Диагностика морального развития младших школьников
Рисуночный тест исследования эмпатии (РТИЭ) Т. П. Авдулова Рисуночный тест исследования эмпатии представляет собой набор из 10 карточек-рисунков размером в половину стандартного листа А4 каждая карточка, бланка заполнения результатов и описания направленности каждого из рисунков. Тест исследования эмпатии направлен на изучение уровня и содержания эмпатийных переживаний у детей в различных контекстах. Методика предназначена для детей в возрасте от 5 до 12 лет. Инструкция: Давай посмотрим с тобой рисунки, где изображены разные люди и животные и обсудим, что происходит в каждой ситуации. Далее с ребенком строится обсуждение изображенных на рисунке ситуаций с опорой на следующие вопросы. Вопросы по картинкам: 1. Кто нарисован на картинке? 2. Что чувствуют герои картинки, какое у них настроение? 3. Почему они чувствуют… (называются те эмоции, которые выделил ребенок)? 4. Почему они себя так ведут? 5. Что чувствуешь ты, глядя на картинку? 6. Почему ты чувствуешь так? 7. А что бы ты сделал, чтобы изменить ситуацию? 8. Что тогда почувствуют герои? Дополнительно, в случае затруднений с ответами на предыдущие вопросы, задаются следующие: 9. Тебе жалко… (показать каждого из персонажей)? 10. Почему тебе жалко/не жалко этого героя? 11. Кто тебе больше нравится? Почему? (Предполагается ответ, связанный с особенностями личности персонажа). Фиксируются ответы ребенка, спонтанные эмоциональные реакции, вербальные комментарии и невербальные проявления, позволяющие определить степень идентификации с персонажами, понимание ситуаций социального взаимодействия, наличие эмпатийных реакций. Шкалы анализа: 1. Субъект общения:
• Взрослый. • Сверстник. • Старый человек. • Маленький ребенок. • Животное. 2. Содержание сопереживания: • Боль, сострадание. • Отвержение. • Дефицит потребности. • Сорадование. 3. Уровень сопереживания: • Отсутствие эмоциональной реакции. • Неадекватная эмоциональная реакция. • Незначительное проявление эмпатической эмоциональной реакции. • Средний уровень сопереживания. • Высокий уровень сопереживания, сопровождающийся активным стремлением изменить ситуацию. 4. Уровень эмпатии: • Эмоциональный уровень (сочувствие, сопровождающееся интонационными изменениями голоса, мимическими реакциями, жестами). • Когнитивный уровень (адекватный анализ и оценка ситуации, вербальное объяснение причин, по которым герои вызывают сочувствие, жалость, радость и другие чувства). • Поведенческий уровень (готовность действовать, называние действий и их соответствие реальной ситуации). Оценивать результаты методики можно как на качественном уровне, анализируя особенности эмпатийных тенденций у детей, так и на количественном уровне. Количественно оценка осуществляется следующим образом по уровням эмпатии: эмоциональный уровень – 1 балл, когнитивный уровень – 2 балла, поведенческий уровень – 3 балла. Баллы начисляются по каждой ситуации. Уровень сопереживания оценивается от 1 до 5 баллов, где 1 балл – отсутствие эмоциональной реакции, а 5 баллов – высокий уровень сопереживания, сопровождающийся активным стремлением изменить ситуацию. Подсчитывается общая сумма баллов и делится на количество ситуаций, таким образом, получается средний показатель эмпатийности. Кроме того, можно отдельно подсчитать и сравнить между собой уровень эмпатийности по отношению к сверстнику, взрослому, пожилому человеку, маленькому ребенку и животному. Аналогично можно подсчитать уровень эмпатийности по различной направленности переживания: сорадование, сочувствие, сопереживание отвержению, распознавание дефицита потребности.
Результаты можно фиксировать на Бланке особенностей эмпатийности см. с. 64 и Бланке подсчета результатов. Бланк подсчета результатов
Описание рисунков: 1. Старик кормит собак. Ситуация направлена на взаимодействие старого человека и животного. Объект эмоционального внимания – старый человек и животное. Содержание сопереживания – сорадование. 2. Три девочки демонстрируют отвержение в адрес мальчика. Ситуация направлена на взаимодействие сверстников. Объект эмоционального внимания – сверстник. Содержание сопереживания – жалость к мальчику, осознание отвержения, возможно отрицательные эмоции в адрес девочек. 3. Мальчик держит кошку за хвост. Ситуация направлена на взаимодействие с животным. Объект эмоционального внимания – животное. Содержание сопереживания – сострадание боли, жалость к животному, возможно отрицательные эмоции в адрес мальчика. 4. Больной человек лежит в кровати. Ситуация направлена на взрослого. Объект эмоционального внимания – взрослый. Содержание сопереживания – сострадание боли, жалость к человеку, осознание депривированности потребностей (потребностей в движении, в самоконтроле и саморегуляции, в пище). 5. Мать рядом с ребенком, плачущим в манеже. Ситуация направлена на взаимодействие с младшим. Объект эмоционального внимания – маленький ребенок. Содержание сопереживания – жалость к ребенку, осознание отвержения, дефицит возможности удовлетворения потребности в общении, в принятии и любви. Возможно, отрицательные эмоции в адрес матери. 6. Старушка и двое взрослых. Ситуация направлена на взаимодействие взрослых со старым человеком. Объект эмоционального внимания – старый человек. Содержание сопереживания – осознание потребности (нужды) пожилого человека, выделение потребности в пище, в защищенности, понимание ситуации отвержения. Возможно, отрицательные эмоции в адрес двоих взрослых.
7. Двое мальчиков дерутся. Ситуация направлена на взаимодействие сверстников. Объект эмоционального внимания – сверстник. Содержание сопереживания – сострадание боли, жалость к сверстнику. 8. Девочка с собакой. Ситуация направлена на взаимодействие сверстника с животным. Объект эмоционального внимания – животное. Содержание сопереживания – выделение потребности животного (голод), осознание отвержения, возможно отрицательные эмоции в адрес девочки. 9. Две девочки. Ситуация направлена на взаимодействие сверстников. Объект эмоционального внимания – сверстник. Содержание сопереживания – осознание потребности девочки (потребность в игре), возможно отрицательные эмоции в адрес второй девочки. 10. Мать с маленьким ребенком на руках. Ситуация направлена на маленького ребенка, на взрослого. Объект эмоционального внимания – маленький ребенок и взрослый человек. Содержание сопереживания – сорадование. БЛАНК ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМПАТИЙНОСТИ
Типологизация ситуаций по трем уровням анализа представлена в таблице 1. Соответственно таблице в отношении каждого объекта эмоционального внимания предложены по три ситуации. Таблица 1
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|