Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Моделирование и обсуждение проблемных ситуаций из школьной жизни




Предложить различные типичные для школьной жизни ситуации моральных конфликтов и их модификации сточки зрения намерений и вариантов межличностного взаимодействия, а также обсуждение направлений поведения, действий в различных ситуациях:

•воровство (модификации: когда захотелось чужую вещь; когда сильно проголодался; когда решил отомстить за обиду; когда решил, что другу вещь не нужна; не вернуть в школьную библиотеку очень понравившуюся книгу; стащить мелочь со стола учителя);

•жалобы учителю (модификации: жалобы на ученика, нарушающего дисциплину; жалобы на друга; жалобы на ученика, который обижает весь класс);

•списывание (модификации: попросить у друга списать домашнее задание; списать у отличника на проверочной работе; не дать списать на важной контрольной ученику, которому грозят выгнать из школы);

•порча школьного имущества (модификации: разозлившись, сломать стул; написать на парте объяснение в любви; разорвать журнал, получив несправедливую двойку);

•групповые отношения (не приняли в компанию; выступил против всей группы за справедливое решение; класс в конфликте разделился пополам);

• предательство дружбы (модификации: пойти с другим одноклассником в кино; рассказать одноклассникам личную информацию о друге; рассказать учителю о проступке друга);

•физическое воздействие на одноклассников (модификации: более сильный одноклассник все время пинает других детей; дети, объединившись, побили обидчика; мальчик, защищая девочек, сломал руку другому ребенку);

• и другие варианты школьных проблемных ситуаций.

3. Игра-ходилка «Я могу решать проблемы»

Совместное создание детьми на большом листе ватмана игры по типу «ходилок», где на каждом пункте дети по очереди должны предлагать свои идеи о проблемной ситуации и вариантах ее решения (пропустить ход, перепрыгнуть на несколько пунктов вперед/назад и т. д.). В игре можно предусмотреть систему бонусов, например, за самое большое количество ответов на вопрос: «Как действовать в той или иной ситуации?». Возможна и система штрафов, например, за то, что на протяжении всей игры ни разу не помог ни одному участнику.

В дальнейшем можно создать бумажный или электронный вариант игры и использовать ее в качестве завершающего компонента занятий или досугового времени вне уроков или занятий. Игра проходит в командном варианте: класс делится на две или три подгруппы и делают свой ход все участники. Одним из пунктов в «ходилках» может быть задача: как помочь другой команде, если она отстает, – у вас есть шанс!

Возможны два варианта игры: соревновательный, когда каждая команда играет на свой успех и получает самостоятельный выигрыш. Другой вариант, когда общее количество баллов (количество продуктивных ответов) объединяется по двум командам и за это количество баллов они получают общий приз, который может быть связан со школьной жизнью. Примерами таких выигрышей могут быть освобождение от домашнего задания, совместный мини-поход на природу (в рамках занятий по природоведению и т. п.).

4. Рисование на тему «Мой самый хороший и самый плохой поступки».

Обсуждение рисунков, мотивов поступков, значения поступков для других людей. Важно показать детям, что за каждым поступком стоят другие люди, которые тем или иным образом связаны друг с другом. Человек не бывает полностью изолирован от других, факт его существования и его поведение влияет на многих окружающих.

   

Занятие 3. Отношения с людьми

Цель: исследование представлений детей о собственном поведении, развитие рефлексии поведения и знаний социальных норм у детей; формирование потенциальной готовности их соблюдать.

1. Задачи Пиаже

На примере задач Пиаже (см. Приложение 1) обсудить мотивы/намерения различных поступков, по каким критериям (внешним, внутренним) можно судить о поступках, как их оценивать.

Обсудить ситуации, когда и за что ругали, в чем провинился. Когда и за что хвалили, что сделал хорошего. Чем гордится в своем поведении и чего стыдится.

2. Упражнение «Карусель»

Упражнение направлено на формирование навыков взаимодействия в различных ситуациях межличностного общения. Моделируются преимущественно ситуации, имеющие то или иное моральное содержание и направленные на развитие эмпатии, рефлексии, готовности соблюдать моральные нормы.

