Идеологическое многообразие
Отсутствие церкви в исламе породило другую особенность мусульманской духовной жизни: в ней не утвердилось единой, общезначимой и институциализированной ортодоксии. На протяжении всего классического Средневековья в мусульманской империи сосуществовали соперничающие между собой три халифата — со столицами в Багдаде, Каире и Кордове. Внутри каждого из них также конкурировали многочисленные религиозно-политические школы, число которых доксографам (историкам) X в. с трудом удавалось втиснуть в рамки, предсказанные Мухаммадом: «Моя община разделится на 73 толка». В таких условиях, естественно, появление общепризнанной «ортодоксии» было невозможно, хотя это и не мешало каждому халифату или каждой школе считать свою доктрину единственно правильной. Постепенно разнонаправленные религиозные движения приходили к осознанию необходимости мирового сосуществования, что перекликалось с изречением основателя ислама: «Разнообразие во мнениях общины моей есть знамение Божественной милости». Примером тому послужило соседство четырех толков мусульманского (суннитского) права (фикх) — ханафитского, шафиитского, маликитского и ханбалитского. Приверженец каждого из них мог свободно переходить из одного в другой; в свою очередь, в одной и той же семье можно было встретить представителей разных школ. Характерно, что по четырем углам главной мусульманской святыни — Каабы (в Мекке) с давних пор располагались помещения школ всех четырех толков; а в старейшем мусульманском университете аль-Азхар (Каир) преподавание распределено между четырьмя соответствующими кафедрами. Идеологическое многообразие арабо-мусульманского общества подкреплялось еще и тем, что наряду с исламом богооткровенными религиями были признаны также христианство, иудаизм и зороастризм. Такое сосуществование множества вероисповедных групп, с одной стороны, служило важным фактором воспитания духа веротерпимости и универсализма, а с другой — определяло характер культуры классического ислама как не только многонациональной, но и поликонфессиональной.
Городская доминанта Еще одной отличительной чертой арабо-мусульманской культуры классического Средневековья является ее городской характер. В мусульманском обществе культура не сосредоточивалась в замкнутых, внегородских центрах образованности, каковыми в Европе являлись монастыри, а была исключительно продуктом деятельности горожан. О высокой степени урбанизации этого мира можно судить по следующим цифрам: в трех крупнейших городах Южной Месопотамии (Багдаде, Басре, Куфе) проживало около 20 % населения, и по наличию городов с населением свыше ста тысяч Ирак и Египет в VIII — X вв. превосходили наиболее урбанизированные западноевропейские страны XIX в., такие, как Нидерланды, Англия и Франция. Представление о характере ценностных ориентаций средневекового мусульманского бюргерства дает референтная группа, на которую он равнялся как на воплощение черт, обязательных для просвещенной и воспитанной личности. Такую группу образовывали адибы, носители адаба (мусульманский синоним гр. paideia и лат. humanitas), сочетавшие в себе широту гуманитарных интересов, разносторонность светских знаний с высокой нравственностью, утонченной воспитанностью, изысканными манерами и куртуазным поведением. Из среды адибов вышло немало видных представителей средневекового свободомыслия, которое получило относительно широкое распространение на мусульманском Востоке. Оно принимало разнообразные формы — от трактатов на тему «о трех обманщиках» (Моисее, Иисусе и Мухаммаде) до «модников» (зурафа,), щеголявших своим религиозным нонконформизмом и скептицизмом. Длинный список мыслителей-вольнодумцев классической эпохи обычно открывают имена адибов Ибн-аль-Мукаффы и ат-Таухиди, философов Ибн-ар-Раванди и Абу-Бакра ар-Рази, поэтов Омара Хайяма и аль-Маарри.
