоречий




"Евразийские Балканы" включают девять стран, которые в той или иноймере соответствуют вышеприведенному описанию, причем еще две страны являютсяпотенциальными кандидатами. К числу этих девяти стран принадлежат Казахстан,Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан, Туркменистан, Азербайджан, Армения иГрузия (прежде все они входили в состав бывшего Советского Союза), а такжеАфганистан. Потенциальными кандидатами для включения в этот список являютсяТурция и Иран. Обе страны гораздо [152] более жизнеспособны по сравнению с другими с политической иэкономической точек зрения, обе активно борются за региональное влияние на"Евразийских Балканах" и поэтому являются важными геостратегическимиигроками в этом регионе. В то же время обе страны потенциально уязвимы сточки зрения внутренних этнических конфликтов. Если произойдетдестабилизация обстановки в любой из них или в обеих сразу, внутренниепроблемы региона могут выйти из-под контроля, а усилия по восстановлениюгосподства России в регионе даже оказаться бесполезными. Про три закавказских государства - Армению, Грузию и Азербайджан -можно сказать, что они образованы на основе подлинно исторически сложившихсянаций. В результате их национализм имеет тенденцию как к распространению,так и к усилению, а внешние конфликты могли бы стать ключевой проблемой дляих благополучия. Напротив, пять новых государств Средней Азии скореенаходятся на этапе создания нации, причем в них по-прежнему сильнынастроения, связанные с племенной и этнической принадлежностью, вследствиечего главной проблемой становятся внутренние противоречия. В государствелюбого типа эти уязвимые моменты могут использоваться более сильными иимеющими имперские амбиции соседями. "Евразийские Балканы" являются с этнической точки зрения мозаикой(смотри табл. на стр. 153 и карту XVII). Границы этих государств былипроизвольно обозначены советскими картографами в 20-х и 30-х годах, когдаофициально создавались соответствующие советские республики. (Афганистан,никогда не входивший в состав Советского Союза, является исключением.)Границы этих государств были отмечены в основном в соответствии с этническимпринципом, но они также отражали интерес Кремля в сохранении внутреннихразногласий и таким образом большей подчиненности южного региона Российскойимперии. Соответственно Москва отклонила предложения националистов Средней Азииобъявить об объединении разных народов Средней Азии (большая часть которыхвсе еще не имела националистической мотивировки) в единое политическоецелое, например "Туркестан". Вместо этого она предпочла создать пятьсамостоятельных "республик", каждая из которых имела новое отличительноеназвание и ажурные границы. Вероятно, руководствуясь аналогичными расчетами,Кремль отказался от планов создания единой [153] Таблица. Бывшие республики СССР [154] Главные этнические группы в Центральной Азии Карта XVII [155] Кавказской федерации. Поэтому неудивительно, что после паденияСоветского Союза ни одно из трех государств Кавказа и ни одно из пятигосударств Средней Азии не были полностью готовы к принятию новогонезависимого статуса, а также к развитию необходимого региональногосотрудничества. На Кавказе население Армении, составляющее менее 4 млн. человек, инаселение Азербайджана, составляющее более 8 млн. человек, сразу же вступилив открытую войну из-за статуса Нагорного Карабаха, находящегося натерритории Азербайджана анклава, населенного в основном армянами. Врезультате конфликта возникли широкомасштабные этнические чистки, причемсотни тысяч беженцев и высланных из страны лиц разбегались в разныхнаправлениях. Учитывая тот факт, что армяне являются христианами, аазербайджанцы - мусульманами, конфликт имел религиозную окраску. Губительнаядля экономики война в еще большей степени затруднила становление этих странкак крепких независимых государств. Армения была вынуждена полагаться большена Россию, оказывавшую ей значительную военную помощь в то время, как засвою независимость и внутреннюю стабильность Армения могла поплатитьсяпотерей Нагорного Карабаха. Уязвимость Азербайджана чревата более значительными последствиями длярегиона, поскольку вследствие своего местоположения страна являетсягеополитической точкой опоры. Азербайджан можно назвать жизненно