Опорный пункт на дальнем востоке
Эффективная политика Америки в отношении Евразии заключается в том,чтобы иметь опорный пункт на Дальнем Востоке. Эта необходимость не будетобеспечена, если Америка будет изгнана или сама уйдет с Азиатскогоконтинента. Для глобальной политики США важное значение имеют тесныеотношения с морской державой - Японией, в то же время для американскойевразийской геостратегии необходимо плодотворное сотрудничество сматериковым Китаем. Следует иметь в виду возможные последствия этой реальносложившейся обстановки, так как существующее взаимодействие на ДальнемВостоке между тремя основными державами - Америкой, Китаем и Японией -создает потенциально опасную региональную головоломку и почти неизбежновызовет серьезные геополитические перемены. Для Китая расположенная через Тихий океан Америка должна статьестественным союзником, так как Америка не имеет планов в отношенииАзиатского материка и исторически противодействовала и японским, ироссийским посягательствам на более слабый Китай. Для китайцев Япония былаосновным противником на протяжении всего прошлого столетия; России,"голодной земле" в переводе с китайского, Китай всегда не доверял; Индия длянего также в настоящее время становится потенциальным противником. Такимобразом, принцип "сосед моего соседа является моим союзником" вполнеподходит для геополитических и исторических отношений между Китаем иАмерикой. [182] Однако Америка больше не является заокеанским противником Японии.Напротив, она поддерживает с Японией тесные союзнические отношения. УАмерики также установились прочные связи с Тайванем и с рядом странЮго-Восточной Азии. Кроме того, китайцы болезненно относятся к содержащимсяв доктрине Америки оговоркам в отношении внутреннего характера нынешнегорежима Китая. Таким образом, Америка также рассматривается как главноепрепятствие на пути стремления Китая к тому, чтобы не только занять ведущееположение в мире, но и играть доминирующую роль в регионе. Является ливследствие этого столкновение между США и Китаем неизбежным? Для Японии Америка служила "зонтиком", под которым страна могласпокойно прийти в себя после опустошительного поражения, набрать темпыэкономического развития и на этой основе постепенно занять позиции одной изведущих держав мира. Однако сам факт существования этого прикрытияограничивает свободу действий Японии, создавая парадоксальную ситуацию,когда держава мирового уровня одновременно является чьим-то протекторатом.Для Японии Америка по-прежнему является жизненно важным партнером в процессеее превращения в международного лидера. Однако Америка также являетсяосновной причиной того, что Япония по-прежнему не имеет национальнойсамостоятельности в области безопасности. Как долго может сохраняться такаяситуация? Другими словами, в ближайшем будущем роль Америки на Дальнем ВостокеЕвразии будет определяться двумя геополитическими проблемами, имеющимицентральное значение и непосредственно связанными между собой: 1. Насколько практически возможно и, с точки зрения Америки, насколькоприемлемо превращение Китая в доминирующую региональную державу и насколькореально его усиливающееся стремление к статусу мировой державы? 2. Так как Япония сама стремится играть глобальную роль, каким образомАмерика может справиться с региональными последствиями неизбежного нежеланияЯпонии продолжать мириться со статусом американского протектората? Для геополитической обстановки в Восточной Азии в настоящее времяхарактерны метастабильные отношения между странами. Метастабильностьпредусматривает состояние [183] внешней устойчивости при относительно небольшой гибкости и в этомотношении больше характерна для железа, чем для стали. Она уязвима приразрушительной цепной реакции, вызванной мощным резким ударом. СегодняшнийДальний Восток переживает период чрезвычайного экономического динамизманаряду с растущей политической неопределенностью. Экономическое развитиеАзии фактически может даже способствовать этой неопределенности, так какэкономическое процветание делает не столь явной политическую уязвимостьрегиона, тем более что оно активизирует национальные амбиции и приводит кросту социальных надежд. О том, что Азия достигла экономического успеха, не имеющего равных завсю историю человечества, не стоит и говорить. Вот некоторыеосновополагающие статистические данные, которые наглядно демонстрируют этуреальность. Менее четырех десятилетий назад доля Восточной Азии (включаяЯпонию) составляла лишь около 4% от всего мирового ВНП, в то время какСеверная Америка занимала ведущее положение в мире и ее доля составляла35-40% ВНП; к середине 90-х годов оба региона имели примерно равныерезультаты (около 25%). Кроме того, Азия достигла темпов роста,беспрецедентных в истории. Экономисты отмечают, что в начальный периодиндустриализации Великобритании потребовалось более 50 лет, а Америке чутьменее 50 лет для увеличения вдвое производства на душу населения, в то времякак и Китай, и Южная Корея добились этого результата примерно за десять лет.