Участники группы встают в круг по принципу «карусели», т. е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний и внешний (с равным количество участников в каждом кругу). Оба круга подвижные. Упражнение представляет серию встреч и организацию тематического взаимодействия каждый раз с новым человеком. Необходимо завязать контакт, поддержать разговор в рамках заданной темы и попрощаться.

Примерные темы ситуаций:

• перед вами незнакомый человек. С ним случилась беда, он пытается вам рассказать о ней…

• перед вами маленький ребенок, он потерялся. Помогите ему, позаботьтесь о малыше.

• перед вами старый человек, который боится идти дальше по скользкой дороге. Подумайте, что можно предпринять.

• перед вами одноклассник, который боится идти домой – он получил сразу две двойки и дома его будут сильно ругать…

• перед вами одноклассник, который не сделал домашнее задание, он не знает, что ему делать…

На установление контакта и проведение беседы отводится 3–4 минуты. Затем по сигналу ведущего карусель начинается двигаться и в новых парах участники организуют взаимодействие по новым темам.

3. Динамическая пауза «Если есть хороший друг»

Ведущий: – Ребята, я буду читать стихотворение, а вы выполняйте за мной жесты и движения:

Настроение упало, (Опускают руки вниз.)

Дело валится из рук… (Качают головой, встряхивают кистями.)

Но еще не все пропало, (Разводят руками.)

Если есть хороший друг. (Разворачиваются лицами друг к другу.)

С делом справимся вдвоем, (Пожимают друг другу руки.

С облегчением вздохнем (Делают глубокий вдох, выдох.)

Настроение поднимем (Нагибаются и медленно выпрямляются.)

И от пыли отряхнем! (Отряхиваются.)

4. Упражнение «Плот»

Упражнение направлено на формирование групповой сплоченности, взаимной поддержки.

Необходимые материалы: большой плед (или два пледа, тогда класс делится на две команды, можно разделить на мальчиков и девочек).

Ведущий: – Представим, что мы находимся на тонущем корабле и у нас остался только один (два) плот(а), на котором(ых) мы все перемещаемся, но шторм продолжается, и наша задача всем удержаться на плоту, чтоб остаться в живых.

Каждый раз покрывало складывается пополам, ситуацию можно «нагнетать» – вот, появились плавники кровожадных акул… и можно наоборот шепнуть детям о возможности помочь друг другу, если две команды, – один может переплыть на соседний плот и попроситься к ним… Все творческие решения поддерживаются.

По окончании упражнения следует его обсуждение:

Как вы себя чувствовали в этой игре? Казалось ли вам, что может не хватить места? Что при этом ощущали? Как вы думаете, важно ли, чтобы все ребята остались на плоту? Почему?

   

Занятие 4. Развитие словаря моральных понятий

Цель: знакомство и обсуждение с детьми моральных черт характера, формирование представлений об их парности и полярности. Обсуждение пространства качеств личности между положительным и отрицательным полюсами. Обогащение и активизация словарного запаса детей, развитие содержательного понимания и готовности оперировать моральными характеристиками личности.

1. Игра «Скажи наоборот»

Ведущий: – Давайте поиграем. Я буду называть разные черты характера, а вы будете говорить противоположные. Только есть такое правило: нельзя называть слова, начинающиеся с частицы «не». Например, если я скажу слово «добрый», то слово «недобрый» не подходит, зато можно сказать… «злой».

Дети встают в круг, ведущий бросает мяч ребенку, называя черту характера – ребенок, бросая мяч обратно, называет противоположное качество. Можно использовать следующие диады слов:

• добрый – злой,

• смелый – трусливый,

• щедрый – жадный,

• почтительный – высокомерный,

• трудолюбивый – ленивый,

• аккуратный – неряшливый,

• заботливый – равнодушный,

• доброжелательный – завистливый,

• искренний – притворный.

2. Обсуждение качеств смелость – трусость

Прочитать с детьми небольшое художественное произведение (можно из школьной программы), где явно выступали бы такие черты характера как смелость-трусость, обсудить поступки героев. Обсудить, в каких случаях мы можем говорить о смелости, в каких – о безрассудной храбрости; в чем отличие трусости от разумного желания избежать неприятностей. Привести примеры различных поступков, которые можно было бы расположить на шкале смелость-трусость в зависимости от смысла этих поступков. Шкалу можно представить визуально.