важной"пробкой", контролирующей доступ к "бутылке" с богатствами бассейнаКаспийского моря и Средней Азии. Независимый тюркоязычный Азербайджан, потерритории которого проходят нефтепроводы и далее тянутся на территориюэтнически родственной и оказывающей ей политическую помощь Турции, помешалбы России осуществлять монополию на доступ к региону и таким образом лишилбы ее главного политического рычага влияния на политику новых государствСредней Азии. И все же Азербайджан весьма уязвим для давления со сторонымогущественной России с севера и Ирана с юга. На северо-западе Иранапроживает в 2 раза больше азербайджанцев (по некоторым оценкам, около 20млн. человек), чем на самой территории Азербайджана. Это заставляет Иранбояться потенциального сепаратизма среди проживающих на его территорииазербайджанцев, и поэтому в Иране сложилось двойственное [156] отношение к суверенному статусу Азербайджана, несмотря на то что обенации являются мусульманскими. В силу этого Азербайджан стал объектомдавления со стороны как России, так и Ирана в целях ограничения его деловыхотношений с Западом. В отличие от Армении и от Азербайджана (оба государства достаточнооднородны с этнической точки зрения), около 30% 6-миллионного населенияГрузии являются нацменьшинствами. Более того, эти небольшие сообщества,скорее похожие на племена по своей организации и идентичности, резковозмущались господством грузин. После распада Советского Союза осетины иабхазцы воспользовались внутренней политической борьбой в Грузии, чтобыпопытаться выйти из состава государства, что Россия исподтишка поддерживалас целью заставить Грузию уступить давлению России и остаться в составе СНГ(сначала Грузия хотела полностью выйти из ее состава), а также разрешитьоставить российские военные базы на территории Грузии и таким образомзакрыть доступ Турции к Грузии. В Средней Азии внутренние факторы сыграли более значительную роль всоздании нестабильности. С точки зрения культуры и лингвистики четыре изпяти новых независимых государств Средней Азии являются частью тюркоязычногомира. С лингвистической и культурной точек зрения в Таджикистане преобладаютперсы, в то время как для Афганистана (за пределами бывшего СоветскогоСоюза) характерна такая этническая мозаика, как патоны, таджики, пуштуны иперсы. Все шесть стран являются мусульманскими. Долгое время многие из нихнаходились под преходящим влиянием Персии, Турции и Российской империи,однако этот опыт не укрепил в них дух общих региональных интересов.Напротив, вследствие разного этнического состава они уязвимы для внутреннихи внешних конфликтов, что в совокупности делает их привлекательными длявмешательства со стороны более могущественных соседей. Из пяти новых независимых государств Средней Азии Казахстан иУзбекистан играют самую важную роль. Казахстан является в регионе щитом, аУзбекистан - душой пробуждающихся разнообразных национальных чувств.Благодаря своим географическим масштабам и местоположению Казахстан защищаетдругие страны от прямого физического давления со стороны России, посколькутолько он граничит с Россией. Однако, что касается населения [157] Казахстана, составляющего примерно 18 млн. человек, приблизительно 35%приходится на долю русских (численность русского населения в странепостепенно сокращается) и 20% - на неказахов. Вследствие этого новымказахским правителям было гораздо труднее - сами они все больше склоняютсяна позиции национализма, однако представляют лишь около половины общегонаселения страны - проводить в жизнь политику создания нации на этнической иязыковой основе. Проживающие в новом государстве русские, естественно, обижаются нановое казахское руководство, а поскольку они принадлежат к бывшему правящемуколониальному классу и поэтому лучше образованы, занимают лучшее положение вобществе, то боятся лишиться своих привилегий. Более того, они склоннырассматривать новый казахский национализм с едва скрываемым культурнымпрезрением. В связи с тем что в северо-западных и северо-восточных регионахКазахстана в значительной степени доминируют русские колонисты, Казахстанможет столкнуться с опасностью территориального отделения, если в отношенияхмежду Казахстаном и Россией будут наблюдаться серьезные ухудшения. В то жесамое время несколько сотен тысяч казахов проживают на российской