Традиции в архитектуре
⇐ ПредыдущаяСтр 17 из 17 Традиционная архитектура Африки достаточно разнообразна. В городской архитектуре выделяются суданский и хаусанский стили в Западной Африке, гондэрский в Эфиопии, суахилийский в Восточной Африке, монументальный стиль в Зимбабве. Мусульманская и европейская культура также внесли свой вклад в городскую архитектуру современной Африки. Из арабской архитектуры пришли стрельчатые арки; из индийской — луковичные купола, аркады галерей с килевидными очертаниями и т. п. Европейские архитекторы (а здесь работали и такие мастера, как Ле Корбюзье, А.Шометт, Э.Май, эмигрировавший из Германии в Кению, и другие) создали особый тропический стиль: ажурные стены, плоские или остроскатные (в зависимости от климата) крыши, столбы-опоры, солнцезащитные ребра, козырьки, решетки, лоджии и веранды. В последние годы архитекторы (среди них уже немало местных уроженцев) обращаются к местному опыту и традициям. Копируются формы традиционной архитектуры и застройки. Так, новая столица Танзании Додома спланирована как традиционная круговая деревня. Некоторые общественные здания Мали воспроизводят черты суданского стиля. Въезд в Национальный парк Ваза в Камеруне оформлен как хижина музгу; а очаги культуры строятся как традиционная усадьба бамилеке. Очень распространена в пла- не круглая постройка: так строятся банки, мечети, христианские храмы, туристские комплексы. Другое направление — декоративность. Решетка банка в Гане покрыта чеканкой, воспроизводящей мотивы гирек для взвешивания золота у ашанти; в современных офисах делают резные двери, столбы, панели, керамические украшения и т.д. Все больше становится местных архитекторов, которые учатся не только в Европе, но и в Африке: в Гане, Нигерии, Кении, Эфиопии готовят специалистов в специальных учебных заведениях. Интересные проекты застройки города в традиционном хаусанском стиле были отмечены почетной премией на Международном конкурсе молодых архитекторов.
Контрольные вопросы 1. В чем выражается экологичность традиционных культур африканских народов? 2. Какими системами и методами передачи информации пользовались бесписьменные народы Африки? 3. В чем сущность традиционных верований Африки? 4. Каковы судьбы мировых религий на континенте? 5. Каковы особенности политической культуры африканских традиционных обществ? 6. Как соотносятся народное творчество и современное искусство? Литература Африка: Культурное наследие и современность. — М., 1985. Африка: Взаимодействие культур. — М., 1989. Дэвидсон Б. Африканцы: Введение в историю культуры. — М., 1975. Ерасов Б. С. Тропическая Африка: Идеология и проблемы культуры. — М., 1972 Львова Э. С. Этнография Африки. — М., 1984. Львова Э. С. Культуры народов Африки вчера и сегодня: Взаимодействие культур и перспективы развития. — М., 1996. Околдованная реальность. — М., 1995. Традиционные культуры африканских народов: прошлое и настоящее. — М., 2000. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. КОМПАРАТИВИСТИКА КАК МЕТОД АНАЛИЗА ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ ...Дисциплина, пытающаяся понять современность по существу, должна быть неизбежно компаративистской... нужно смотреть на Японию, чтобы понять Запад, на социализм, чтобы понять капитализм, на Индию, чтобы понять Бразилию, и т.д. П. Бергер Существует ряд новых особенностей социальных наук, в том числе и культурологии: учет разной степени самоочевидности знания в разных обществах означает, что в одних обществах как более убедительное воспринимается научное рациональное знание, в других — знание мировоззренческое.