3. Игра «Кто больше качеств назовет»

Ведущий называет качество личности и предлагает детям назвать то же качество, но другими словами, так, чтобы качество определяло то же свойство, которое называет ведущий (синонимичные качества). Например, ведущий называет качество смелый и последовательно бросает мяч всем детям, которые в ответ могут называть следующие качества, расширяющие словарный репертуар пространства смелость-трусость: храбрый, мужественный, отважный, безбоязненный, неустрашимый, бесстрашный, стойкий, самоотверженный и т. д.

Аналогично – с качеством трусливый: боязливый, робкий, пугливый, несмелый, малодушный и т. д.

Здесь же можно назвать синонимы и обсудить смысловые оттенки в континууме качеств добрый-злой. Добрый – хороший, заботливый, делящийся, прощающий, помогающий, справедливый и т. д. Злой – плохой, жестокий, лютый, свирепый, беспощадный, бездушный и т. д.

4. Кодекс класса

Предложить детям начать создавать кодекс класса: обсудить и утвердить правила взаимоотношений и взаимной поддержки в классе, которые важны для всех. На основании каждого базового качества предложить несколько правил в кодекс класса. Соответственно первые качества, на основании которых детям предлагается сформулировать правила – это смелость и доброта. Ориентировочные правила в кодексе могут быть следующие:

• Будь смелым, когда отстаиваешь свои убеждения или защищаешь других.

• Будь разумным, когда дело касается твоей жизни или здоровья.

• Бояться не стыдно, все иногда испытывают страх. Важно, сможешь ли ты с ним справиться в нужную минуту.

• Помогай тем, кто попал в беду, никогда не проходи мимо того, кто нуждается в помощи.

• Все иногда ошибаются, умей прощать ошибки других.

• Будь внимателен к окружающим: может кто-то нуждается в твоей поддержке, помощи, сочувствии.

   

  Занятие 5. Рассуждаем о морали

Цель: знакомство и обсуждение с детьми моральных черт характера, формирование представлений об их парности и полярности. Обсуждение пространства качеств личности между положительным и отрицательным полюсами. Обогащение и активизация словарного запаса детей, развитие содержательного понимания и готовности оперировать моральными характеристиками личности.

1. Игра «Скажи наоборот»

Ведущий: – Давайте поиграем. Я буду называть разные черты характера, а вы будете говорить противоположные. Правило вы помните: нельзя называть слова, начинающиеся с частицы «не». Например, если я скажу слово «добрый», то слово «недобрый» не подходит, зато можно сказать … «злой». Дети встают в круг, ведущий бросает мяч ребенку, называя черту характера – ребенок, бросая мяч обратно, называет противоположное качество. Фиксируется расширение словаря моральных качеств личности по сравнению с прошлым занятием.

2. Обсуждение качеств честность – лживость

Прочитать с детьми небольшое художественное произведение(можно из школьной программы), где явно выступали бы такие черты характера как честность – лживость, обсудить поступки героев. Обсудить в каких случаях мы можем говорить о честности, бывают ли ситуации, когда ложь оправдана. Что означают выражения «ложь во благо», «святая ложь». Какие намерения могут служить оправданием обмана. Привести примеры различных поступков, которые можно было бы расположить на шкале честность – лживость в зависимости от смысла этих поступков. Шкалу можно представить визуально.

3. Игра «Кто больше качеств назовет»

Ведущий называет качество личности и предлагает детям назвать то же качество, но другими словами, так, чтобы качество определяло то же свойство, которое называет ведущий (синонимичные качества). В рамках этого занятия ведущий предлагает следующие парные качества: честность – лживость, щедрость – жадность, трудолюбие – лень. Ведущий называет качество честность и последовательно бросает мяч всем детям, которые в ответ могут называть следующие качества: искренний, правдивый, непритворный, открытый, порядочный, неподдельный; лживый – обманывающий, подлый, вероломный, лукавый, лицемерный, коварный, двуличный.

Аналогично строятся игра и обсуждение для следующих качеств: щедрый – добрый, готовый делиться, справедливый, жалеющий, поддерживающий; жадный – алчный, скупой, скаредный, ненасытный, прижимистый; трудолюбивый – работящий, усердный, ответственный, старательный, активный; ленивый – бездельничающий, лоботряс, безответственный, лежебока.