сторонегосударственной границы и в северо-восточном Узбекистане, в государстве,которое казахи считают своим главным соперником в борьбе за лидерство вСредней Азии. Фактически Узбекистан является главным кандидатом на роль региональноголидера в Средней Азии. Хотя Узбекистан меньше по размерам своей территории ине так богат природными ресурсами, как Казахстан, он имеет болеемногочисленное (около 25 млн. человек) и, что гораздо важнее, значительноболее однородное население, чем в Казахстане. Учитывая более высокие темпырождаемости узбеков и постепенный исход из страны ранее занимавшихдоминирующее положение русских, скоро около 75% населения страны станетузбекским, причем останется там жить лишь незначительное русское меньшинство(главным образом в столице страны, в Ташкенте). Более того, политическая элита страны умышленно называет новоегосударство прямым потомком огромной средневековой империи Тамерлана(1336-1404 гг.), столица которого Самарканд стала известным региональнымцентром изучения религии, астрономии и искусств. Это обстоя- [158] тельство укрепляет в современном Узбекистане глубокое чувство своейисторической преемственности и религиозной миссии по сравнению с егососедями. И действительно, некоторые узбекские лидеры считают Узбекистаннациональным ядром единого самостоятельного образования в Средней Азии,вероятно с Ташкентом в качестве его столицы. Более чем в любом другомгосударстве Средней Азии политическая элита Узбекистана и все чаще и егонарод, уже разделяющий субъективные достижения современногогосударства-нации, полны решимости, несмотря на внутренние трудности,никогда больше не возвращаться к колониальному статусу. Благодаря этому обстоятельству Узбекистан становится как лидером ввоспитании чувства постэтнического современного национализма, так и объектомопределенного беспокойства у его соседей. Хотя узбекские лидеры и задаюттемп в создании нации и в пропаганде идеи более широкой региональнойсамообеспеченности, относительно большая национальная однородность страны иболее активное проявление национального самосознания внушают страхправителям Туркменистана, Кыргызстана и даже Казахстана, что лидерствоУзбекистана в регионе может перерасти в его господство. Эта озабоченностьпрепятствует развитию регионального сотрудничества между новыми сувереннымигосударствами, которое не поощряется русскими, и увековечивает уязвимостьрегиона. Однако, как и в других странах, внутренняя обстановка в Узбекистанетакже отчасти характеризуется напряженными этническими отношениями. Частьюжного Узбекистана, в особенности вокруг важных исторических и культурныхцентров - Самарканда и Бухары, густо заселена таджиками, которые продолжаютвозмущаться границами, определенными Москвой. Ситуация еще большеосложняется из-за присутствия узбеков в западном Таджикистане, а такжеузбеков и таджиков в экономически важном для Кыргызстана районе Ферганскойдолины (где в последние годы имели место кровавые столкновения на этническойпочве), не говоря уже о присутствии узбеков в северном Афганистане. Из трех других государств Средней Азии, освободившихся от колониальногоправления России, - Кыргызстана, Таджикистана и Туркменистана - толькотретье является относительно однородным в этническом отношении.Приблизительно 75% от его 4,5-миллионного населения явля- [159] ются туркменами, причем узбеки и русские составляют по 10% с лишним отвсего населения. Туркменистан защищен в географическом плане: он находитсяна относительно отдаленном расстоянии от России. Узбекистан и Иран играютгораздо более важную геополитическую роль для будущего этой страны. Кактолько по территории этого района будет проложен нефтепровод, поистинеогромные запасы природного газа Туркменистана обеспечат процветание егонароду. Население Кыргызстана (его численность - 5 млн. человек) отличаетсягораздо большим этническим разнообразием. Сами кыргызы составляют около 55%от всего населения страны, узбеки - около 13%, а численность русских впоследнее время снизилась с 20% до немногим более 15%. До получения странойнезависимости русские в основном составляли инженерно-техническуюинтеллигенцию, и их исход из страны больно отразился на ее экономике. ХотяКыргызстан богат природными ископаемыми и имеет красивую природу,позволяющую называть страну Швейцарией