Россия — страна поисков смысла. Мировоззренческое и культурологическое знания воспринимаются здесь как самоочевидные. Наблюдается влияние российских процессов на смену социальных теорий. Россия — всегда экспериментальная площадка социальных преобразований, способствующая как возникновению новых теорий, так и их испытанию на практике. Быстрые социальные и культурные изменения вносят новые черты в парадигму культурологии. Среди них — учет фактора пространства, плюрализм и смена ракурсов интерпретации. Одной из заметных инноваций является компаративистика (сравнение) — как черта всех типов социального исследования. Распространение ее принципов на исследования культуры сегодня особенно заметно. Сегодня мы, читая об Америке, можем увидеть, что это и о России. Основная причина компаративистского сдвига состоит в появившейся нелинейности исторического процесса, в возможности локальных взаимодействий и локального воздействия на глобальные трансформации. По этой причине происходящее где-то говорит о наличии (или отсутствии) такой же возможности у нас или в другом месте, привлекает к себе внимание. Сравнение культурных характеристик необходимо в связи с активным процессом модернизации, который разрушает традиционные культуры и требует от стран учитывать опыт друг друга. Компаративистский анализ соответствует сегодняшней потребности посмотреть на культуры не как на статичные, законченные образования, а как на меняющиеся под влиянием времени и социальных трансформаций (в том числе и модернизационных процессов, сознательно ориентированных на трансформацию культур — их перевод из традиционной в современную фазу). ряду по скорости развития они находятся, а тем, какие культуры сложились в них в ходе исторического развития. Одной из основ сравнения, по мнению автора, может стать концепция «моделей мира». Это сжатое представление о мире в определенной традиции, основанной на способах формализации моделей мира. Наиболее полно это исследовано на примере балканской культуры1. И наконец, еще один способ компаративности — выделение устойчивых архетипических образований культуры, своего рода «генов» культурного организма.
Проблема самобытности чрезвычайно сложна для изучения. Для этого есть несколько причин: во-первых, она сопряжена с оценкой, отношением к народу, самобытность которого пытаются представить, и часто связана с борьбой вокруг тех или иных особенных свойств нации между «обвинителями» и «адвокатами» среди исследователей, представляющих как свою, так и чужую культуру; во-вторых, описание самобытных черт часто характеризует стадиальные особенности, общие многим народам определенного уровня и не являющиеся сугубо русскими, славянскими, латиноамериканскими и т. п. Знаменитый кубинский писатель Алехо Карпентьер, например, характеризует самосознание и сущность Ла- Таблица 2. Избежание неопределенности
1 См.: Злыднева Н.В. Художественная традиция в пространстве балканской культуры. — М., 1991; Цивьян Т. В. Лингвистические основы балканской модели мира. — М., 1991. выработанные другими дисциплинами, тоже могут быть использованы1. Возвращаясь к изложенному выше тексту учебного пособия, хотелось бы отметить значимость рассмотренных культур, как древних, так и современных, для понимания истории культуры, культурных трансформаций сегодня. Влияние античности на европейскую культуру, европейской культуры — на американскую, своеобразие российской культуры, впитавшей в себя влияние разных начал, привлекающая все больший интерес культура Востока составляют общее наследие человечества, объединяющее прошлое, настоящее и будущее поколения. Совместно они хранят и развивают человеческий потенциал, противостоя варварству и люмпенизации.
