Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пособия Т.А. Ткаченко включены в федеральный перечень учебно-методических изданий, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.




Пособия Т. А. Ткаченко включены в федеральный перечень учебно-методических изданий, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.

1 Организационная база для проведения логопедических занятий - см. «Календарный план логопедических занятий по коррекции общего недоразвития речи у детей. 2-е полугодие. Старшая группа».


МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА ДЛЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

1. Общее недоразвитие речи - сложный, системный, трудно устранимый речевой дефект, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллек­том оказываются несформированными все компоненты языковой системы, относящи­еся как к звуковой, так и к смысловой ее сторонам: фонетика, фонематическое воспри­ятие, лексика, грамматика и, как следствие, связная речь.

2. Цели, задачи и содержание логопедических занятий определяются:

· характером и структурой речевого нарушения;

· сохранными и компенсаторными возможностями ребенка;

· программными требованиями общеобразовательной школы.

3. Целями логопедической работы в группах для детей с общим недоразвитием ре­чи являются:

· коррекция речевого нарушения (недостатки звукопроизношения и фонаци­онного оформления речи, фонематического восприятия, слоговой структуры слов, лексики, грамматики, связной речи);

· коррекция неречевых процессов, сопутствующих дефектам речи (внимания, памяти, восприятия, воображения, мышления, артикуляционной моторики, пальцевой моторики);

· подготовка детей к обучению в общеобразовательной школе (психологиче­ская и личностная готовность, запас знаний и сведений, звуко-слоговой ана­лиз и синтез, навыки чтения и письма, тренинг в публичных ответах и выс­туплениях).

Таким образом, на логопедических занятиях в тесном единстве осуществляются коррекционно-развивающие, общеобразовательные и воспитательные цели.

Всесторонняя, системная, комплексная коррекция общего недоразвития речи в дошкольном возрасте приобретает особую значимость, так как сохранившиеся к на­чалу школьного обучения дефекты звукопроизношения, аграмматизмы, искажения слоговой структуры слов и недостатки связной речи непременно ведут к трудностям в усвоении школьной программы, нарушениям письма и чтения, отрицательно влияют на эмоциональное состояние ребенка, его самооценку, общение со сверстниками, на формирование личностных черт.

4. Виды и количество логопедических занятий. С учетом коррекционных целей и количества воспитанников, логопедические занятия в старшей группе для детей с об­щим недоразвитием речи подразделяются на два вида: индивидуально-групповые и фронтально-групповые.

Фронтально-групповые занятия (с учетом структуры дефекта) подразделяются на три типа:

  • занятия по формированию фонетических средств языка (ФС). Их количест­во - 68 занятий за учебный год, систематичность - 2 занятия в неделю;
  • занятия по формированию лексико-грамматических средств языка (Л—Г) и развитию связной речи (СР). Их количество - 68 занятий за учебный год; из них - 50 занятий по формированию лексико-грамматических средств языка (Л—Г) и 18 занятий по формированию и развитию связной речи (СР). Систе­матичность - 2 занятия в неделю (чередуются Л—Г / СР).

Индивидуально-групповые занятия по своей структуре являются комплексными, комбинированными. Проводятся ежедневно по окончании фронтально -групповой ра­боты. Их количество - 7—8 занятий.

5. Задачи, содержание и принципы планирования логопедических занятий раз­личных видов (типов):

А. Фронтально-групповые занятия по формированию лексико-грамматических средств языка

Коррекционно-развивающие задачи обучения: развитие «чувства языка», умения вслушиваться в обращенную речь и понимать ее; расширение, уточнение и активиза­ция словаря (особенно слов-действий, слов-признаков, антонимов, обобщающих наи­менований); усвоение на практической основе навыков словообразования, а также правильного построения различных типов словосочетаний и предложений путем сло­воизменения, употребления предлогов и союзов, соблюдения порядка слов.

Авторский подход к планированию занятий по формированию лексико-граммати­ческих средств языка предполагает, что в качестве темы выдвигается не лексическое обобщение (овощи, посуда, одежда и пр. ), а лексико-грамматическая категория (пред­лог, падежная форма, фраза определенной конструкции, словообразовательная модель и пр. ).

Словарь для таких занятий подбирается не по тематическому, а по лексико-грамматическому признаку. Например, при изучении на занятии предлога В, дети, ориен­тируясь на средства наглядности, составляют предложения не только об игрушках (единственное обобщенное наименование), но и об овощах, грибах, посуде, одежде и иных знакомых предметах, которые могут находиться внутри других предметов и объектов (пространственное значение предлога В).

То есть для усвоения норм правильного употребления детьми предлога В привлека­ется значительная лексическая база, а не одно-два обобщения. Образно говоря, сло­варь на таких занятиях является не целью, а средством, «строительным материалом», благодаря которому формируется стойкий динамический стереотип грамматических закономерностей родного языка. Характерно, что в фонетическом отношении матери­ал занятий подбирается свободно, то есть допускается употребление детьми нескор­ректированных звуков.

Основная работа по накоплению и уточнению нормативного словарного запа­са возлагается не на логопеда, а на воспитателей группы и родителей дошкольни­ков.

Предлагаемый автором порядок изучения лексико-грамматических категорий оп­ределяется сроками появления каждой из них в процессе неосложненного онтогенеза, физиологическими и психологическими особенностями формирования речи при общем ее недоразвитии, а также данными многолетней практической деятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...