Пособия Т.А. Ткаченко включены в федеральный перечень учебно-методических изданий, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.
Пособия Т. А. Ткаченко включены в федеральный перечень учебно-методических изданий, рекомендованных Министерством образования и науки РФ. 1 Организационная база для проведения логопедических занятий - см. «Календарный план логопедических занятий по коррекции общего недоразвития речи у детей. 2-е полугодие. Старшая группа». МЕТОДИЧЕСКАЯ БАЗА ДЛЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 1. Общее недоразвитие речи - сложный, системный, трудно устранимый речевой дефект, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы, относящиеся как к звуковой, так и к смысловой ее сторонам: фонетика, фонематическое восприятие, лексика, грамматика и, как следствие, связная речь. 2. Цели, задачи и содержание логопедических занятий определяются: · характером и структурой речевого нарушения; · сохранными и компенсаторными возможностями ребенка; · программными требованиями общеобразовательной школы. 3. Целями логопедической работы в группах для детей с общим недоразвитием речи являются: · коррекция речевого нарушения (недостатки звукопроизношения и фонационного оформления речи, фонематического восприятия, слоговой структуры слов, лексики, грамматики, связной речи); · коррекция неречевых процессов, сопутствующих дефектам речи (внимания, памяти, восприятия, воображения, мышления, артикуляционной моторики, пальцевой моторики); · подготовка детей к обучению в общеобразовательной школе (психологическая и личностная готовность, запас знаний и сведений, звуко-слоговой анализ и синтез, навыки чтения и письма, тренинг в публичных ответах и выступлениях).
Таким образом, на логопедических занятиях в тесном единстве осуществляются коррекционно-развивающие, общеобразовательные и воспитательные цели. Всесторонняя, системная, комплексная коррекция общего недоразвития речи в дошкольном возрасте приобретает особую значимость, так как сохранившиеся к началу школьного обучения дефекты звукопроизношения, аграмматизмы, искажения слоговой структуры слов и недостатки связной речи непременно ведут к трудностям в усвоении школьной программы, нарушениям письма и чтения, отрицательно влияют на эмоциональное состояние ребенка, его самооценку, общение со сверстниками, на формирование личностных черт. 4. Виды и количество логопедических занятий. С учетом коррекционных целей и количества воспитанников, логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи подразделяются на два вида: индивидуально-групповые и фронтально-групповые. Фронтально-групповые занятия (с учетом структуры дефекта) подразделяются на три типа:
Индивидуально-групповые занятия по своей структуре являются комплексными, комбинированными. Проводятся ежедневно по окончании фронтально -групповой работы. Их количество - 7—8 занятий. 5. Задачи, содержание и принципы планирования логопедических занятий различных видов (типов): А. Фронтально-групповые занятия по формированию лексико-грамматических средств языка
Коррекционно-развивающие задачи обучения: развитие «чувства языка», умения вслушиваться в обращенную речь и понимать ее; расширение, уточнение и активизация словаря (особенно слов-действий, слов-признаков, антонимов, обобщающих наименований); усвоение на практической основе навыков словообразования, а также правильного построения различных типов словосочетаний и предложений путем словоизменения, употребления предлогов и союзов, соблюдения порядка слов. Авторский подход к планированию занятий по формированию лексико-грамматических средств языка предполагает, что в качестве темы выдвигается не лексическое обобщение (овощи, посуда, одежда и пр. ), а лексико-грамматическая категория (предлог, падежная форма, фраза определенной конструкции, словообразовательная модель и пр. ). Словарь для таких занятий подбирается не по тематическому, а по лексико-грамматическому признаку. Например, при изучении на занятии предлога В, дети, ориентируясь на средства наглядности, составляют предложения не только об игрушках (единственное обобщенное наименование), но и об овощах, грибах, посуде, одежде и иных знакомых предметах, которые могут находиться внутри других предметов и объектов (пространственное значение предлога В). То есть для усвоения норм правильного употребления детьми предлога В привлекается значительная лексическая база, а не одно-два обобщения. Образно говоря, словарь на таких занятиях является не целью, а средством, «строительным материалом», благодаря которому формируется стойкий динамический стереотип грамматических закономерностей родного языка. Характерно, что в фонетическом отношении материал занятий подбирается свободно, то есть допускается употребление детьми нескорректированных звуков. Основная работа по накоплению и уточнению нормативного словарного запаса возлагается не на логопеда, а на воспитателей группы и родителей дошкольников. Предлагаемый автором порядок изучения лексико-грамматических категорий определяется сроками появления каждой из них в процессе неосложненного онтогенеза, физиологическими и психологическими особенностями формирования речи при общем ее недоразвитии, а также данными многолетней практической деятельности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|