1 См.: Comparative Politics. Рабочие тетради по компаративистике: Сравнительные исследования в политических и социальных науках. — СПб., 2001. УКАЗАТЕЛЬ ТЕРМИНОВ Аватара 131, 134 Автаркический 155 Автаркия 67,155 Автохтонность 108 Агиография 408 Агнатный (порядок наследования) 570 Агон 66 Адаб 488, 504 Адибы 488 Азан 510 Акривистский 406 Акротерия 371 Аксиологическая экстраполяция 390 Ацидия 213 Ал-уд 511 Аллегоризм 193 Амбивалентность 434 Американизм (латиноамериканизм) 520, 530, 538 Анабаптисты 272 Анимизм 33, 252 Антикизирующий классицизм 371 Антинорманизм 397 Антропоморфизм 175 Арабеска 505, 506 Аркатурный пояс 411 Архетипический образ 407 Аскеза 197 Атман 128 Атомизм 262, 276 Афроамерика 527, 532 Афрохристианская (церковь, секта) 557 Ашаризм 498 Ашрама 129 Баганда 548 Базилика 194 Байронический герой 295 Баньоро 548 Бенедиктинцы 173 Бидермейер 298 Бинарность 16, 437 Биографический метод 309 Брахман 128 Брахманы 114,126 Буддизм 42, 84, 92, 115, 137, 149 Бхакти 134 Бюргерство 488 Ваганты 186 Вайшьи 114 Варна 113, 127 Веданта 128 Великой Аналогии концепция 317 Венская классическая школа (в музыке) 288 Вервь 395 Вече 397 Византизм 441 Вирилокальное поселение 569 Война 284 Волюта 62 Всемирности идея 292, 303 Вульгата 172 Гардарика 392 Гаучо 513 Гвельфы 200 Гедонизм 256 Геополитическая доминанта 390 Гибеллины 200 Гностические учения 77 Гомогенность 162 Готицизм 289 Готический стиль 195 Григорианская реформа 182 Гриоты 544, 573 Гуманист 220, 221, 225, 226, 232, 234 Дао, даосы 88—92, 107, 109 Дарвинизм 304, 341 Двоеверие 402 Двоемирие 311 Деловой человек (бизнесмен) 295 Демественный распев 413 Денди 294 Детерминизма принцип 307 Детский мир 300 Джайнизм 115-117 Джати 114 Джентльмен 280 Диалектика 315 Диггеры 270 Дихотомичный характер 391 Доксографы 487 Донжон 187 Драма 287 Драммология 546 Дуализм 77 Дхарма 135 Евразийский универсум 392 Евроамерика 475, 527, 531 Европоцентризм 292, 303 Евхаристия 262 Единая Цепь Бытия 292 Естественное воспитание 279 Живописный принцип 289 Животный эпос 192 Жонглер 189 Закят 484 Закомара 411 Западничество 389, 427 Зикр 510 Знаменный распев 416 Иджма 486 Идти в Каноссу 182 Иллюзионизм 78 Илм 489 Имманентный 255 Инвеститура 182, 192 Индеанизм (индехенизм) 528 Индепенденты 270 Индоамерика 527 — 529 Индуизм 111, 112, 114, 117, 138 Инициация 555 Интернационализация 13 Интернационализм 121, 464 Интронизация 563 Иосифляне 414 Исихазм 351 Ислам (суннизм) 485 Историзм, поэтический историзм 289, 312, 314 Иттерма 42 Ишракизм (иллюминативизм) 500
Йомены 231 Кадар 484 Калам 497 Кальвинизм 243, 247 Кансона 189 Карма 133 Карма-йога 134 Каролингское возрождение 180, 181 Картезианцы 264 Картина мира 38, 291 универсальная 315 естественно-научная 316 художественная 316 Касыда 502 Католицизм 261, 523 Катхаки 132 Квадривий 180 Киворий 405 Классицизм просветительский 287 Кокошник 411 Комедия, «слезная комедия» 287 Компаративистика 20, 29, 578 Компендиум 203 Конвергенция 18, 477 Конкиста 513 Консьюмеризм 333 Континуализм 262 Креационизм 267 Креолизм, креол 531 Культурное «почвенничество» 421 Культурно-историческая школа 308 Культурный контекст 169 Куртуазный, куртуазия 188 Кутья 405 Куфи 505 Кхальса 119, 120 Кшатрии 114, 134 Латеритная (почва) 540 Левеллер 259, 270 Левират 570 Легислатура 329 Литературоцентризм 430 Лобола 556, 569 Лютеранство 243 Маджалис 498 Малых причин теория 316 Манихейство 78 Матрилинейный 568 Медиативный фактор 425 Медресе 499 Механицист 258 Мечеть 508 Мистериальные культы 76 Модульон 62 Монастырская утопия 407 Монофизитство 558 Муаллаки 502 Мусаввир 506 Мутазилиты 497 Мутакаллим 498 Мутуализм 393 Мушаббихиты 497 Народный евангелизм 231 Насхи 505 Натурфилософия 247, 266, 271, 498 Наука 303 Негритюд (негризм) 535, 536 Неоплатонизм 77 Нестяжатели 414 Норманнская теория 396 Нарратив 130, 131 Ньяма 547 Обрядоверие 405 Обыкновенный человек 296 Одиночество 294 Онтология 52, 498 Оптимистический принцип 287 Ордалия 567 Ориентализм 289 Оссианизм 290 Оттоновское возрождение 181 Палея 408 Пантеистический 271 Парсуна 416 Партесное пение 417 Патрилинейный 568 Патристика 172 Перипатетики 246 Перфекционизм 162 Петроглифика 574 Платоник 268 Позитивизм 22, 31, 316 Полицентризм 392 Померие 65 Понтификат 197 Поэт-миф 289 Предромантизм 288 Прерафаэлиты 300 Пресвитериане 320 Пресуществление 247, 260 Прецессия 492 Прозелит 560 Просвещение 69, 278 Протестантизм 261 Профетизм 482 Пуритане 270, 323 Рабаб 504, 511 Рабство 65, 278, 286, 328, 438, 470, 535 Разума культ 278 Раса 145 Растафари 573 Реализм 313 Ревелятивная религия 483 Регги 573 Региональность культуры 286 Редистрибуция 566 Реформация 228, 231, 239, 243, 261, 270 Риторика 72, 73, 372 Рокайль 290 Рококо 14, 290 Роман 241, 287 Романский стиль 194 Романтизм 310 Сакрализация 419 Самурай 150 Сангха 137 Свобода 57, 65, 117, 119, 122, 124, 144, 162, 190, 231, 236, 239, 240, 249, 256, 273, 279, 286, 295, 318, 330, 376, 379, 385, 420, 430, 432, 434, 440, 442, 450, 456, 459, 470, 475, 477, 497, 520, 534, 566, 581, 582, 589, 592 Северная (Русская) Фиваида 356 Секуляризация 419 Сентиментализм 288 Сёгун 165 Сикхизм 119 Синергетика 31, 88 