Глава 5. Культура северной Америки
Ключевым основанием для понимания американской культуры является тот факт, что англосаксы, в отличие от испанцев и французов, ехали в Америку с твердым пониманием того обстоятельства, что их ждет не волшебное Эльдорадо, а тяжелый труд в суровой стране. Этика протестантов с наивысшей силой сказалась в дневниковой записи основателя первой североамериканской колонии Англии (Вирджинии) — капитана Смита: «Ничего нельзя здесь ожидать кроме того, что может быть добыто с помощью труда». Это упование на тяжелый труд подкреплялось (и отягощалось) кальвинистским представлением о неизбежной трагедии жизни, о жизненном пути как юдоли страданий и о спасительности упорного труда. Атмосфера первых поселений пуритан угнетает даже своим описанием: мрачные люди молча и безостановочно пробивают дороги, очищают поля, без радости и песен встречают рождения детей, без славословия провожают усопших. Но воздух свободы от полуфеодальных пут Европы стал сказываться тоже. В колониях не было дисциплины, требуемой англиканскими епископами, пуритане обрели невиданную свободу не только для культовых отправлений, но и для определения базовых принципов своей жизни. В каждом поселении североамериканских колоний была своя независимая религиозная община, проблема духовной свободы была сведена к собственному определению своих верований, пристрастий, вкусов. Культура североамериканских колоний с самого начала носила черты их западноевропейской прародины — Англии с ее высокими достижениями елизаветинской и революционной эпох, с ее сумрачным бытом пуритан. Удивительным обстоятельством, отчасти объясняющим дальнейшую оригинальность и рост американской культуры, явилось наличие во всех колониях — новоанглийских, срединных и южных — довольно богатых домашних библиотек, бережно собранных не только в Англии, но и в других европейских странах. Уже вскоре после освоения побережья в тринадцати колониях атлантического побережья начинается печатание и распространение памфлетов, альманахов, периодической печати, а затем и книг. В становление американской культуры внесла свою лепту не только доминирующая англосаксонская струя, но и множество других источников — шотландских, ирландских, гол-
нию пороков. С пьесы Уильяма Данлэпа «Отец» (1789) начинается история американского театра, с самого начала имевшего больше элементов шоу, чем европейские пьесы. Девизом Данлэпа, автора пятидесяти пьес, что характерно, были слова: «Свобода, наука, мир, благополучие, моя страна». Соратниками и сторонниками Данлэпа были более близкие джефферсоновскому демократизму Дж. Баркер и М. Ноа. Обращение к реализму было свойственно не только драматургам, но и писателям наступившей эпохи независимости. На правом фланге рождающейся великой литературы стоял выпускник Гарварда и сын Бостона Ройол Тайлер, изобразивший американскую реальность с определенно консервативных позиций Севера. Тайлер писал в предисловии к своим сочинениям, что отвечает на тягу растущих масс к художественному воображению. Его герои вспоминают, что в начале их жизненного пути книга ассоциировалась с прибрежным городом и семьей священника. В конце же этого пути книги пробили путь к фермерам, освоителям границы, к тем, кто мостил дороги и строил каналы. Левее (по политическому спектру) от Тайлера в конце XVIII в. располагался Хью Брекенридж, который показал современную Америку, подражая Сервантесу. Брекенридж был адвокатом, и его клиенты — фермеры в приграничном районе Питсбурга. Демократия прав нашла в нем своего бытописателя. Значительно радикальнее Брекенриджа был Чарльз Браун, прямой предтеча Купера и Го-торна. Выйдя из семьи квакеров, Браун, зная европейские языки, жадно следил за литературным процессом в Европе. Знаменем Брауна был рационализм, побеждающий в борьбе с предрассудками. Возможно, это был первый американский писатель, которого читали такие европейские авторитеты, как В. Скотт и П. Шелли. Это был наиболее продуктивный писатель своего времени.
Революционный переворот расколол надвое сообщество американских художников. Одна его часть выступила с аристократическими претензиями, вторая восприняла демократические идеалы. Среди последних наиболее заметным является Чарльз Пиль, создавший портреты лидеров революции. Именно он был организатором первой публичной выставки в Америке и убедил отцов Филадельфии создать художественный музей. В конечном счете именно Филадельфия стала местом организации Академии искусства, «чтобы осуществить культивацию изящных искусств в Соединенных Штатах Америки». Подлинным художественным соперником Пиля стал Джон Трамбал из Коннектикута. Знаменитые сцены периода войны за независимость были запечатлены для потомства именно этим бывшим полковником революционной армии. Более психологически глубоким портретистом эпохи был Гилберт Стюарт, писавший портреты знаменитых американцев на мировом уровне художественности. В архитектуре американские ных школ и обучения младших школьников старшими. Это была близкая сердцу американцев практичная идея. Феноменальный успех имела периодическая печать, во множестве возникающая во всех штатах, северных и южных, старых и новых. В начале XIX в. в США выходило около четырехсот газет. Между ними шла жесткая политическая борьба. Скажем, Гамильтон поддерживал нью-йоркскую «Газету Соединенных Штатов», а его оппонент Джефферсон — филадельфийскую «Национальную газету». Именно в периодических изданиях получили шанс те, кто позднее составит славу американской литературы. Обсуждались все вопросы бытия, впервые стала популяризироваться наука. Если ежедневная пресса неизбежно плотно завязала в текущей политике, то еженедельники и ежемесячники делали упор на литературу, поэзию, все множество идей, за несколько десятилетий перекочевавших из кабинетов избранных на улицы городов.
Определенную роль в культурном развитии Америки сыграло быстрое развитие мореплавания. Из далеких стран по ту сторону Тихого океана бостонские капитаны привозили предметы восточного искусства: бесчисленные вазы, статуэтки, шелк, — наряду с рассказами о неведомых иных цивилизациях. Твердыня пуританизма могла выдержать многое, но не это бесконечное расширение идейного поля, безграничность нового знания, прямо связанного с практикой. С другой стороны, накопление богатств у купцов, формирование новых династий богачей — Адамсов, Бруксов, Паркменов, Тикноров, которые для образования своих детей способны были пойти на многое, увеличивало потенциал культурного развития страны.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|