Средней Азии (в связи с чем здесьможно создать новый туристический центр), из-за своего геополитическогоположения, будучи зажатым между Китаем и Казахстаном, он весьма зависит отуспехов Казахстана в сохранении независимости. Таджикистан лишь несколько более однороден в этническом отношении. Из6,5-миллионного населения Таджикистана менее двух третей являются таджикамии более 25% - узбеками (к которым таджики относятся с некоторойвраждебностью), в то время как русские составляют лишь около 3%. Однако, каки в других странах, даже доминирующая этническая община резко разобщена взависимости от племенной принадлежности, имеют место даже насильственныедействия, причем современный национализм исповедуется главным образомполитической элитой в городах. В результате независимость не только породиланапряженность в городах, но и послужила для России удобным предлогом длясохранения присутствия своей армии в стране. Этническая ситуация еще большеосложняется из-за многочисленного присутствия таджиков в районах за границейстраны, в северо-восточном Афганистане. Фактически в Афганистане проживаетстолько же этнических таджиков, сколько и в Таджикистане, - это еще одинфактор, способствующий ослаблению региональной стабильности. [160] Нынешнее состояние дезорганизации в Афганистане аналогично советскомунаследству, хотя страна не является бывшей советской республикой. Разбитыйна отдельные фрагменты в результате советской оккупации и длительнойпартизанской войны против нее Афганистан лишь на бумаге существует какнациональное государство, а его 22-миллионное население резко разобщено поэтническому принципу, причем разногласия между проживающими на территориистраны пуштунами, таджиками и хазарами усиливаются. В то же время джихадпротив русских оккупантов превратил религию в доминирующий факторполитической жизни страны, привносящий догматическую страсть в уже и безтого резкие политические разногласия. Таким образом, Афганистан следуетрассматривать не только как часть этнической головоломки в Средней Азии, нотакже с политической точки зрения во многом скорее как часть "ЕвразийскихБалкан". Хотя все из бывших советских государств Средней Азии, а такжеАзербайджан населены преимущественно мусульманами, почти вся их политическаяэлита, по-прежнему являющаяся в основном продуктом советской эры, непридерживается религиозных взглядов и официально это светские государства.Однако, поскольку их население переходит от первоначально кланового иплеменного самосознания к более широкому современному национальномуосознанию, оно, вероятно, вдохновится усиливающимся осознанием ислама.Фактически возрождение ислама - распространению которого извне ужесодействует не только Иран, но также и Саудовская Аравия - вероятно, станетмобилизующим импульсом для активно распространяющихся новых устремлений кнациональной независимости, сторонники которых полны решимости выступитьпротив любой реинтеграции под российским контролем, а значит, контролемневерных. Действительно, процесс исламизации, вероятно, окажется заразительнымтакже для мусульман, оставшихся в самой России. Их насчитывается около 20млн., то есть в 2 раза больше по сравнению с численностью недовольныхрусских (около 9,5 млн.), продолжающих жить в независимых государствахСредней Азии, где правят иностранцы. Таким образом, российские мусульманесоставляют примерно 13% от населения России, и почти неизбежны случаипредъявления ими более настойчивых требований в отношении их прав на своюрелигиозную и политическую самобытность. [161] Даже если такие требования не примут форму поиска путей полученияполной независимости, как это имеет место в Чечне, они переплетутся сдилеммами, которые будут по-прежнему стоять перед Россией в Средней Азии,учитывая ее недавнее имперское прошлое, а также наличие русских меньшинств вновых государствах. Причиной значительного усиления нестабильности на "ЕвразийскихБалканах" и того, что ситуация становится потенциально гораздо болеевзрывоопасной, является тот факт, что два крупных соседних государства,каждое из которых имеет с исторической точки зрения имперский, культурный,религиозный и экономический интерес к региону, - а именно Турция и Иран -сами проявляют непостоянство в своей геополитической ориентации ипотенциально уязвимы во внутреннем