Расширяясь на запад (1816—1860)
Быстрый рост нации в западном направлении стремительно влиял на культурное созревание Америки. Проблема обретения независимости представляла уже чисто исторический интерес, страна росла в направлении долины Миссисипи, а затем — в необозримую даль, до побережья Тихого океана. Проблемы независимости, джефферсоновской демократии, определения своего места в атлантическом мире отступали на второй план перед трансформацией континентального масштаба. Интеллектуальный климат философских изысканий, художественных творений и литературных поисков изменился радикальным образом. Техническая революция делала этот путь на Запад отличным от овладения атлантическим побережьем. По рекам и каналам дымили пароходы, а на повестку дня выступило новое феноменальное изобретение — железная дорога. Демократия президента Джексона (1828—1836) качественно отличалась от демократии Вашингтона — Джефферсона прежде всего тем, что в руках растущего населения Америки были значительно более мощные инструменты овладения природой. И преувеличить это воздействие промышленной революции на культурное развитие страны просто невозможно. Изменились культурные интересы, эстетические пристрастия, инструменты распространения идей, институты образования населения. Новое для Америки — производство стали, строительство железных дорог, огромные текстильные производства — изменило как классовый состав населения, так и его вкусы, культурные пристрастия. Возникает знаменитый американский средний класс — носитель определенной стабильности, упорядоченной передачи опыта, стремящийся улучшить социальную систему и устремленный к оптимизации образования.
С другой стороны, Штаты получили возможность облагать налогами новые состояния, получая средства для строительства школ и колледжей. Америка становилась богаче и могла позволить себе. многое, недоступное менее удачливым странам. Росли города. За полвека Нью-Йорк удесятерил свое население, достигнув полумиллиона. В неведомых прежде городах Цинциннати и Чикаго жило больше горожан, чем во всей Америке начала независимого развития. Городская культура давала импульс всему национальному самосознанию. Массовое производство не могло не отразиться на культурном мировосприятии всего народа. Первые проявления консьюмеризма ощутимы были здесь — практически на самой дальней границе западного мира. Традиционный порядок рушился со скоростью локомотива, пересекавшего долину Миссиссипи. Телеграф и более совершенные печатные машины подняли книгопечатание и весь журналистский бизнес на новую высоту. Появилась газета стоимостью в пенни — копейку. Идеи получили невиданный инструмент распространения, а дух научного приключенчества, феноменальных побед над природой добавлял новый импульс к исконному оптимизму пионеров — основе их культурного существования. Отметим, что для развития истории культуры и был важен необычайно интенсивный приток новых граждан всех верований, обычаев и традиций. Плавильный тигель Америки работал на полную мощность, но ясно было также, что новые волны поселенцев оказывают влияние на самую душу Америки. Число иммигрантов-неанглосаксов побило все прежние рекорды, и характер Америки стал меняться соответственно. Золото в Калифорнии и свободные земли великих прерий притягивали наиболее энергичных представителей всех рас и народов. Впервые католики обрели респектабельность в протестантской стране, впервые свобода религиозных вероисповеданий должна была осуществляться в конкретной жизни миллионов американцев.
* * * Особенностью Штатов было наличие языка, единого с наиболее культурно развитой частью Европы. В отсутствие прав на интеллектуальную собственность американские издатели без малейших колебаний «пиратски» перепечатывали крупных английских авторов, что, с одной стороны, способствовало идейному и духовному обогащению Америки, с другой — своеобразно «подавляло» местную литературу, задавая ей сразу же мировой уровень популярности у читателя. И разумеется, для американских литераторов слово английской критики было неимоверно важным. Английские журналы на какое-то время овладели судейским жезлом поднимающейся к мировому уровню американской культуры. Показателем этой обращенности к литературному миру Лондона может служить, в частности, то, что издаваемая с 1841 г. американским издательством «Хармер» серия мировых романов в своих шестистах томах содержала лишь восемь, написанных американскими авторами. Именно этот пиетет перед культурой Старого Света мы видим даже в оригинальнейшем Лонгфелло, создавшим «Гайавату». Линия восхищения традицией Данте и Шекспира являлась отличительной чертой американской культуры этого периода До гражданской войны. В историографии это мощно сказалось в творчестве Вашингтона Ирвинга, создавшего биографию Колумба и влюбленного в Испанию, в работах Банкрофта — поклонника германской исторической школы, в истории Голландии, созданной Джеймсом Мотли. В годы получения образования будущей королевой Викторией Маколей рекомендовал ей знакомиться с историей испанской литературы по работам американца Джорджа Тик-нора. Но уже твердо прокладывала себе дорогу глубокая оригинальность американской культуры, и если для доказательства нужны имена, назовем Эдгара Алана По. Глубокий и скептический ум, характер, идущий всему вопреки, отвергли банальности современности и создали явление мирового значения, собственную эстетическую школу, открыли новые горизонты поэтического воображения. И не зря Гегель, завершая «Философию истории», говорил об Америке как о стране будущего — ее таланты уже обещали сделать это будущее ярким.