Также можно использовать диаду: уважение – высокомерие. Уважительный – человечный, понимающий, справедливый, скромный, порядочный, воспитанный. Высокомерный – надменный, напыщенный, грубый, тщеславный, надутый, спесивый, заносчивый, чванливый, кичливый.

 4. Кодекс класса

Предложить детям продолжить создавать кодекс класса: обсудить и утвердить правила взаимоотношений и взаимной поддержки в классе, которые важны для всех. На основании каждого базового качества предложить несколько правил в кодекс класса. Соответственно следующие качества, на основании которых детям предлагается сформулировать правила – это честность, щедрость и трудолюбие. Ориентировочные правила, которые могут быть добавлены в кодекс следующие:

• Сказал – сделай, а если не уверен – не обещай.

• Ошибся – признайся, забыл – попроси прощения.

• Не выдавай чужую тайну.

• Не можешь сказать правду – объясни почему.

• Не завидуй, не желай чужого.

• Стремись поделиться с друзьями, будь щедрым.

• Получай удовольствие от хорошего труда.

• Будь ответственным за свою часть дела.

5. Физкультминутка «Поднимите руки все…»

Ведущий в быстром темпе предлагает детям выполнять определенные движения, если они относят к себе характеристики, которые называет ведущий. Например, поднимите руки все смелые (или неряхи, добрые или т. п.). Прыгают все высокомерные (или аккуратные, справедливые или т. п.).

   

Занятие 6. Ценностные ориентации

Цель: развитие представлений детей о содержании и значении социального взаимодействия, формирование у детей способности к произвольному контролю над собственным поведением, к осознанию мотивов и целей своего поведения.

1. Цветик-семицветик

Ведущий предлагает всем детям загадать по три желания и записать их на листочке для себя. Затем необходимо разбить класс на семь групп (по числу лепестков в цветике-семицветике). Напомнить детям сказку про цветик-семицветик и предложить им в команде обсудить свое желание, чтобы они хотели загадать для всей группы. Необходимо навести детей на стремление загадывать альтруистические, ценностные желания.

Когда дети будут готовы, обсудить с ними желания, которые они придумали. Загадать все семь желаний, используя модель цветика-семицветика с отрывающимися лепестками. Обсудить отличия между индивидуальными желаниями и коллективными. Обсудить ценностные ориентации людей, различные уровни потребностей человека.

2. Планета Земля

Материалы: небольшие фигурки животных и лего-человечки по количеству детей в классе (с запасом для выбора); предварительно приготовленный вместе с детьми плоскостной или объемный макет Земли, лего-человечки, рисунки или вырезки разных животных и растений.

Ход игры: дети делятся на небольшие подгруппы по 3–4 ребенка.

Ведущий: – Представьте себе стародавние времена, когда на нашей Земле еще не было жизни и стали только появляться первые животные. Кого бы вы хотели поселить на Земле, каких животных? А каких вы хотели бы поселить людей?

Каждой подгруппе предлагается поселить на Земле одного или несколько людей (лего-человечков), но каждая подгруппа должна предложить свой рассказ о человечке: каким он будет, почему вы хотели бы поселить именно этого человечка, какой у него характер, какон будет общаться с другими людьми, заселяющими планету. Ведущий поощряет рассказы, подсказывает детям какие вопросы задавать друг другу.

Когда планету заселили, ведущий продолжает рассказ.

Ведущий: – Но, когда людей на планете стало слишком много, они начали ссориться и ругаться, некоторые даже захотели воевать, и жить им стало сложнее. Как вы думаете, почему?

При затруднении подсказка от ведущего о необходимости социальных и моральных правил поведения, регулировании поведения общепринятыми нормами.

Ведущий ориентирует детей с помощью следующих вопросов:

• Чему должны научиться люди, чтобы жить дружно?

• Какие правила поведения им стоит соблюдать?

• Чем они могут помочь друг другу?

• Как они могут помешать друг другу?

• Что делать с теми, кто не хочет жить по общим правилам?

• Могут ли люди обходиться друг без друга?

• Для чего людям общаться друг с другом?

