Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В. Фронтально-групповые занятия по формированию и развитию связной речи




В. Фронтально-групповые занятия по формированию и развитию связной речи

Коррекционно-развивающие задачи обучения: воспитание интереса к публичному рассказыванию; формирование навыка составления репродуктивных (заучивание, пе­ресказ) и самостоятельных рассказов повествовательного, описательного и объясни­тельного характера с использованием различной наглядности (игрушки, натуральные объекты, предметы быта, серии сюжетных картин, отдельные сюжетные и предмет­ные картины, фотографии, иллюстрации, рисунки).

Э Методическая справка

Обучение связной речи строится в двух основных направлениях:

1) работа над смысловой организацией рассказа (анализ содержания, времени действия, свойств объектов и предметов, целей действий каждого персонажа, причин­но-следственных связей между объектами и явлениями и пр. );

2) работа над языковой организацией рассказа (отбор точных слов для обозначе­ния объектов, действий, признаков, образных выражений, грамотных, четких предло­жений, связей между предложениями, интонирование, акцентирование наиболее зна­чимых слов и пр. ).

Э Методическая справка

Критерии оценки связных высказываний детей на фронтально-групповых заня­тиях. По мере усвоения фонетических и лексико-грамматических средств языка, лого­пед на каждом занятии стремится к повышению качества составляемых детьми рас­сказов, отмечая и поощряя их полноту, связность, последовательность, логичность, выразительность, лексическую точностью, непрерывность (отсутствие продолжитель­ных пауз), грамматическую и фонетическую правильность (в рамках индивидуальных возможностей ребенка).

Авторский подход к формированию и развитию связной речи у детей данной кате­гории основан на использовании известных вспомогательных средств - наглядности и плана высказывания. Однако система обучения несколько отличается от традицион­ной. Вначале предлагается использовать те упражнения, где максимально наличест­вуют оба вспомогательных средства, а затем - упражнения с постепенно возрастающей сложностью, которая достигается путем сокращения наглядности и «свертывания»


плана высказывания.

В календарном плане последовательно отражены 8 авторских этапов обучения де­тей с общим недоразвитием речи связным монологическим высказываниям:

    • воспроизведение рассказа, составленного по демонстрируемым действиям;
    • составление рассказа по следам продемонстрированных действий;
    • пересказ текста с использованием магнитной доски*;
    • пересказ текста с использованием серии сюжетных картин;
    • составление рассказа по серии сюжетных картин;
    • пересказ текста с использованием одной сюжетной картины;
    • составление рассказа по одной сюжетной картине;
    • составление описательных и сравнительных рассказов с использованием вспомогательных средств.

  Подробнее об оригинальных, эффективных приемах обучения, в том числе о специ­альных вспомогательных средствах, см. в пособиях Ткаченко Т. А. «Формирование и развитие связной речи», «Логические упражнения для развития речи», «Схемы для составления описательных и сравнительных рассказов», «Обучение детей творческому рассказыванию по картинам», «Занимательные истории», «Картины с проблемным сю­жетом для развития мышления и речи у дошкольников» (издательства: «Книголюб», «Детство-Пресс», «Гном и Д», «Владос», 1998-2005 гг. ).

 Индивидуально-групповые занятия

Методическая справка

Проявления ОНР у детей имеют различную форму, степень выраженности и дина­мику преодоления, поэтому при составлении индивидуальных коррекционно-развивающих маршрутов занятий учитываются: характер дефекта речи (синдром моторной алалии, стертая форма дизартрии, ринолалия и пр. ); различные структурные проявле­ния одного и того же дефекта речи; состояние других высших психических функций (внимания, памяти, мышления и пр. ); наличие определенных качеств личности, сре­ди которых следует особо отметить интерес и мотивацию к учебной деятельности, кон­тактность, активность, инициативность, быстроту реакции, уровень работоспособнос­ти, критичность.

Задачами индивидуально-групповых занятий в старшей группе являются поэтап­ная коррекция устной речи (фонетико-фонематических и лексико-грамматических нарушений, недостатков связных монологических высказываний), а также подготов­ка к обучению письменной речи (звуко-слоговой анализ и синтез, развитие графиче­ских навыков и пальцевой моторики) при максимальном учете всех психофизических и личностных особенностей ребенка.

Методическая справка

Приоритетной задачей индивидуальной работы является коррекция фонетико-фо­нематических нарушений, так как только в процессе персонального общения с ребен­ком возможна полноценная ее реализация, которая включает:

  • подготовку (создание) психологической, фонематической и артикуляторной готовности к вызыванию звуков речи;
  • вызывание чистых, устойчивых звуков речи;

автоматизацию звуков в отраженной, заученной и самостоятельной формах речи;

 

* В этом виде рассказывания непосредственные действия с предметами и объектами замещаются символическими действиями с предметными картинками на магнитной доске.


 

· нормализацию мелодико-интонационной составляющей речи и слоговой структуры слов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...