Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методическая справка 1 страница




Методическая справка

Индивидуальные логопедические занятия (проводятся в отдельном кабинете) пред­полагают коррекционно-развивающую работу как с одним ребенком (индивидуальная форма), так и с двумя-тремя детьми (индивидуально-групповая форма), объединенны­ми для достижения общей коррекционной цели (артикуляционная гимнастика, вызы­вание звука Р, дифференциация звуков С-Ш и т. п. ).

Участие в занятии нескольких детей повышает их заинтересованность и актив­ность, а следовательно, и результативность обучения, за счет состязательности друг с другом.

По возможности, логопеду следует чаще объединять воспитанников в малые груп­пы, состав которых должен быть подвижным и определяться коррекционно-развивающими задачами обучения (автоматизация свистящих звуков, письмо под диктовку, составление рассказа с элементами творчества, развитие словесно-логического мыш­ления и пр. ).

Отметим, что на индивидуальных занятиях один и тот же ребенок в течение недели может заниматься в 3—4-х различных по составу малых группах.

Э Методическая справка

Взаимосвязь между индивидуально-групповыми и фронтально-групповыми заня­тиями различных типов:

при коррекции фонетико-фонематических средств языка логопед на индивидуаль­ных занятиях готовит каждого ребенка к полноценному усвоению содержания груп­повых занятий. То есть в тему общего занятия по формированию фонетических средств языка определенный звук речи включается только тогда, когда он скорректи­рован у подавляющего большинства воспитанников в процессе индивидуальной рабо­ты. Такой подход позволяет всем детям активно участвовать в общих занятиях;

при коррекции лексико-грамматических средств языка и развитии связной речи

логопед на индивидуальных занятиях не знакомит детей с темой группового занятия. Такой подход позволяет всем детям с большей заинтересованностью воспринимать ма­териал общего занятия. С детьми, не усвоившими материал фронтально-группового занятия, он дорабатывается на последующих индивидуальных занятиях.

Весь необходимый для занятий методический и наглядный материал (демонстрационный и раздаточный) выпускается в издательстве «Книголюб».

 

 


КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Число: первые две недели учебного года с_______________ по ________________.

ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВЫЕ И ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ, БЕСЕДЫ С ИХ РОДИТЕЛЯМИ

Программные задачи:

1. Сбор анамнестических данных о перинатальном, натальном и постнатальном пе­риодах (о раннем физическом, эмоциональном, речевом развитии, условиях обучения и воспитания, перенесенных заболеваниях, социокультурном окружении).

2. Комплексное обследование каждого ребенка, включающее диагностику:

· уровня сформированности всех компонентов речевой системы (фонетика, фоне­матическое восприятие, слоговая структура, лексика, грамматика, связная речь);

· состояния познавательных процессов (внимание, память, восприятие, мышле­ние, воображение);

· состояния общей и мелкой моторики (в том числе артикуляционной и пальцевой);

· личностных особенностей (интерес и мотивация к учебной деятельности, контактность, реакция на замечания, активность, быстрота реакции, усидчивость, работоспособность, критичность и пр. ).

3. Оформление речевых карт с указанием логопедического заключения, составление перспективных планов работы на каждого ребенка.

СВОДНАЯ РЕЧЕВАЯ ТАБЛИЦА

№ п/п И. Ф. детей Кол-во нарушен­ных звуков Фонемати­ческое вос­приятие Слоговая структура Лексика Граммати­ческий строй Связная речь
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             

Условные обозначения: (К) высокий уровень сформированности («сильная» подгруппа);

0 средний уровень сформированности («средняя» подгруппа);

(у) низкий уровень сформированности («слабая» подгруппа).


Число

месяц

_____________________________________________

 

ФРОНТАЛЬНО-ГРУППОВОЕ ЗАНЯТИЕ

Тип - ФС

(формирование

фонетических средств языка)

 

 

Тема: Развитие слухового внимания и фонематического восприятия

Программные задачи:

  • познакомить с правилами поведения на групповом занятии;
  • развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие на материале неречевых звуков и близких по звуковому составу слов.

Оборудование:

  • ширма для определения источника звука и его направления;
  • звучащие игрушки и предметы (бубен, барабан, колокольчик, губная гармошка и пр. );
  • картинки, названия которых звучат похоже и содержат только легко
  • произносимые звуки речи (будка - дудка, конфетка - отметка, па-
  • кет - букет и пр. ).

Ход занятия

1. Организационный этап

Садится тот из детей, кто хлопками воспроизведет заданный логопедом ритм звучания «волшебного бубна».