Синергизм 246 Синкретизм 87, 95, 142, 176, 178 Синтоизм 150, 163, 164 Сира 504 Славянофильство 390, 427 Смерд 399 Сноб 298 Соответствий концепция 317 Сорорат 570 Социокультурный монизм 464 Справа 362 Субстрат 390, 597 Суперстрат 527 Сута (сутра) 137 Суфизм (тасаввуф) 486 Суфий (мурид) 484, 486 Схоластика 195, 225 Таджвид 510 Тезаурусный подход, тезаурус 291 Теургия 454 Техника 301 Типизация 314 Томизм 248 Торричеллиева пустота 259 Трагедия 287 Треба, требище 405 Трибализм (трайбализм) 566 Триварга 143 Тривий 180 Тридентский собор 262 Уксорилокальное поселение 569 Улема 485 Умма 486 Универсум 252 Унитарианизм (тавхид) 18, 481 Утопия 234 Фабльо 190 Фадимахана 556 Факих 485 Фальсафа 497 Фарс 189 Филадельфия 407 Филистер 297, 298 Философия всеединства 454 Халиф 485 Хараппская (протоиндийская) цивилизация 112 Христианско-языческий синкретизм 402 Цивилизационные процессы 283,301 Цивилизация 30, 47, 60, 61, 283 Цистерианцы 197 Чань (цзен) 93 Чувства культ 288 Шейх 486 Шудры 114, 127 Эвдемонизм 441 Эволюционная теория 31, 306 Эзотерический 544 Экзотерический 544 Экзотизм 289 Экстерналист 252 Эксцентриситет 492 Эманация 77 Энтелехия 72, 74, 75, 350 Энтропия 304 Энциклопедисты 283 Эпикуреец 257 Эпистемология 498 Эпифания 50 Эсхатология 482 Юга 131 Янсениз 243 ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие.................................................................................................3 Введение в историю культуры..................................................................21 РАЗДЕЛ I КУЛЬТУРА ДРЕВНОСТИ Становление культуры от анимизма до античности...............................33 Анимистические представления................................................................33 Осмысление мира.......................................................................................39 Вера в богов.................................................................................................43 Египетские пирамиды как культурный феномен....................................46 Формирование индивидуальности и личности человека.......................54 Закат великой цивилизации и рождение личности................................57 РАЗДЕЛ II КУЛЬТУРА АНТИЧНОСТИ Античное наследие — атмосфера, почва и арсенал европейской культуры................................................................................61 Античный тип культуры.............................................................................63 Конец античной эры..................................................................................75 РАЗДЕЛ III КУЛЬТУРА ВОСТОКА ГЛАВА 1. Традиционная китайская культура.......................................80 ГЛАВА 2. Индийская культура.............................................................111 Единство и многообразие индийской культуры...................................111 Истоки индийской цивилизации......................................................112 Индоарийская культура. Зарождение индуизма и формирование кастовой системы..................................................113 Расцвет культуры. Возникновение буддизма....................................115 Религиозный плюрализм....................................................................116 Мусульманское завоевание Индии...................................................117 Взаимодействие культур.....................................................................118 Сикхизм................................................................................................119 Рост национализма и религиозного сепаратизма............................120 Британская колонизация....................................................................121 Реформаторские движения и судьба индуизма................................121 Преемственность индийской культуры..................................................123 Преемственность и традиция.............................................................123 Тексты индийской культуры..............................................................125 Веды................................................................................................126 Упанишады....................................................................................128 Сутры и комментарии...................................................................130 Эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна»..........................130 Бхагавад гита..................................................................................133 Рамаяна...........................................................................................135 Литература буддийского канона...................................................136 Типитака.........................................................................................137 Пураны............................................................................................138 Роль ритуала в передаче культурного наследия.....................................140 Синкретизм и взаимообусловленность духовных, социальных и художественных элементов в культуре