Культура русского Просвещения
Русская культура XVIII в. — период в развитии русской культуры, означавший постепенный ее переход от эпохи древней Руси к Новому времени (русской классической культуре XIX в.), начало которому положили Петровские реформы (первая последовательная попытка модернизации России «сверху»). Главное содержание Петровских реформ составила секуляризация культуры1, разрушившая древнесредневековую цельность русской культуры, несмотря на все ее противоречия, сплошь религиозной и «застывшей» как система готовых эталонов, клише, форм этикета. Будучи логическим продолжением драматических процессов русского религиозного раскола, полоса Петровских реформ, проникнутая пафосом секуляризации, расчленила единую до того русскую культуру (синкретическую «культуру — веру») на «культуру» и «веру», т.е. на две культуры — светскую и религиозную (духовную). При этом религиозная часть русской культуры уходила на периферию национально-исторического развития, а вновь образовавшаяся светская культура укоренялась в центре культурной жизни, приобретая самодовлеющий характер. Осуществленная Петром I церковная реформа способствовала сакрализации важнейших светских институтов и феноменов культуры и порождению нового, специфического для русской культуры явления — «светской святости». Оно выражалось в таких различных по своему характеру чертах, как сакрализация монарха 1 См. подробнее: Панченко А. М. Русская культура в канун Петровских реформ. — Л., 1984.-С. 57-108. Секуляризация — освобождение от церковного влияния в общественной и умственной деятельности, в художественном творчестве. берально-реформистское, что предопределило драматические процессы и движущие противоречия классической русской культуры XIX в.
Русская классическая культура XIX века Русская классическая культура XIX в. — период в развитии русской культуры Нового времени, характеризующийся зрелостью, национальной самобытностью, определенностью своего самосознания, давший наибольшее число достижений, признаваемых «классическими», т.е. эталонными для данной культуры, и определяющих ее «лицо» в масштабе культуры мировой. В отличие от многих развитых культур Западной Европы, где формирование национальной классики было связано с началом эпохи Возрождения (Данте, Сервантес, Шекспир и др.), с эпохой классицизма (Корнель и Расин, Лафонтен и Мольер) или эпохой Просвещения (Вольтер, Дидро, Декарт, Руссо, Лессинг, Шиллер, Гёте и др.), в России классическая культура начала формироваться относительно поздно — вместе с процессом пробуждения национального самосознания русского народа (на рубеже XVIII — XIX вв.). Решающей фигурой здесь явился H. M. Карамзин с его «Письмами русского путешественника» (1791 — 1795, 1801), а затем «Историей государства Российского» (1804—1826), сделавший современное состояние и историю России специальным предметом художественного, публицистического и научного сознания всей читающей русской публики. Именно Карамзин был на рубеже XVIII — XIX вв. «своевременной» фигурой для русской культуры, в то время как, например, Новиков и Радищев, как верно писал об этом парадоксалист В.Розанов, распространяли «несвоевременные слова», говорили «правду», но «в то время — не нужную» 1, а значит, не понятую современниками и не усвоенную культурой этого времени. Первым классиком русской культуры Нового времени был именно Карамзин, еще в XVIII в. интуитивно почувствовавший самое нужное и самое своевременное для русской культуры начала XIX в. — проблему ее национальной самоидентичности. Следом за Карамзиным шел Пушкин, решавший иную, принципиально важную для России задачу, которую Достоевский назвал в своей речи о Пушкине «всемирной отзывчивостью», т. е. универсальной способностью отображать средствами своей культуры идеи и образы других культур — западных и восточных, не изменяя при этом своей национальной специфике, и тем самым включаться в историю мировой культуры на правах ее органической составной час-
