Глава 2. Культура Латинской Америки
Латиноамериканская культура — явление в масштабах всемирной истории сравнительно молодое. Трудно определить дату ее рождения, ибо генетически она восходит к древним «колумбовым» цивилизациям Америки — ацтеков, майя, чибча, инков и других, более мелких этнических групп. Однако хорошо известен год ее «зачатия» — 1492, когда за океан впервые было заброшено латинское «семя». С появлением европейцев на американских землях было положено начало вот уже полутысячелетней истории фор- мирования новых многорасовых обществ, которые возникли на основе широчайшего этнокультурного смешения. Завоевание и первоначальное освоение Испанией, Португалией, а позднее Францией земель за Атлантическим океаном — период, получивший у испанцев название конкисты, — может и должен рассматриваться не только с военно-политической и экономической точек зрения, но и как один из поворотных моментов в истории мировой культуры. Это была беспрецедентная «встреча двух миров», сопровождавшаяся неравной борьбой, а порой и сотрудничеством, в ходе которых как результат длительного расового и культурного сожительства зародилась и стала развиваться новая цивилизация. Европейские пришельцы — испанцы, португальцы, в меньшей степени французы — усилиями своих первооткрывателей, воинов-конкистадоров, католических монахов-миссионеров, а нередко и просто маргиналов, частично смешавшись с местным населением и ввергнув его на первых порах в состояние духовного прозябания, в конечном счете способствовали культурному объединению и европеизации южной части Нового Света под знаком латинизма. Термин и понятие «Латинская Америка» были введены в научный обиход французскими географами и политическими деятелями позднее, лишь в середине XIX в., для обозначения не только территориально-географической совокупности, но и определенного единства в общественно-историческом и, прежде всего, в языковом и культурном плане. Естественно, что в колониальную эпоху (XVI — XVIII вв.) процесс латинизации носил верхушечный характер: эксплуатируемая масса индейцев, беднейших креолов (испанцев и других европейцев, родившихся в колониях), а позднее и негров — рабов, завезенных из Африки, фактически была отлучена от культуры колонизаторов, бережно сохраняя, однако, в своих недрах исконно народные формы общественного и эстетического сознания, богатейший фольклор. Этот фольклор — словесно-мифологический, танцевально-песенный, скульптурно-живописный, ритуально-религиозный — оказался настолько жизнеспособным, что сразу же начал оплодотворять пересаженную романскую культуру иным мироощущением, эстетикой, обусловив создание гибридных, уже не чисто «американских» и не чисто «латинских» культурных ценностей. Так произошла встреча и плодотворное «соитие» цивилизаций, разделенных Атлантическим океаном.
Достаточно упомянуть своеобразную колониальную архитектуру так называемого «американского барокко», знаменитый фольклор гаучо 1, с которым связано всемирно известное аргентинское танго, афро-бразильский танец самбо, колониальную керамику, 1 Гаучо — пастух, степной наездник, символ свободолюбия. чало 40-х годов. Поэты-негристы использовали в своем творчестве как специфическую негритянскую тематику, включая тему древней прародины — Африки, так и многие формальные элементы народной афроамериканской поэзии. У истоков негризма на Кубе стояли Р.Хирао (1908—1949) и Э.Бальягас (1908—1954); в Пуэрто-Рико — Л.Палее Матос (1890—1959); в Доминиканской Республике — М. дель Кабраль (1907—1908). В Бразилии негритянские фольклорные мотивы ярче всего преломились в творчестве крупного поэта и прозаика Ж. ди Лима (1895—1953). Что касается Гаити, то там негризм, будучи естественным порождением абсолютно преобладающего местного этноса, получил дополнительные стимулы как революционно-патриотический протест против американской оккупации страны в 1915—1934 гг. Среди известных гаитянских поэтов-негристов необходимо отметить и видного поэта, прозаика, основателя компартии Гаити Жака Румена (1907—1944), творчество которого оказало большое влияние на развитие национальной литературы. Негритянская и мулатская тематика и фольклор ярко преломились также и в латиноамериканской прозе ХХ в., особенно в таких странах, как Куба и Бразилия.