Индии...................................142 Связь религии и искусства.................................................................143 Связь чувственного и духовного опыта...........................................144 ГЛАВА 3. Культура Японии...........................................................148 Периодизация...........................................................................................148 Среда обитания.........................................................................................151 Хозяйственная адаптация к среде обитания..........................................152 Природные ресурсы..................................................................................154 Неагрессивный модус японской культуры............................................155 Островное сознание..................................................................................156 Японская культура и материковая цивилизация...................................157 Концентрация населения.........................................................................159 Интенсивные факторы развития.............................................................160 Культурная однородность........................................................................162 Синтоизм...................................................................................................163 Поэзия........................................................................................................165 Проза..........................................................................................................166 Буддизм......................................................................................................167 РАЗДЕЛ IV КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ И СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ ГЛАВА 1. Европа в контексте средневековой культуры.....................169 Что кончилось и что начиналось?...........................................................169 От устного слова к письменной культуре..............................................174 Город, или горизонталь истории............................................................182 Собор, или вертикаль духа......................................................................194 Время национальных государств.............................................................200 ГЛАВА 2. Культура эпохи Возрождения...............................................206 Новый человек — кто он?........................................................................208 Пределы гуманизма..................................................................................219 Европейский мир XIV—XV вв................................................................228 Утопия и историческая реальность XVI в..............................................234 ГЛАВА 3. Культура эпохи Реформации как парадигма европейской культуры Нового времени............ 243 Критика Лютером схоластической картины мира................................243 Детерминическая картина мира Кальвина............................................247 Значение картины мира эпохи Реформации для формирования механической картины мира..................................250 Возникновение и социализация механической картины мира XVII в................................................................................252 Образ мира в культуре XVII в.................................................................254 Распространение эпикурейского атомизма в Англии XVII в..............257 Различие роли идеологических контекстов католицизма и протестантизма в социализации механистической концепции материи............262 Борьба за социализацию механицизма в Англии XVII в.....................266 ГЛАВА 4. Культура Европы от XVIII к XIX веку...............................278 Европейская культура эпохи Просвещения...........................................278 Европейская культура XIX века..............................................................293 ГЛАВА 5. Культура Северной Америки................................................318 Независимая страна..................................................................................326 Расширяясь на запад (1816—1860).........................................................332 Позолоченный век....................................................................................341 ХХ век........................................................................................................343 РАЗДЕЛ V КУЛЬТУРА РОССИИ ГЛАВА 1. Роль и судьба античного наследия в культуре России.......349 Античность в культуре русского Средневековья (XIV—XVI вв.).........351 Период русского исихазма.................................................................351 Период Московского царства............................................................358 Петербургско-императорский период (1650—1850 гг.)