• Какие ценности объединяют людей между собой?

Желательно, чтобы дети назвали большую часть тех качеств личности и тех моральных норм, о которых шла речь на предыдущих занятиях.

Ведущий: – А как там поживают наши человечки? Чем они занимаются и как проводят время?

3. Завершение кодекса

Понаблюдав за жизнью и проблемами наших человечков, можем ли мы какие-нибудь правила добавить в наш кодекс класса? Обсуждаются предложения детей.

Далее кодекс фиксируется в завершенном письменном виде и размещается в классе.

   

 Занятие 7. Что чувствую я, что чувствуют другие

Цель: развитие эмоциональной сферы в контексте ситуаций школьного взаимодействия, формирование децентрации и эмпатии в отношениях со сверстниками, развитие толерантности.

1. Школьная жизнь

Предложить детям придумать для разыгрывания в подгруппах проблемные ситуации школьного взаимодействия. Например, разделиться на три подгруппы, и каждая придумывает ситуацию для других детей. Затем дети разыгрывают в подгруппах эти ситуации и обсуждают способы решения.

Можно подсказать следующие типичные ситуации:

• в класс пришел новый ребенок другой национальности, которому трудно изъясняться на русском языке;

• небольшая компания детей объединилась и заставляет одноклассников делать за них домашнюю работу;

• в классе появился ребенок с ограниченными возможностями, которому очень трудно учиться и у него все плохо получается;

• мальчик, пробегая мимо, нечаянно задел одноклассника, а тот его ударил в ответ, полагая, что заслуженно дал сдачи;

• девочка принесла коробочку пирожных и собирается съесть их одна;

• друг рассказывал на перемене, как прекрасно провел прошлый день, совсем не заморачивался на уроках, а затем просит дать списать домашнюю работу, чтобы избежать двойки.

Одновременно с разыгрыванием ситуаций другие дети могут давать «обратную связь»: подбадривать участников, аплодировать интересным, ярким решениям или поднимать карточки одного из двух цветов – желтого или коричневого. Желтый цвет – поддержка решения, коричневый цвет – отвержение решения. Обязательно необходимы вопросы и комментарии, связанные с чувствами, переживаниями участников разыгрываемых ситуаций.

После каждой ситуации организуется короткое обсуждение переживаний участников, какие возникали трудности, какими они сопровождались эмоциями.

2. Тух-тиби-дух

Ведущий: – Я сообщу вам сейчас особое слово, обладающее волшебной силой. Это магическое заклинание, которое действует против обид, разочарований и плохого настроения. Чтобы оно подействовало всерьез, нельзя разговаривать друг с другом, нельзя сидеть и нельзя стоять на одном месте. Зато можно все время ходить по комнате, и, если вам захочется что-нибудь друг другу сказать, остановитесь напротив другого человека, пристально посмотрите ему в глаза и трижды сердито-пресердито произнесите волшебное слово: «Тух-тиби-дух». И сразу продолжайте двигаться по классу. Чтобы заклинание сработало, необходимо говорить его строго глядя в глаза человека, стоящего перед вами. Время от времени останавливайтесь друг перед другом и очень сердито говорите это волшебное слово. Еще лучше, если вы при этом будете строго надувать щеки, показывая, какие вы серьезные и важные люди.

Смысл игры в комичном парадоксе, который разрушает надуманную, утрированную серьезность. Упражнение позволяет посмеяться, расслабиться, почувствовать сплоченность в группе.

3. Игра: «Удиви – рассмеши – рассерди»

Дети делятся на две команды. Каждая команда по очереди тянет карточку с изображением эмоции (можно использовать диагностическую методику «Азбука настроений» или любое другое графическое предъявление базовых эмоций). В упражнении представляются основные эмоции: радость, гнев, страх, удивление, обида, жалость, высокомерие. Задача команды вызвать выбранную эмоцию у одного из членов другой команды (по очереди все дети принимают роль объекта (цели) эмоционального воздействия).

По ходу игры необходимо всей группе поддерживать участников, как тех, кто стремится вызвать эмоцию, так и тех, кто ее в конце концов изображает. Убедительное представление эмоции после некоторого времени выдержки поощряется.