1 Розанов В. В. Сочинения: В 2 т. - М., 1990. - Т. 2. - С. 337. хуры и общественной жизни — противоречивое соединение глубинной тяги к социокультурному синтезу и препятствующего подобному органическому единству раскола, укорененного в менталитете русской культуры. Именно эта антиномия русской культуры получит свое дальнейшее развитие и противоречивое разрешение в ХХ в., когда Россию будут сотрясать революции, мировые войны и ужасы тоталитарного режима, парадоксальным образом соединившего в себе идеал «всеединства» и идею «цветущей сложности». Контрольные вопросы и задания 1. Вчем состояли культурно-исторический смысл и значение Петровских реформ? С чем связаны драматическое расхождение и конфронтация ее целей и результатов? 2. Каково национальное своеобразие русского Просвещения и чем оно принципиально отличается от западноевропейского? Почему просвещение в России способствовало единству и цельности русской культуры XVIII и XIX вв.? 3. Что такое «демократия несвободы» и каково ее место в истории русской культуры XVIII — XIX вв.? В чем заключается историческое значение крепостничества как феномена русской культуры? 4. Назовите движущие противоречия классической русской культуры XIX в. и объясните их генезис. Как соотносятся между собой центробежная и центростремительная тенденции культурно-исторического развития в России XIX в.? 5. Чем вызвана полемика западников и славянофилов, каковы ее предпосылки и последствия? Почему идейный спор западников и славянофилов в той или иной форме продолжался до конца ХХ в.? 6. Чем обусловлена борьба в русской культуре XIX в. охранителей-консерваторов и модернизаторов-радикалов? Почему западноевропейский либерализм во многом так и не привился в России?
7. Как объяснить «литературоцентризм» классической русской культуры XIX в.? С чем связана ее постоянно усиливавшаяся политизация? 8. Какие «два лика» сложились в классической русской культуре XIX в.? Как отразилось бинарное строение русской культуры XIX в. на ее высших достижениях? Приведите свои примеры, подтверждающие бинарный характер классической русской культуры. Литература Анисимов Е.В. Время Петровских реформ. — Л., 1989. Бахтин М. М. Проблемы творчества и поэтики Достоевского. — 5-е изд. — Киев, 1994. Из истории русской культуры. — Т. 5: XIXвек. — М., 1996. Гуковский Г. А. Русская литература XVIII века. — М., 1998. Гулыга А. Русская идея и ее творцы. — М., 1995. Егоров Б. Ф. Борьба эстетических идей в России 1860-х годов. — Л., 1991. Живов В.M. Язык и культура в России XVIII века. — М., 1996. Каменский А. 3. Философские идеи русского просвещения. — М., 1971. Кантор В.М. В поисках личности: Опыт русской классики. — M 1994. Китаев В. А. От фронды к охранительству: Из истории русской либеральной мысли 50—60-х годов XIX века. — М., 1972. Кондаков И. В. Культура России. Русская культура: краткий очерк истории и теории. — 2-е изд. — М., 2000. Краснобаев Б. И. История русской культуры второй половины XVII — начала XIX в. - М., 1983. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX в.). — СПб., 1994. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры: В 3 т. — М., 1994. Олейников Д. И. Классическое российское западничество. — М., 1996. Очерки русской культуры XVIII века: В 4 т. — М., 1985—1990. Познанский В. В. Очерк формирования русской национальной культуры. Первая половина XIX в. — М., 1975. Русская мысль в век Просвещения. — М., 1991. Славянофильство и современность. — СПб., 1994. Цимбаев Н. И. Славянофильство: Из истории русской общественно-политической мысли XIX века. — М., 1986. Шкуринов П. С. Философия России XVIII века. — М., 1992. Успенский Б. А. Из истории русского литературного языка XVIII — начала XIX века: Языковая программа Карамзина и ее исторические корни. — М., 1985. Уткина Н. Ф. Позитивизм, антропологический материализм и наука в России (вторая половина XIX века). — М., 1975. Янковский Ю. 3. Патриархально-дворянская утопия. Страница русской общественно-литературной мысли 1840—1850 гг. — М., 1981.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|