........................362 Петр 1. Проблема антично-русского синтеза....................................367 Пушкин и античность.........................................................................373 После Пушкина...................................................................................378 ГЛАВА 2. Культура допетровской Руси............................................... 389 ГЛАВА 3. Культура России Нового времени (XVIII—XIX вв.): два лика русской культуры..................................................418 Культура русского Просвещения............................................................419 Русская классическая культура XIX века...............................................426 ГЛАВА 4. Русская культура ХХ века....................................................446 Культура Серебряного века.....................................................................447 «Русь Советская» и русское зарубежье: две культуры в одной............456 После советской культуры.......................................................................472 РАЗДЕЛ VI «СЕРЕДИННЫЕ» И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ ГЛАВА 1. Классическая арабо-мусульманская культура....................481 Религиозный контекст.............................................................................481 Унитарианизм и профетоцентризм...................................................481 Социально-этические принципы......................................................483 Теократический идеал.........................................................................484 Суфизм.................................................................................................486 Идеологическое многообразие...........................................................487 Городская доминанта..........................................................................488 Интеллектуальный дискурс.....................................................................489 Культ знания........................................................................................489 Научные достижения..........................................................................491 Теология калама..................................................................................497 Восточный аристотелизм....................................................................499 Теософия суфизма...............................................................................500 Художественная традиция.......................................................................501 Торжество поэзии................................................................................501 Каллиграфия........................................................................................505 Арабеска...............................................................................................506 Миниатюра..........................................................................................506 Архитектурный стиль..........................................................................508 Музыка в исламе.................................................................................510 ГЛАВА 2. Культура Латинской Америки.............................................512 Многообразие в единстве и единство в многообразии........................515 Объединяющие факторы..........................................................................518 Факторы многообразия............................................................................524 ГЛАВА 3. Культура народов Тропической и Южной Африки.............539 Системы миропонимания африканских народов..................................547 Традиционные верования и культы..................................................547 Сущность традиционных систем миропонимания. Время и пространство.........................................................................549 Жизнь и смерть....................................................................................551 Обряды жизненного цикла.................................................................553 Афрохристианские секты и церкви...................................................557 Христианство и ислам в Африке. Тенденции развития религий....558 Особенности политической культуры в африканских обществах.........561 Традиционные власти (вожди и верховные правители).................561 Традиционные власти в колониальном и постколониальном обществе........564 Обычное право и современные правовые нормы............................567 Народное творчество и современное искусство....................................570 Фольклор и литература.......................................................................570 Музыка и танцы..................................................................................572 Декоративно-прикладное искусство.................................................574 Традиции в архитектуре.....................................................................576 Заключение. Компаративистика как метод анализа истории культуры......578 Указатель терминов..................................................................................598
Учебное издание
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|