   

Занятие 8. Дружба и взаимопомощь

1. Чтение и обсуждение притч о дружбе

Ведущий: – В жизни существуют неписаные правила дружбы. Давайте попробуем назвать их, послушав притчи о дружбе. Притчи – это короткие истории, в которых, как в сказках, есть намек на важный жизненный урок.

Притча «Бог Дружбы»

Жил-был на свете человек, и сопровождали его в жизни три бога: бог Счастья, бог Богатства и бог Дружбы. Когда этот человек достиг в жизни больших успехов, боги посетили его и сказали:

– Человек, ты достиг желаемого и двое из нас покидают тебя, но ты можешь оставить одного из нас с собой, выбирай.

Человек задумался и ответил:

– Пусть со мной останется бог Дружбы, – сказал человек и лег спать.

Наутро он открыл глаза и увидел рядом со своей постелью всех трех богов.

Человек удивленно спросил:

– Почему вы все остались.

– Потому, что ты оставил рядом с собой бога Дружбы, а он и наш друг. Дороже дружбы нет ничего на свете, поэтому мы и остались, – ответили ему боги.

Притча «Завидная дружба»

В Сиракузах жили два друга: Дамон и Финтий. Дамон хотел убить властителя Дионисия, но был схвачен и осужден на казнь.

– Позволь мне отлучиться до вечера и устроить свои домашние дела, – сказал Дамон властителю Дионисию, – заложником за меня останется Финтий.

Дионисий рассмеялся над такой наивной уловкой и согласился. Подошел вечер, Финтия уже вели на казнь. И тут, пробравшись сквозь толпу, подоспел Дамон.

– Я здесь, прости, что замешкался.

Властитель Дионисий воскликнул:

– Ты прощен! А меня примите третьим в вашу дружбу!

Притча «Обиды и радости»

Как-то два друга много дней шли в пустыне. Однажды они поспорили, и один сгоряча дал пощечину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча написал он на песке: «Сегодня мой лучший друг дал мне пощечину». Друзья продолжали идти и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул, друг спас его. Когда он пришел в себя спасенный, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».

Первый спросил его:

– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?

И друг ответил:

– Когда кто-либо обижает нас, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это, потому что это не так важно. Но когда кто-либо делает добро, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть этого.

Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне. Оставь немного времени для жизни! Пусть тебе будет легко и светло.

Необходимо организовывать после прочтения каждой притчи небольшое обсуждение, результатом которого становятся правила дружбы.

Игра: «Звери на болоте»

Играют всем классом. Дети – «звери», которые попали в болото. Все пространство класса – болото. В дальнем углу класса несколько столов – «островок жизни». У каждого ребенка есть по три «дощечки». Выбраться можно только парами по «дощечкам». В одиночку и без дощечек перебраться через болото нельзя. Пары выбирают друг друга и по очереди переправляются, а все остальные подбадривают их, сопереживают.

Далее, по мере прохождения испытания новыми парами, ведущий моделирует различные проблемные ситуации и достижение «островка жизни» становится все более сложным:

• у одного из зверей сломались и утонули две дощечки. Чтобы он не утонул, ему может помочь партнер;

• у одного из зверей от болотных газов закружилась голова, и он потерял сознание, вот-вот его засосет болото;

• у одного из зверей онемела рука/нога (жестко фиксируется, чтобы затруднить ее использование) и он нуждается в помощи; и т. д.

Каждый из детей должен побывать в роли потерпевшего и спасающего. Обсуждаются готовность прийти на помощь и предложенные варианты спасения.

3. Игра: «Как делить?»

Для проведения игры необходимо печенье (или любое другое небольшое лакомство) по количеству детей, салфетки.

Ведущий: – Сядьте парами друг напротив друга (желательно задать внешний способ регуляции деления на пары, например каждый третий в кругу объединяется со следующим третьим, чтобы пары не представляли собой устойчивые дружеские единицы). У меня есть для вас угощение, но прежде чем съесть его, надо решить одну проблему. Я положу между вами угощение для каждой пары, а вы должны решить, как его съесть (первоначально кладется на салфетку по одному печенью для двоих). Только есть такое правило – делить печенье на кусочки нельзя.

