Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные положения программы создания психолого-педагогических условий формирования моральной компетентности младших школьников




Т. П. Авдулова

В процессе социализации человека немаловажную роль играет моральное развитие, моральная компетентность как регулятор поведения и фундамент нравственности, межличностных отношений и личности в целом.

В морали воплощено единство духовного и практического: она служит основой духовной культуры личности и показателем меры человеческого в человеке; вся практическая деятельность человека и его поведение определяется сложившимися в обществе моральными представлениями. Мораль – исторически первый способ социальной регуляции, обеспечивающий согласованность действий индивидов и оптимальное сочетание индивидуальных интересов с интересами социального целого (рода, племени, нации, страны). Любое общество на любом этапе своего развития нуждается в механизмах регулирования, в соблюдении определенного порядка. Зависимость индивидов друг от друга и от общества в целом устанавливается не автоматически, а вполне осознанно. Мораль как продукт социального опыта поколений и итог этической рефлексии помогает человеку в выборе линии поведения, корректирует его поступки и отношения. Поэтому моральные устои общества необходимы как для общественного, так и для индивидуального благополучия. Таким образом, объективная сущность морали состоит в том, чтобы обеспечить баланс личного и общественного блага, внести гармонию в процесс человеческого общения с помощью системы моральных принципов, норм и идеалов.

Моральные принципы – это основные, фундаментальные представления о должном поведении человека, через которые раскрывается сущность морали.

Моральные нормы – это конкретные правила поведения, определяющие, как человек должен вести себя по отношению к обществу, другим людям, самому себе. В них четко прослеживается императивно-оценочный характер морали. Моральные нормы затрагивают все аспекты человеческих взаимоотношений.

Нравственный идеал – это целостный образец нравственного поведения, к которому люди стремятся, считая его наиболее разумным, полезным, красивым. Он выполняет две функции: позволяет оценивать поведение других людей и является ориентиром для самосовершенствования. Идеал – все лучшее, что выработано моралью на данном этапе ее развития. Отсюда – исторический и социальный характер идеала.

Моральные принципы, нормы и идеалы действуют не самостоятельно, независимо друг от друга, а представляют собой систему морали, все элементы которой взаимосвязаны и взаимообусловлены. Система морали – ее принципы, нормы, идеалы – влияет на нравственность в обществе опосредованно: механизм моральной регуляции реализуется через структуру морали.

Моральные нормы, принципы, идеалы проявляются в моральной деятельности людей, представляющей собой результат взаимодействия морального сознания, моральных отношений и морального поведения.

Моральные отношения – центральный элемент структуры морали и наиболее «философский» ее элемент. Специфика моральных отношений в том, что их нельзя рассматривать как некий особый, автономно существующий вид отношений: в нравственных отношениях фиксируются свойства любой человеческой деятельности с точки зрения ее моральной оценки. Наиболее значимы в нравственном смысле такие виды отношений, как отношение человека к обществу в целом, к другим людям, к самому себе.

Принципы построения программ морального развития школьников в кратком изложении состоят в следующем:

Ориентация на человека. За каждой моральной нормой, требованием образцом должен явно присутствовать человек (взрослый или сверстник), на которого направлено моральное действие. За каждой моральной нормой стоят отношения с людьми. Всякий раз дети должны точно понимать, кому «станет плохо» и почему, если не соблюдать моральные нормы, не ориентироваться в своем поведении на мораль. И наоборот, кому «станет хорошо», если моральные нормы соблюдать. Мораль появилась и существует для людей и среди людей.

Обобщенный подход. Введение обобщенных, кратких нравственных положений, императивов в положительной форме на каждом занятии. Этот императив должен повторяться в течение занятия несколько раз как универсальное правило. Дети должны понять это правило и увидеть в совершенно доступных ситуациях, почему это правило стоит соблюдать.

Возрастная направленность. Задачи морального развития должны решаться с учетом возрастных задач развития, через ведущую деятельность и с опорой на формирующиеся возрастные новообразования. Необходимо учитывать возрастные особенности картины мира и социальных отношений ребенка, возрастные возможности и ограничения.

Культурная отнесенность. Моральное развитие осуществляется в культурном контексте через приобщение ребенка к ценностным компонентам культурного наследия, содержащим метафоричное представление моральных норм в виде сказок, поговорок, пословиц и проч.