Если в регионе не произойдет какого-либо массового потрясения, в течениечетверти века Азия, по-видимому, по показателям ВНП обойдет и СевернуюАмерику, и Европу. Однако помимо того, что Азия стала экономическим центром тяжести мира,она также потенциально может быть уподоблена политическому вулкану. ХотяАзия и обошла Европу по экономическому развитию, она на редкость сильноотстала от нее с точки зрения регионального политического развития. Ей нехватает многосторонних структур в области сотрудничества, тех, чтоопределяют европейский политический ландшафт и ослабляют, поглощают исдерживают наиболее традиционные европейские территориальные, этнические инациональные конфликты. В Азии нет ничего подобного ни Европейскому Союзу,ни НАТО. Ни одна из трех региональных организаций - АСЕАН (Ассоциациягосударств Юго-Восточной Азии), АРФ (Азиатский [184] региональный форум, платформа АСЕАН для диалога по вопросам политики ибезопасности) и АПЕК (Азиатско-Тихоокеанская группа экономическогосотрудничества) - даже отдаленно не соответствует той сети многосторонних ирегиональных связей в области сотрудничества, которые объединяют Европу. Напротив, сегодня Азия является местом концентрации пробудившегося впоследнее время и все более активизирующегося массового национализма,который подпитывается внезапным появлением доступа к массовым средствамсвязи, сверхактивизируется растущими социальными надеждами, порожденнымиростом экономического благосостояния, а также увеличивающимся неравенством всоциальном положении и становится более восприимчивым к политическоймобилизации благодаря бурным темпам роста населения и урбанизации. Этифакторы приобретают еще более зловещий характер вследствие масштабовнаращивания вооружений в Азии. В 1995 году регион стал, согласно даннымМеждународного института стратегических исследований, крупнейшим в миреимпортером оружия, обогнав Европу и Ближний Восток. Короче говоря, Восточная Азия охвачена энергичной деятельностью,которая до сих пор направлялась по мирному руслу быстрыми темпамиэкономического развития региона. Однако клапан безопасности в определенныймомент может быть перехлестнут вырвавшимися на свободу политическимистрастями, если они будут спровоцированы каким-то событием, хотя быотносительно тривиальным. Потенциальная возможность такого события таится вогромном количестве спорных вопросов, каждый из которых вполне может бытьиспользован в демагогических целях и, таким образом, взрывоопасен: • Недовольство Китая независимым статусом Тайваня растет по мере того,как позиции Китая укрепляются, а все более процветающий Тайвань начинаетпользоваться своим формально независимым статусом как национальноегосударство. • Парасельские острова и острова Спрэтли в Южно-Китайском море создаютопасность столкновения между Китаем и рядом государств Юго-Восточной Азии поповоду доступа к потенциально ценным энергетическим ресурсам морского дна,при этом Китай по-имперски [185] рассматривает Южно-Китайское море как свою законную национальнуюсобственность. • Острова Сенкаку оспариваются Японией и Китаем (при этом соперники -Тайвань и материковый Китай - яростно отстаивают единую точку зрения поэтому вопросу), и исторически сложившееся соперничество за господство врегионе между Японией и Китаем придает этому вопросу также символическоезначение. • Раздел Кореи и нестабильность, присущая Северной Корее, котораяприобретает еще более опасный характер вследствие стремления Северной Кореистать ядерной державой, создают опасность того, что внезапное столкновениеможет втянуть полуостров в войну, что, в свою очередь, вовлечет в конфликтСоединенные Штаты и косвенным образом Японию. • Вопрос самых южных островов Курильской гряды, в одностороннем порядкезахваченных Советским Союзом в 1945 году, по-прежнему парализует и отравляетроссийско-японские отношения. • В число других скрытых территориально-этнических конфликтов входятрусско-китайские, китайско-вьетнамские, японо-корейские и китайско-индийскиепограничные вопросы; этнические волнения в провинции Синьцзян, а такжекитайско-индонезийские разногласия по поводу океанских границ (см. картуXXI). Расстановка сил в регионе также не сбалансирована. Китай со своимядерным арсеналом и огромными вооруженными силами явно является доминирующейвоенной державой (см. табл. на стр. 187). ВМС Китая уже приняли навооружение стратегическую доктрину "активной прибрежной обороны", стремясь втечение ближайших 15 лет приобрести океанские возможности "эффективногоконтроля за морями в пределах первой цепочки островов", что означаеттерриторию Тайваньского пролива и Южно-Китайского моря. Несомненно, военныйпотенциал Японии также растет, и в плане качества вооружений она не имеетсебе равных в регионе. В настоящее время, однако, японские вооруженные силыне являются средством осуществления внешней политики Японии и в значительнойстепени рассматриваются в рамках американского военного присутствия врегионе. [186] Пограничные и территориальные споры в Восточной Азии Карта XXI Укрепление позиций Китая уже способствовало тому, что его соседи поЮго-Восточной Азии стали с особым уважением относиться к его интересам.