2. Этап обучения с использованием фронтального наглядного материала

Детям объясняются правила поведения на занятии (не мешать соседям, поднимать руку и пр. ).

 Игра «Что звучит? »

Детям предлагается при зрительном контроле послушать звучание четырех предметов (бубен, барабан, колокольчик, губная гармошка). Затем

предметы убираются за ширму, и дети отгадывают - что звучит.

Уточняется, что дети слушали разные ЗВУКИ.

 Игра «У кого колокольчик? »

Дети образуют круг. Водящий становится в центр круга и закрывает глаза. Дети передают колокольчик друг другу. По беззвучному сигналу логопеда

ребенок, получивший колокольчик, звонит и прячет колокольчик за спину. Водящий определяет направление звучания и угадывает того, кто звонил.

3. Динамическая пауза

Детям предлагается хлопать в ладоши над головой, если будет названо

живое и маленькое. Уточняется, что дети будут слушать СЛОВА. Логопед произносит: булавка, комната, жук, шкаф, таракан и пр.

4. Этап закрепления полученных знаний на индивидуальном наглядном

материале

У каждого ребенка - картинка, в названии которой содержатся толь-

ко легко произносимые звуки (веник, венок, гамак, мак, каток, моток

и пр. ). Дети слушают правильные и неправильные названия картинок

(дамат, бенок, таток, тмак и пр. ). Называние СЛОВ происходит от

имени Незнайки. Если картинка названа неправильно, ребенок, у которого она находится, громко и четко произносит правильное название.

  И. Ф. детей, недостаточно усвоивших материал занятия  (для дополнительной индивидуальной работы) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

5. Итог, оценка деятельности детей

Логопед напоминает, что на занятии дети слушали разные ЗВУКИ и СЛОВА.

Дается объяснение: ВСЕ, ЧТО МЫ СЛЫШИМ, НАЗЫВАЕТСЯ ЗВУКАМИ. РАЗНЫЕ ЗВУКИ СОЕДИНЯЮТСЯ В СЛОВА. Поощряются дети, которые старались, поднимали руку, внимательно слушали логопеда и друг друга.

 

ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ

№ п/п Время И. Ф. детей

Программное содержание

9. 30-10. 00  

 

10. 00-10. 30  

 

10. 30-11. 00  

 

11. 30-12. 00  

 

12. 00-12. 30  

 

12. 00- 12. 30  

 

12. 30-13. 00  

 

         

Число месяц

_____________________

 

 

ФРОНТАЛЬНО-ГРУППОВОЕ ЗАНЯТИЕ

Тема: Артикуляционная гимнастика

 

Тип- ФС    

Программные задачи:

· познакомить с названиями и содержанием основных статических и дина­мических упражнений, способствующих созданию артикуляторной готов­ности к вызыванию звуков речи.

Оборудование:

· индивидуальные зеркала;

· картинки с изображением рисунков-символов, соответствующих названиям артикуляционных упражнений («чашечка», «лопаточка», «качели» и пр., ); фотографии или рисунки артикуляционных поз.

Ход занятия

1. Организационный этап______________________________________________________

2. Этап обучения с использованием фронтального наглядного материала

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Динамическая пауза_________________________________________________________

4. Этап закрепления полученных знаний на индивидуальном наглядном материале

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Итог, оценка деятельности детей____________________________________________

И. Ф. детей, недостаточно усвоивших материал занятия  (для дополнительной индивидуальной работы) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ

№ п/п

Время

И. Ф. детей

Программное содержание

9. 30-10. 00

 

 

10. 00-10. 30

 

 

10. 30-11. 00

 

 

11. 00-11. 30

 

 

11. 30-12. 00

 

 

12. 00-12. 30

 

 

12. 30- 13. 00

 

 

           

Число месяц

_____________________

ФРОНТАЛЬНО-ГРУППОВОЕ ЗАНЯТИЕ

Тип-Л-Г

(формирование лексико-грамматических средств

языка)

 

 

Тема: Развитие познавательных процессов

 

Программные задачи:

  • развивать познавательные процессы (зрительное и слуховое внимание, па-
  • мять, словесно-логическое мышление, восприятие цвета, величины, формы предметов), используя вербализованные игры и упражнения;
  • формировать навык «полного ответа» (не словом, а предложением) на вопрос логопеда.

Оборудование:

  • игрушки, имеющиеся в группе;
  • парные сюжетные картинки для нахождения отличии;
  • предметные картинки с изображением знакомых объектов;
  • различные по цвету и величине геометрические фигуры.

Ход занятия

1. Организационный этап______________________________________________________

2. Этап обучения с использованием фронтального наглядного материала

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Динамическая пауза_________________________________________________________

4. Этап закрепления полученных знаний на индивидуальном наглядном материале

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Итог, оценка деятельности детей____________________________________________

И. Ф. детей, недостаточно усвоивших материал занятия  (для дополнительной индивидуальной работы) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ

№ п/п

Время

И. Ф. детей

Программное содержание

9. 30-10. 00

 

 

10. 00-10. 30

 

 

10. 30-11. 00

 

 

11. 00-11. 30

 

 

11. 30-12. 00

 

 

12. 00-12. 30

 

 

12. 30- 13. 00

 

 

           

Число месяц

______________

ФРОНТАЛЬНО-ГРУППОВОЕ ЗАНЯТИЕ

Тип

 

Л-Г

 

Тема: Развитие познавательных процессов

(2-е занятие по теме)

Программные задачи:

· развивать познавательные процессы: зрительное и слуховое внимание, па­мять, словесно-логическое мышление, восприятие пространственных отно­шений (справа, слева, дальше, ближе, впереди, сзади), используя вербали­зованные игры и упражнения.

  Оборудование:

· предметы и объекты, находящиеся в группе; сюжетные и предметные картинки.

Ход занятия

1. Организационный этап______________________________________________________

2. Этап обучения с использованием фронтального наглядного материала

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Динамическая пауза_________________________________________________________

4. Этап закрепления полученных знаний на индивидуальном наглядном материале

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Итог, оценка деятельности детей____________________________________________

И. Ф. детей, недостаточно усвоивших материал занятия  (для дополнительной индивидуальной работы) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ

№ п/п

Время

И. Ф. детей

Программное содержание

 

9. 30-10. 00

 

 

10. 00-10. 30

 

 

10. 30-11. 00

 

 

11. 00-11. 30

 

 

11. 30-12. 00

 

 

12. 00-12. 30

 

 

12. 30- 13. 00

 

 

           

Число месяц

_____________________

ФРОНТАЛЬНО-ГРУППОВОЕ ЗАНЯТИЕ

Тип

ФС

 

Тема: Развитие фонематического восприятия

Программные задачи:

· развивать фонематическое восприятие на материале близких по звуковому составу слов

 Оборудование:

· картинки, названия которых звучат похоже и содержат только легко про­износимые звуки речи (ком - дом - том, банан - диван - фонтан, утка -дудка - будка, венок - моток ~ каток и пр., ).

Ход занятия

1. Организационный этап______________________________________________________

2. Этап обучения с использованием фронтального наглядного материала

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Динамическая пауза_________________________________________________________

4. Этап закрепления полученных знаний на индивидуальном наглядном материале

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Итог, оценка деятельности детей____________________________________________

И. Ф. детей, недостаточно усвоивших материал занятия  (для дополнительной индивидуальной работы) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________    

ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ

№ п/п

Время

И. Ф. детей

Программное содержание

9. 30-10. 00

 

 

10. 00-10. 30

 

 

10. 30-11. 00

 

 

11. 00-11. 30

 

 

11. 30-12. 00

 

 

12. 00-12. 30

 

 

12. 30- 13. 00

 

 

           

 

Число месяц

__________________________________________

 

ФРОНТАЛЬНО-ГРУППОВОЕ ЗАНЯТИЕ

Тип-

ФС

 

 

Тема: Звук А

 

Программные задачи:

· уточнять понятие «звук»;

· познакомить с гласным звуком А, особенностями его артикуляции, зрительным символом, аналогами звучания (так показывают горло врачу,

· так плачет девочка, так качают малыша ипр., );       .

· учить выделять звук А (на слух и произносительно) в потоке звуков и в начале слов;

· совершенствовать фонематическое восприятие, внимание и память;

· формировать навыки звукового анализа; пополнять словарный запас

Оборудование:

· зрительный символ звука А;

· картинки, в названиях которых первый звук А (аптека, антенна, автомобиль, Айболит, авокадо, айва и пр., ).

Ход занятия

1. Организационный этап______________________________________________________

2. Этап обучения с использованием фронтального наглядного материала

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Динамическая пауза________________________________________________________

4. Этап закрепления полученных знаний на индивидуальном наглядном материале

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Итог, оценка деятельности детей_____________________________________________

И. Ф. детей, недостаточно усвоивших материал занятия  (для дополнительной индивидуальной работы) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ

№ п/п

Время

И. Ф. детей

Программное содержание

9. 30-10. 00

 

 

10. 00-10. 30

 

 

10. 30-11. 00

 

 

11. 00-11. 30

 

 

11. 30-12. 00

 

 

12. 00-12. 30

 

 

12. 30- 13. 00

 

 

           

число месяц

_________________________________

 

 

ФРОНТАЛЬНО-ГРУППОВОЕ ЗАНЯТИЕ

Тип

 

л-г

 

Тема: Предметы и действия

 

Программные задачи:

формировать понятия «предмет», «действие», «одинаковые действия», «разные действия»;

расширять и активизировать словарь путем подбора к одному действию нес­кольких различных объектов (что можно есть? надевать? рисовать? и np. j; уточнить понимание вопросов: кто? что? что делает?

Оборудование:

игрушки для демонстрации различных действий (кого можно катать? кормить? что можно строить? и пр., );

картинки с изображением различных животных (кто может плавать? ле­тать? ползать? прыгать? ).

Ход занятия

1. Организационный этап______________________________________________________

2. Этап обучения с использованием фронтального наглядного материала

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Динамическая пауза_________________________________________________________

4. Этап закрепления полученных знаний на индивидуальном наглядном материале

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Итог, оценка деятельности детей____________________________________________

И. Ф. детей, недостаточно усвоивших материал занятия  (для дополнительной индивидуальной работы) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________    

ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ

 
№ п/п

Время

И. Ф. детей

Программное содержание

9. 30-10. 00

 

 

10. 00-10. 30

 

 

10. 30-11. 00

 

 

11. 00-11. 30

 

 

11. 30-12. 00

 

 

12. 00-12. 30

 

 

12. 30- 13. 00

 

 

           

Число месяц

_____________________

ФРОНТАЛЬНО-ГРУППОВОЕ ЗАНЯТИЕ

Тип

_

л-г

 

Тема: Предметы и действия

(2-е занятие по теме)

 

Программные задачи:

продолжать формирование понятий «предмет», «действие», «разные действия»;

активизировать словарь путем подбора к одному объекту нескольких раз­личных действий (собака может лаять, охранять, охотиться и пр., ); закрепить понимание вопросов: кто? что? что делает? Оборудование:

собачка (игрушка-бибабо); бумажная бабочка на нитке;

демонстрационные и раздаточные картинки с изображением людей и жи­вотных.

Ход занятия

1. Организационный этап______________________________________________________

2. Этап обучения с использованием фронтального наглядного материала

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Динамическая пауза_________________________________________________________

4. Этап закрепления полученных знаний на индивидуальном наглядном материале

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Итог, оценка деятельности детей____________________________________________

И. Ф. детей, недостаточно усвоивших материал занятия  (для дополнительной индивидуальной работы) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ

№ п/п

Время

И. Ф. детей

Программное содержание

9. 30-10. 00

 

 

10. 00-10. 30

 

 

10. 30-11. 00

 

 

11. 00-11. 30

 

 

11. 30-12. 00

 

 

12. 00-12. 30

 

 

12. 30- 13. 00

 

 

           

Число месяц

_____________________

ФРОНТАЛЬНО-ГРУППОВОЕ ЗАНЯТИЕ

Тип-

ФС

 

Тема: Звук А

(2-е занятие по теме)

 

 

Программные задачи:

учить воспринимать и выделять (утрированно произносить) звук А в составе

звукокомплексов и слов, определять количество произнесенных звуков А в

звукокомплексе (АУАИ и пр. ), наличие/отсутствие звука А в словах;

формировать навыки звукового анализа;

развивать фонематическое восприятие, внимание и память. Оборудование:

картинки, в названиях которых отсутствует звук А (дом, индюк и пр., );

картинки, в названиях которых первый звук А (антенна, альбом и пр., ).

Ход занятия

1. Организационный этап______________________________________________________

2. Этап обучения с использованием фронтального наглядного материала

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Динамическая пауза_________________________________________________________

4. Этап закрепления полученных знаний на индивидуальном наглядном материале

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Итог, оценка деятельности детей____________________________________________

И. Ф. детей, недостаточно усвоивших материал занятия  (для дополнительной индивидуальной работы) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________  

ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ

№ п/п

Время

И. Ф. детей

Программное содержание

9. 30-10. 00

 

 

10. 00-10. 30

 

 

10. 30-11. 00

 

 

11. 00-11. 30

 

 

11. 30-12. 00

 

 

12. 00-12. 30

 

 

12. 30- 13. 00

 

 

           
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...