Действие этих и других факторов социально-политического и идеологического порядка определило облик классической арабо-мусульманской культуры как религиозно-светской. Более того, как увидим ниже, во многих сферах духовного творчества светское не подчинялось религиозному, а порой и выходило на первый план. Интеллектуальный дискурс Культ знания Как отмечают исследователи, в арабо-мусульманской культуре «знание» (илм,обозначающее также «ученость», «науку») приобрело такую значительность, которой нет равных в других цивилизациях. Универсальному торжеству знания в мусульманской цивилизации отчасти способствовала сама мусульманская религия. В Коране часто подчеркивается мысль об устройстве мира, его законосообразности — этой основной предпосылке научно-познавательной деятельности. Многочисленны и коранические стихи, призывающие человека к размышлению над природными объектами, ибо они несут в себе «знамения» Творца, свидетельствуют о Его искусности, мудрости и благости. Более того, Коран объявляет человека наместником Божиим на земле, призванным потому не только изучить мир, но и преобразовать его. Общую нравственно-психологическую атмосферу, окружавшую знание и науку, во многом определили установки Корана, а не те его стихи, которые могли бы, казалось, воспрепятствовать знанию и науке, поскольку они изображают мир как нечто конечное, относительное, преходящее, над которым властвует теистический Бог, способный совершать всевозможные чудеса, нарушающие обычный ход событий, их причинно-следственные связи. Более красноречиво свидетельствует о почитании знания Священное Предание. Основатель ислама объявил поиск науки «обязанностью каждого мусульманина и мусульманки»; он говорил об учебе как о непрерывном процессе, длящемся «от колыбели до могилы» и требующем от человека отважных поисков мудрости
Теология калама Религиозно-философская мысль в культуре классического ислама была представлена тремя основными направлениями: каламом — своего рода философской теологией ислама; фальсафой, развившей античные модели философствования, и спекулятивным суфизмом. Калам возник и развивался первоначально в ходе дискуссий, развернувшихся в исламе с появлением различных религиозно-политических группировок, а также диспутов мусульман с представителями других верований — маздаизма, христианства и иудаизма. В этих спорах складывалась характерная для калама теологическая проблематика, включающая в себя следующие главные темы: атрибуты Бога и их соотношение с Его сущностью; извечность Корана как Слова Божьего или его сотворенность, возникновение во времени (при записи его на небесной Скрижали или при ниспослании его Мухаммаду); божественное предопределение и свобода воли. Мутазилиты Мутазилиты, представители первой крупной школы в каламе, процветавшей в первой половине IX в., выступали против всякого антропоморфизма и фатализма. Антропоморфисты-мушаббихиты представляли Бога в человеческом облике, а крайние из них, буквалисты-хашавиты, настаивали на буквальном понимании слов Священного Писания и Предания о сотворении человека «по образу Божию», об «оке», «руке» и «ноге» Господа, о Престоле, на котором Он восседает, и т.п. Напротив, мутазилиты считали, что мусульманское единобожие несовместимо не только с политеизмом и антропоморфизмом, но также с признанием реальности и извечности божественных атрибутов как неких сущностей или ипостасей, отличных от божественной сущности. Традиционный список главных «положительных» атрибутов Бога обычно включал следующие семь: знание, могущество, жизнь, воля, зрение, слух и речь. Из них субстанциональными, т.е. внутренне присущими божественной сущности как таковой, мутазилиты признают только первые три, объявляя их тождественными с божественной сущностью и в этом смысле извечными. Остальные же характеристики они относят к «оперативным атрибутам», возникающим во времени, изменчивым, а потому отличным от божественной сущности. Отсюда следует и мутазилитское учение о сотворенности Корана как Слова Божиего, расходящееся с преобладающим в мусульманском богословии представлением о его извечности. Опровергая детерминизм фаталистов-джабристов, мутазилиты ссылались на божественную справедливость, которая, по их мнению, предполагает свободу выбора: без нее немыслима моральная ответственность человека за свои деяния и поступки.
Ашаризм Ашаризм, ставший основной школой калама после X в., представлял свое решение теологических вопросов как «золотую середину» между позицией мутазилитов и доктриной традиционалистских богословов, между либертарианизмом и фатализмом в восприятии человеческих действий, между номинализмом и реализмом в осмыслении божественных атрибутов. В частности, они полагали, что Коран извечен в отношении «смысла», но не словесного выражения. Более того, по мнению некоторых ашаритов, в этом, втором, отношении Священное Писание не только порождено во времени, но и не обязательно является божественным: Бог передал архангелу Гавриилу только смысл Откровения, который тот и сообщил Мухаммаду, откуда следует, что словесное оформление Корана может принадлежать самому Пророку. В упомянутых выше религиозных дискуссиях вырабатывался не только характерный для калама особый круг теологических проблем, но и специфический для него метод их решения, исключающий ссылки на какие-либо авторитеты (в том числе на Священное Писание и Предание) помимо разума. Мутакаллимы (учители калама) провозглашали безусловный приоритет разума над верой, объявляли сомнение методологическим принципом познания. Они считали необходимым для каждого мусульманина пройти этап, когда все наличные религиозные представления он подвергает сомнению, собственным разумом удостоверяясь в их истинности или ложности. Способность к критическому мышлению воспитывалась и шлифовалась в организованных мутакаллимами многочисленных кружках (или собраниях, маджалис),где демонстрировали свое мастерство в ведении теологическо-философского диспута представители самых разных школ и ориентаций из числа мусульман, христиан, иудеев и атеистов. Страстью к диспуту мутакаллимы «заразили» и широкую публику: местом для теологических споров нередко становились даже уличные лавки и рыночные площадки. Проблематика калама, однако, отнюдь не сводилась только к теологическим вопросам. Показательно, что в классических сочинениях по каламу (XIII — XVI вв.) теология занимает менее одной четверти их объема; остальное место отводилось эпистемологии, натурфилософии и онтологии. В каламе разрабатывались оригинальные атомистические концепции, в которых финитистский подход (отрицание бесконечности) к структуре физических тел распространялся и на движение, пространство и время. Так учители калама продолжали античную атомистическую традицию, которая была предана забвению в средневековой христианской Европе, и способствовали ее возрождению там.