плане. Если обстановка в этих двухгосударствах дестабилизируется, вполне вероятно, что весь регион будетохвачен массовыми беспорядками, причем имеющие место этнические итерриториальные конфликты выйдут из-под контроля и с трудом достигнутыйбаланс сил в регионе будет нарушен. Следовательно, Турция и Иран являются нетолько важными геостратегическими действующими лицами, но также игеополитическими центрами: их внутренняя ситуация крайне важна для судьбырегиона. Обе страны являются средними по своим масштабам державами ссильными региональными устремлениями и чувством своей историческойзначимости. Тем не менее по-прежнему неясно, какой будет их геополитическаяориентация и как будут обстоять дела даже с национальной сплоченностью обеихстран. Турцию - постимперское государство, которое все еще находится впроцессе определения своего выбора, - тянут в трех направлениях: модернистыхотели бы видеть в ней европейское государство и, следовательно, смотрят наЗапад; исламисты склоняются в сторону Ближнего Востока и мусульманскогосообщества и, таким образом, смотрят на Юг; обращенные к историинационалисты видят новое предназначение тюркских народов бассейнаКаспийского моря и Средней Азии в регионе, где доминирует Турция, и, такимобразом, смотрят на Восток. Каждая из этих перспектив вращается вокругразных стратегических осей, и впервые со времен революции кемалистовстолкновение между сторонниками этих позиций привносит некоторуюнеуверенность в вопрос о региональной роли Турции. [162] Более того, сама Турция могла бы стать, по крайней мере отчасти,жертвой региональных этнических конфликтов. Хотя 65-миллионное населениеТурции составляют в основном турки, причем 80% приходится на тюркские народы(хотя сюда включены черкесы, албанцы, боснийцы, болгары и арабы), около 20%или более составляют курды. Проживающих в основном в восточных регионахстраны турецких курдов активно втягивали в борьбу за национальнуюнезависимость, которую вели иракские и иранские курды. Любая внутренняянапряженность в Турции по поводу общего управления страной, несомненно,побудила бы курдов оказать еще более отчаянный нажим с целью полученияотдельного национального статуса. Будущая ориентация Ирана выглядит проблематичной в еще большей степени.Фундаменталистская шиитская революция, победившая в конце 70-х годов,возможно, вступает в "термидорианскую" фазу, и это обстоятельствовысвечивает неуверенность в отношении геостратегической роли Ирана. С однойстороны, падение атеистического Советского Союза открыло для новыхнезависимых северных соседей Ирана возможность обратиться в другую веру, но,с другой стороны, враждебность Ирана по отношению к США склонила Тегеранзанять, по крайней мере тактически, промосковскую позицию, чему такжеспособствовала озабоченность Ирана возможным влиянием полученнойАзербайджаном независимости на свою собственную сплоченность. Эта озабоченность вызвана уязвимостью Ирана с точки зрения этническихконфликтов. Из 65-миллионного населения страны (Иран и Турция имеют почтиодинаковую численность населения) лишь немногим более половины населенияявляются персами. Примерно четвертую часть составляют азербайджанцы, аостальное население включает курдов, балучи, туркменов, арабов и другиенародности. За исключением курдов и азербайджанцев, в настоящее время другиенародности не представляют опасности для национальной целостности Ирана, вчастности учитывая высокую степень национального и даже имперскогосамосознания персов. Однако такая ситуация могла бы быстро измениться,особенно в случае нового кризиса в политике Ирана. Далее, сам факт, что в настоящее время в этом районе существует рядновых независимых государств и что даже [163] миллион чеченцев смог отстоять свои политические чаяния, несомненнозаразит курдов, а также и все другие этнические меньшинства в Иране. ЕслиАзербайджан преуспеет в стабильном политическом и экономическом развитии,среди иранских азербайджанцев, вероятно, будет укрепляться идея созданияБольшого Азербайджана. Следовательно, политическая нестабильность иразногласия в Тегеране могут превратиться в проблему для сплоченностииранского государства, тем самым резко расширив рамки и повысив значениетого, что происходит на "Евразийских Балканах".
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...