Говоря о роли негристов не только в латиноамериканской, но и в мировой культуре, нельзя не упомянуть трех выдающихся литераторов ХХ в. — кубинцев, прозаика Алехо Карпентьера (1904— 1980) и поэта Николае Гильена (1902— 1989), а также бразильца, прозаика Жоржи Амаду (р. в 1912), которые начинали свое творчество с увлечения негритянской тематикой и фольклором. Авторы большого количества всемирно известных произведений, все трое являют собой пример того, как художественное сознание определенного этноса, преломляясь в профессиональном творчестве и обогащаясь за счет других этнокультурных элементов, становится достоянием всего человечества. Африканский вклад в профессиональную музыку и живопись Латинской Америки также достаточно велик. Не ставя целью дать ему сколько-нибудь исчерпывающую характеристику, упомянем лишь несколько наиболее значительных имен. Крупными композиторами, широко использовавшими негритянский и мулатский фольклор, были: на Кубе — А. Рольдан (1900—1939) и А.Гарсиа Катурла (1906—1940), а в Бразилии — Э.Вилла Лобос (1887 — 1959). Из мастеров изобразительного искусства с афроамериканской направленностью выделяются гаитянин Э.Ипполит (1894 — 1948), кубинец В.Лам (1902 — 1984), бразилец Э. ди Кавальканти (1897—1976), творчество которого, однако, никак не ограничивалось лишь афробразильской тематикой. Следует подчеркнуть, что негритянская народная живопись и скульптура оказали влияние на творчество таких выдающихся художников, как Пикассо и Матисс, и, естественно, на многих латиноамериканских художников, так или иначе связанных с неопримитивизмом.
Завершая рассмотрение чрезвычайно важного для Латинской Америки вопроса о влиянии этноса — индейского, европейского, африканского — на формирование общеконтинентальной культуры, необходимо еще и еще раз повторить, что каждая из этих главных этнокультурных составляющих, взятая изолированно, еще не раскрывает ее богатства и своеобразия. Перефразируя известный афоризм Хосе Марта о том, что «кубинец — это больше, чем белый, больше, чем мулат, и больше, чем негр», мы могли бы с равным основанием сказать, что сложившаяся к концу ХХ в. латиноамериканская культура — это нечто большее, чем европейская, больше, чем индейская, и больше, чем африканская. Контрольные вопросы и задания 1. Каким образом осуществлялось в колониальную эпоху первоначальное становление латиноамериканской культуры и чем оно отличалось от аналогичных процессов в Северной Америке? 2. Как формировалось национально-культурное самосознание латиноамериканцев после завоевания ими независимости? 3. Назовите и охарактеризуйте основные факторы, способствовавшие общеконтинентальному латиноамериканскому единству в области культуры. 4. На какие культурно-исторические регионы можно разделить единую латиноамериканскую цивилизацию и какие факторы способствовали этому разделению? 5. Как соотносятся в масштабах Латинской Америки такие понятия, как «Индоамерика», «Евроамерика» и «Афроамерика», и какие страны обычно относят к этим трем разновидностям латиноамериканской культуры? 6. Дайте краткую характеристику таким культурологическим понятиям в Латинской Америке, как «антииспанизм», «американизм» («латиноамериканизм»), «индеанизм» («индехенизм»), «креолизм», «афроамериканизм», «негритюд» («негризм»). 7. Попытайтесь сравнить цивилизационные процессы в Латинской Америке с процессами становления западноевропейской культуры. Литература Культура Латинской Америки. — М., 1990. Католицизм и свободомыслие в Латинской Америке в XVI — ХХ веках. — М., 1980. Концепции историко-культурной самобытности Латинской Америки. - М., 1978. Латинская Америка: Энциклопедический справочник: В 2 т. — M 1980-1982. Очерк истории латиноамериканского искусства. — М., 1997.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|