Моральное мышление. Учить анализировать ситуации, искать альтернативные решения, стимулировать поиск решений, удовлетворяющих разным критериям. Важно показать детям возможность «взвешивать» ситуации взаимоотношений, конфликтов и стремиться понять их смысл.

Формирование эталонов, критериев моральных понятий. На занятиях вводятся полярные (дихотомичные) эталоны: добро-зло, честность – ложь, щедрость – жадность, справедливость – несправедливость, хороший поступок – плохой поступок и т. д. Четкая дифференциация, разграничение понятий позволяет видеть критерии морального и однозначно ориентироваться на них. С возрастом предполагается включение компонента относительности, промежуточных свойств и качеств, заполнение смыслового пространства между эталонными полюсами.

Осознанность и рефлексивность. Формирование морального развития достигается через рефлексивное осознание моральных норм, то есть каждое занятие включает элементы самоосознания (описание своего поведения в контексте вводимой на занятии нормы/императива) и пробы в «прикладывании» морального правила на себя, опыт реализации правила в модельных ситуациях.

Закрепление в ведущем типе деятельности. На занятиях поощряется инициативное поведение, активное взаимодействие. Проигрывание с детьми ситуаций морального взаимодействия или морального выбора. В игровой форме для детей создаются максимально благоприятные условия для присвоения моральных норм, децентрации, соблюдения правил.

Закрепление через житейские понятия. Каждое занятие в качестве элемента включает в себя примеры «народной мудрости» – пословицы, поговорки и подобные материалы, подтверждающие существование морального императива в повседневной жизни, связывающие моральное обобщение с практикой ежедневного взаимодействия людей.

Саморегуляция. Моральное содержание вводится на занятиях, в том числе и через структуру «Я», ориентируя ребенка в компонентах самооценки (какое поведение человека оценивается как хорошее, а какое как плохое и почему), самопринятия (человек, обладающий таким качеством, может гордиться собой, его все уважают, он хороший друг и т. д.). Целесообразно использовать приемы влияния на моральное развитие через самооценивание (Кто так поступает? Ты поступаешь как кто?), формирование позитивного образа-Я.

Моделирование. В ходе занятий предлагаются модельные образцы поведения в ситуациях морального выбора. Модели поведения должны быть понятны детям и соответствовать по содержанию их реальному опыту (быть взятыми «из жизни»).

Реальный выбор. Занятия должны включать в себя элементы реального морального выбора, морального действия для всех детей. Интрига занятия предполагает оказать помощь, поступить честно, поделиться с окружающими и другие подобные реальные действия.

Децентрация. Занятия включают в себя действия, создающие условия для децентрации когнитивной и эмоциональной позиции детей. Это действия, направленные на осознание позиции других людей, попытки понять их точку зрения. Работа по выделению разных интересов участников моральных ситуаций, альтернативных позиций.

Эмпатия. Занятия включают в себя целенаправленное развитие эмпатии, сопереживания, вчувствование в эмоциональное состояние героев моральных ситуаций, «примеривание» на себя их переживаний. Развитие эмоциональной сферы детей, ориентацию на социальные чувства.

Ориентация на чувство стыда. Ориентация состоит в формировании готовности действовать в случае переживания дискомфорта, осознания нарушения моральной нормы. Поддержка стремления исправить ситуацию и преодолеть внутренний дискомфорт. Формирование у детей ориентации не только на фактические показатели поведения, но и внутренние намерения, переживания.

Взаимодействие. Формирование умения находить комплексные, синергетические решения конфликтных ситуаций, ситуаций морального выбора, то есть поиск объединяющих решений, решений на удовлетворение запросов, интересов каждого, но на новом уровне. Не альтернатива: или тебе, или мне, а давай вместе, одновременно и с общей целью.

Обеспечение переноса. В ходе реализации программы морального развития детей обеспечивается перенос морального правила в текущую жизнь детей, в каждодневную практику взаимодействия. Это обеспечивается двумя основными направлениями: работой родителей и работой педагогов. На позицию родителей в отношении поддержки процесса присвоения моральных норм детьми осуществляется комплексное влияние через тематические круглые столы и информационные стенды. Педагоги создают в течение нескольких дней после каждого занятия условия для присвоения детьми моральных норм через повторение морального императива, апелляцию к моральному правилу в ситуациях реального взаимодействия детей, создают модельные ситуации морального выбора и поощряют опыт использования детьми морального правила.

   

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...