В. Фронтально-групповые занятия по формированию и развитию связной речи
В. Фронтально-групповые занятия по формированию и развитию связной речи Коррекционно-развивающие задачи обучения: воспитание интереса к публичному рассказыванию; формирование навыка составления репродуктивных (заучивание, пересказ) и самостоятельных рассказов повествовательного, описательного и объяснительного характера с использованием различной наглядности (игрушки, натуральные объекты, предметы быта, серии сюжетных картин, отдельные сюжетные и предметные картины, фотографии, иллюстрации, рисунки). Э Методическая справка Обучение связной речи строится в двух основных направлениях: 1) работа над смысловой организацией рассказа (анализ содержания, времени действия, свойств объектов и предметов, целей действий каждого персонажа, причинно-следственных связей между объектами и явлениями и пр. ); 2) работа над языковой организацией рассказа (отбор точных слов для обозначения объектов, действий, признаков, образных выражений, грамотных, четких предложений, связей между предложениями, интонирование, акцентирование наиболее значимых слов и пр. ). Э Методическая справка Критерии оценки связных высказываний детей на фронтально-групповых занятиях. По мере усвоения фонетических и лексико-грамматических средств языка, логопед на каждом занятии стремится к повышению качества составляемых детьми рассказов, отмечая и поощряя их полноту, связность, последовательность, логичность, выразительность, лексическую точностью, непрерывность (отсутствие продолжительных пауз), грамматическую и фонетическую правильность (в рамках индивидуальных возможностей ребенка). Авторский подход к формированию и развитию связной речи у детей данной категории основан на использовании известных вспомогательных средств - наглядности и плана высказывания. Однако система обучения несколько отличается от традиционной. Вначале предлагается использовать те упражнения, где максимально наличествуют оба вспомогательных средства, а затем - упражнения с постепенно возрастающей сложностью, которая достигается путем сокращения наглядности и «свертывания»
плана высказывания. В календарном плане последовательно отражены 8 авторских этапов обучения детей с общим недоразвитием речи связным монологическим высказываниям:
Подробнее об оригинальных, эффективных приемах обучения, в том числе о специальных вспомогательных средствах, см. в пособиях Ткаченко Т. А. «Формирование и развитие связной речи», «Логические упражнения для развития речи», «Схемы для составления описательных и сравнительных рассказов», «Обучение детей творческому рассказыванию по картинам», «Занимательные истории», «Картины с проблемным сюжетом для развития мышления и речи у дошкольников» (издательства: «Книголюб», «Детство-Пресс», «Гном и Д», «Владос», 1998-2005 гг. ). Индивидуально-групповые занятия Методическая справка Проявления ОНР у детей имеют различную форму, степень выраженности и динамику преодоления, поэтому при составлении индивидуальных коррекционно-развивающих маршрутов занятий учитываются: характер дефекта речи (синдром моторной алалии, стертая форма дизартрии, ринолалия и пр. ); различные структурные проявления одного и того же дефекта речи; состояние других высших психических функций (внимания, памяти, мышления и пр. ); наличие определенных качеств личности, среди которых следует особо отметить интерес и мотивацию к учебной деятельности, контактность, активность, инициативность, быстроту реакции, уровень работоспособности, критичность.
Задачами индивидуально-групповых занятий в старшей группе являются поэтапная коррекция устной речи (фонетико-фонематических и лексико-грамматических нарушений, недостатков связных монологических высказываний), а также подготовка к обучению письменной речи (звуко-слоговой анализ и синтез, развитие графических навыков и пальцевой моторики) при максимальном учете всех психофизических и личностных особенностей ребенка. Методическая справка Приоритетной задачей индивидуальной работы является коррекция фонетико-фонематических нарушений, так как только в процессе персонального общения с ребенком возможна полноценная ее реализация, которая включает:
автоматизацию звуков в отраженной, заученной и самостоятельной формах речи;
* В этом виде рассказывания непосредственные действия с предметами и объектами замещаются символическими действиями с предметными картинками на магнитной доске.
· нормализацию мелодико-интонационной составляющей речи и слоговой структуры слов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|