Во время обсуждения проблемы ведущий фиксирует различные варианты решения вопроса, возникающие конфликты и, если есть необходимость, приходит на помощь – подсказывает способы договориться, уступить или уговорить партнера.

После того как все печенье поделили, ведущий организовывает общее обсуждение, какие решения были найдены, что чувствовали участники группы, какой получили результат. Задача ведущего вывести детей на переживание удовлетворения от морального поступка, принятие себя как субъекта морального действия, способного совершать осознанные альтруистические поступки.

Ведущий: – А теперь я дам каждой паре еще по одному печенью, решите, как вы поступите на этот раз.

Действия детей. Обсуждение.

4. Сверчок

Чтение отрывка про сверчка из сказки Карло Коллоди «Пиноккио» (см. Приложение 2). Обсуждение понятия совесть. Далее организуется рефлексивный аутотренинг.

Ведущий, обращаясь ко всем детям: – Закрой глаза и вспомни какой-то неприятный или даже очень плохой поступок, который ты когда-нибудь совершил. Тебе не надо рассказывать о нем, мы не будем тебя расспрашивать, только вспомни и прислушайся к себе. Что ты чувствуешь внутри себя, как бы ты мог описать того сверчка, который сидит в каждом из нас. Попробуй найти слова, чтобы описать это чувство – чувство стыда и совести, которое помогает справиться с трудными ситуациями и может подсказать правильное решение.

Обсуждение чувств детей.

Завершение, подведение итогов всех встреч.

В конце занятий можно организовать реальный поход, где предложить детям испытания, задания для группового взаимодействия, проверки на сплоченность, честность, справедливость, взаимопомощь, выдержку и т. д.

   

Программа психолого-педагогических занятий для младших школьников на развитие моральной компетентности «Поступай правильно!»

О. В. Гребенникова

Цель: развитие моральной компетентности у детей младшего школьного возраста в условиях образовательного учреждения.

Задачи:

1. развитие собственного морального сознания (моральный принцип, моральная норма, этическая категория, моральное убеждение, нравственная цель, моральный выбор и т. д.);

2. развитие нравственных отношений (нравственное взаимодействие, нравственный конфликт, моральный авторитет, моральная репутация и др.);

3. развитие моральной или функционально-поведенческой практики. В них находит выражение процесса реализации личностью тех или иных нравственных качеств на практике, в обыденном, повседневном поведении (моральный— аморальный поступок, моральные последствия и санкции);

4. развитие чувства общности;

5. развитие саморегуляции и самоконтроля.

Формы работы – групповая (10–12 человек).

Количество занятий – один раз в неделю.

Продолжительность занятий – 45 минут.

Структура занятия:

1. Приветствие и разминка.

2. Основная часть занятия, включающая морально-нравственные беседы, игры, упражнения на коммуникативное взаимодействие, сплоченность, развитие самосознания, саморегуляции.

3. Обратная связь.

 4. Церемония прощания.

Продолжительность всего курса – 10 занятий.

Материальное оснащение программы: предметные игрушки, цветные карандаши, фломастеры, краски, писчая бумага, картон.

Основные принципы проведения занятий:

1. Принцип системности. Все занятия представляют собой одну взаимосвязанную и взаимообусловленную систему.

2. Принцип безоценочности. Отказ от оценки, так как любая оценка способствует фиксации на себе и своих достоинствах и недостатках.

3. Принцип последовательности. Каждое последующее задание базируется на опыте и переживаниях, полученных при выполнении предыдущих, новые ресурсы внедряются в процесс обучения.

4. Принцип открытости. Быть искренним перед группой, декларировать цели и задачи тренинга, отвечать по возможности честно на поставленные вопросы, создавать условия для раскрытия потенциала каждого из участников.

5. Принцип достоверности. Упражнения адаптированы к той действительности, в которой живут и взаимодействуют участники.

   

  Занятие 1. Тема: «Познакомимся друг с другом»

Цель: установка психологического контакта между тренером и детьми, введение детей в игровую атмосферу курса тренинговых занятий, направленных на развитие моральной компетентности младших школьников в условиях образовательного учреждения.

1. Приветствие. Тренер предлагает детям взяться за руки и образовать большой круг, а затем громко сказать: «Здравствуйте! Всем хорошего настроения».

2. Основное содержание занятия:

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...