Отмеченные выше основные черты калама — рационализм, критицизм и преимущественное внимание к собственно философской проблематике — объясняют тот факт, что деятельность лись также домусульманские пророки, сподвижники Мухаммада, мусульманские святые, ангелы. «Антифигурную» установку преодолели и в другой области художественного творчества — в произведениях прикладного искусства. Утилитарное назначение таких предметов как бы исключало богопочтительное отношение к ним, что отчасти объясняет относительную терпимость к фигурным изображениям в этой сфере. Наряду с традиционными каллиграфическими и орнаментальными мотивами фигурами людей и животных (в том числе и объемными) украшались изделия из бронзы и стекла, ткани, ковры, керамика и другие произведения художественных промыслов, получивших значительное развитие в мире классического ислама. Архитектурный стиль Как уже говорилось, арабо-мусульманская цивилизация по преимуществу городская. В завоеванных странах арабы сохранили все существовавшие города, а когда они основывали новые, не испытывали необходимости в учреждении особого архитектурного типа города, собственно «арабского». В этом отношении средневековый арабо-мусульманский город отличался многообразием. Общие черты, определявшие облик классического «мусульманского» города, связаны, главным образом, с некоторыми типами культовых зданий, прежде всего — с мечетью, а также медресе (духовное училище) и мавзолеями. Дополнительные, универсальные штрихи задавали такие общественные сооружения, как бани (хаммам), госпитали, фонтаны (сабиль), караван-сараи, крытые рынки (сук, базар). Частные жилые помещения скрыты внутри дворов, а на улицу обращены лишь высокие глухие заборы, оберегающие обитателей домов от нескромных взоров. Мечеть (от араб. масджид — «место поклонения») представляет собой основной центр и главный символ мусульманской религиозной жизни. При всем историческом и географическом многообразии архитектура мечети сохраняет ряд общих, унифицированных элементов. Главным их них является ориентированный на Мекку молитвенный зал, к которому примыкает мида — крытое помещение или дверь с фонтаном (или бассейном), где перед молитвой совершают малое омовение (вуду). В задней стене молитвенного зала помещается михраб — ниша, указывающая верующим направление (киблу), куда надо обращаться во время молитвы. В михрабе видят символ мусульманского единства, ибо через него все взоры устремлены к духовному центру Вселенной — Каабе, или же на символ мистического присутствия Мухаммада в качестве предстоятеля-имама на молитве. Окрестность михраба — самое священное и наиболее украшенное место в мечети. компиляций и комментариями. Из наступившего вслед за ними экономического упадка и культурной полустагнации арабский мир начал выбираться лишь начиная с середины прошлого века. Современная культура в арабских странах складывается в процессе сложного взаимодействия трех основных факторов — реформирования религии, возрождения классического культурного наследия и заимствования ценностей европейской (западной) цивилизации. Контрольные вопросы 1. Каковы особенности мусульманской картины мира по сравнению с иудейско-христианской? 2. В чем выражался мусульманский культ знания и как он отразился на научно-философской культуре мусульманского Средневековья? 3. Как сочеталось религиозное и светское в художественной культуре классического ислама? 4. Какое влияние оказала мусульманская цивилизация на средневековую Европу? Литература 1. Бартольд В. В. Ислам и культура мусульманства. — М., 1992. 2. Ислам: Энциклопедический словарь. — М., 1991. 3. Массэ А. Ислам. — М., 1982. 4. Мец А. Мусульманский Ренессанс. — 2-е изд. — М., 1973. 5. Монтгомери Уотт У. Влияние ислама на средневековую Европу. — М., 1976. 6. Очерки истории арабской культуры V—XV вв. — М., 1982. 7. Очерки истории распространения исламской цивилизации: В 2 т. — М., 2002. 8. Роузентал Ф. Торжество знания. Концепция знания в средневековом исламе. — М., 1976. 9. Фильштинский И. М., Шидфар Б. Я. Очерк арабо-мусульманской культуры. — М., 1971.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|