Важно отметить, что менее закостенелое и менее стратифицированное, чем в Старом Свете, американское общество становилось все более приспособленным к веку науки, с каждым годом дававшей западному миру удивительные открытия — это свойство Америки проявлялось с каждым десятилетием все более. Между 1820 и 1835 гг. основные университеты — Гарвард, Принстон, Коламбия, Йель, Дартмут и Уильямс — включили в свое расписание изучение рынка и основ бизнеса — то, к чему европейцы придут лишь через столетие. Позолоченный век Война между Севером и Югом, капиталистами и плантаторами депрессивно подействовала на поднимающуюся американскую культуру. Пришедшая к власти в период массового капиталистического грюндерства плутократия была далека и от аристократических корней, и от эстетических посылов. Здесь была прервана пусть тонкая, но традиция, вперед вышли агрессивные и лишенные скрупулезности силы. Культура сделала шаг назад. Нувориши Америки потребовали времени, прежде чем культурные основания нации получили поддержку. Такие города, как Нью-Йорк, росли в невероятном смешении всех стилей, в очевидном стремлении выставить богатство напоказ (а зачем иначе оно нужно). Рядом с копиями флорентийских городских дворцов строились французские шато и английские замки. Картины закупались десятками, позолота стала символом «новой культуры» невиданных состояний. Целый слой европейцев переселился в Америку в качестве менторов владельцев новых состояний. Атмосфера рынка сменила атмосферу творчества. Эпоха «жить скромно и думать высоко» решительно превратилась в эпоху «жить высоко и думать скромно». Бессмысленное безделье стало модой, бриллианты надевались на собак, обедали, сидя в седле, сигары завертывались в стодолларовые ассигнации. На раутах рядом с приглашенными сидели... тренированные обезьяны, в бассейнах плавали атлеты, стало шиком вставлять в зубы бриллианты. Хор девушек выходил из гигантского пирога. Услышав однажды стенания о культурном бедламе, известный владелец медных рудников попросту купил крупнейший в стране музей. Его коллега перекупил театральную труппу.
В короткий период между окончанием гражданской войны (1865) и Седаном (1870) новые хозяева Америки обратились к Парижу периода второй империи как к эталону культуры. Но поражение французов сделало центром притяжения Лондон. В тот самый период, когда культурный прогресс замедлился в обожженной войной Америке, мир протянул ей свою руку. Ученые все более делали своей Меккой Германию. Корабли плыли все быстрее, а кабель связал два величайших континента. Две европейские концепции более всего подействовали на культурную эволюцию Америки. Первая — дарвинизм, вторая — позитивистская философия Герберта Спенсера. В70 — 80-е годы XIX в. эволюционная теория Дарвина буквально добила старую теологию. Материалистический дух Америки оказался по особому восприимчивым к идеям великого англичанина. Эволюционный подход Спенсера к политике и этике как бы подвергал сомнению те (республиканские) институты, которыми прежняя Америка так гордилась, он имел поистине Историку культуры важно отметить, что именно американская индустрия дает в это время средства, помогающие искусству. В 1935 г. — первый широкоэкранный цветной фильм. Тогда же Ассошиэйтед Пресс начинает принимать фотоизображение за тысячи километров, Маркони использует короткие волны для приближения века телевидения, а музыка записывается на качественные граммофонные пластинки. Культурное лидерство Америки было бы невозможным, если бы американское общество не допускало постоянной и жесточайшей критики самых своих основ, здорового отношения к реалистической самооценке, понимания несовместимости культурного развития с самодовольством. Критики американской культуры занимают самое почетное место в самой этой культуре. В 40 —50-х годах ХХ в. таким критическим лидером был Рейнгольд Нибур, выступивший против идеи мессианства в американской культуре. С его точки зрения, ничто не могло быть опаснее для культурного лидерства Америки, чем своего рода «обида» на остальной мир — миф о потерянной Америкой исконной невинности фатально опасен для мудрости и благоразумия. Лишь видение культурной жизни как непрерывного испытания нейтрализует самое опасное для культуры — самодовольство. Контрольные вопросы и задания 1. Какова значимость англосаксонской традиции в становлении американской культуры? 2. Насколько идеи века Просвещения были адаптированы к американской культурной жизни? 3. Какие сферы американской жизни проявили себя наиболее заметным образом, в какой мере материализм оказался доминирующей силой развития американского общества?
4. Охарактеризуйте проявление гуманизма американской культуры. 5. В чем состоял критический реализм американской литературы периода империализма. 6. Как проявлялся американский позитивизм в творчестве писателей от Эмерсона до Дьюи? 7. В чем, на ваш взгляд, феномен американского Запада? Каково значение «теории Тернера» для объяснения американской культуры? 8. Дайте оценку «разгребателям грязи» как фактору социальной ответственности деятелей американской культуры. 9. Кратко охарактеризуйте творчество американских поэтов от У. Уитмена до К. Сэндерса. 10. Дайте описание архитектуры как «поэзии Америки». 11. Какова роль массовой культуры в индустриальном веке? Литература Бурстин Д. Трилогия «Американцы». — М., 1990—1994. История США: В 4 т. — М., 1979-1985. Паррингтон Л. Основные течения американской мысли: В 3 т. — М., 1958-1962. Шлезингер A.M. Циклы американской истории. — М., 1992. Curti М.Е. Growth of American Thought. — N.Y., 1943. Gabriel R. H. The Course of American Democratic Thought. — N.Y., 1940. Hart J.D. The Popular Book. - N.Y., 1950. Fsham S. The History of American Painting. — N.Y., 1927. Larkin S. Curt and Life in America. — N.Y., 1949. Mumford L. О strange new world. — N.Y., 1943. Mayorga A. History of the American Drama. — N.Y., 1932. Trent W.P.e.a. Cambridge History of American Literature: 4 vols. — N.Y., 1917-1921. White M. G. Social Thought America: 2 vols. — N.Y., 1950— 1952.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|