Следует отметить, что во время мини-кризиса в начале 1996 года, возникшего всвязи с Тайванем (когда Китай затеял в какой-то мере угрожающие военныеманевры и перекрыл воздушные и морские пути к зоне поблизости от Тайваня,тем самым вызвав демонстративное развертывание военно-морских сил США),министр иностранных дел Таиланда поспешил заявить, что такие действияявляются нормальным явлением, его индонезийский коллега подчеркнул, что этоисключительно дело Китая, а Филиппины и Малайзия объявили о своей политикенейтралитета по этому вопросу. Отсутствие равновесия сил в регионе заставило Австралию и Индонезию, доэтого достаточно настороженно относившихся друг к другу, начать все болееактивное взаимодействие в военной области. Обе страны не стали делать [187] Вооруженные силы стран Азии Личный Танки Истребители Надводные Подводные состав корабли лодки Всего Всего Всего Всего Всего Китай 3030000 9400(500)<3> 5224 (124) 57 (40) 53 (7) Пакистан 57700 1890(40 336 (160)) 11 (8) 6 (6) Индия 1100000 3500(2700) 700 (374) 21 (14) 18 (12) Таиланд 295000 633(313) 74 (18) 14 (6) 0 (0) Сингапур 55500 350(0) 143 (6) 0 (0) 0 (0) Северная Корея 1127000 4200(2225) 730 (136) 3 (0) 23 (0) Южная Корея 633000 1860(450) 334 (48) 17 (9) 3 (3) Япония 237700 1200(929) 324 (231) 62 (40) 17 (17) Тайвань<1> 442000 1400(0) 460 (10) 38 (11) 4 (2) Вьетнам 857000 1900(400) 240 (0) 7 (5) 0 (0) Малайзия<2> 114500 26(26) 50 (0) 2 (0) 0 (0) Филиппины 106500 41(0) 7 (0) 1 (0) 0 (0) Индонезия 270900 235(110) 54 (12) 17 (4) 2 (2) <1> Тайвань имеет в своем распоряжении 150 истребителей F-16, 16истребителей "Мираж" и 130 других видов реактивных истребителей; нескольковоенно-морских судов находятся в стадии строительства. <2> Малайзия ведет переговоры о закупке восьми истребителей F-18 и,возможно, 18 истребителей МиГ-29. <3> Числа в скобках представляют передовые системы оружия. Под личным составом имеются в виду все военнослужащие, состоящие наактивной воинской службе; в число танков входят основные боевые танки, илегкие танки, в число истребителей - истребители класса "воздух-воздух" иштурмовые истребители наземного базирования, в число надводных кораблей -авианосцы, крейсеры, эсминцы и фрегаты, в число подводных лодок - подводныелодки всех типов. К передовым системам оружия относятся системы, созданныене ранее середины 60-х годов с использованием передовых технологий, такихкак лазерные дальномеры для танков. Источник; Отчет Главного контрольно-финансового управления "Последствиямодернизации вооруженных сил Китая для Тихоокеанского региона", июнь 1995года. секрета из своей обеспокоенности долгосрочными перспективами военногогосподства Китая в регионе и необходимостью сохранения присутствиявооруженных сил США в регионе в качестве гаранта безопасности. Этаозабоченность также вынудила Сингапур рассмотреть возможность более тесногосотрудничества в области безопасности с этими странами. Фактически во всемрегионе центральным, но до сих пор не получившим ответа вопросом, которымзадаются стратеги, стал следующий: "Как долго сотня тысяч американскихсолдат сможет обеспечивать мир в самом густонаселенном и все болеевооружающемся регионе мира и, в любом случае, как долго они будут оставатьсяв регионе?" [188] В этой нестабильной обстановке, характеризующейся растущимнационализмом, увеличивающейся численностью населения, повышающимсяблагосостоянием, бурно растущими надеждами и соперничеством за власть,происходят поистине тектонические сдвиги в геополитическом ландшафтеВосточной Азии: • Китай, какими бы ни были его перспективы, представляет собойприобретающую влияние и потенциально господствующую державу. • Роль Америки в обеспечении безопасности во все большей степенизависит от сотрудничества с Японией. • Япония ищет возможности обеспечить себе более четкую и независимуюполитическую роль. • Роль России значительно уменьшилась, в то время как когда-тонаходившаяся под влиянием России Средняя Азия стала объектом международногосоперничества. • Раздел Кореи становится менее прочным, в результате чего ее будущаяориентация вызывает все больший геостратегический интерес со стороны ееосновных соседей. Эти серьезные перемены придают особое значение двум центральнымвопросам, вынесенным в начало главы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: