Индивидуальные логопедические занятия (проводятся в отдельном кабинете) предполагают коррекционно-развивающую работу как с одним ребенком (индивидуальная форма), так и с двумя-тремя детьми (индивидуально-групповая форма), объединенными для достижения общей коррекционной цели (артикуляционная гимнастика, вызывание звука Р, дифференциация звуков С-Ш и т. п. ).
Участие в занятии нескольких детей повышает их заинтересованность и активность, а следовательно, и результативность обучения, за счет состязательности друг с другом.
По возможности, логопеду следует чаще объединять воспитанников в малые группы, состав которых должен быть подвижным и определяться коррекционно-развивающими задачами обучения (автоматизация свистящих звуков, письмо под диктовку, составление рассказа с элементами творчества, развитие словесно-логического мышления и пр. ).
Отметим, что на индивидуальных занятиях один и тот же ребенок в течение недели может заниматься в 3—4-х различных по составу малых группах.
Э Методическая справка
Взаимосвязь между индивидуально-групповыми и фронтально-групповыми занятиями различных типов:
при коррекции фонетико-фонематических средств языка логопед на индивидуальных занятиях готовит каждого ребенка к полноценному усвоению содержания групповых занятий. То есть в тему общего занятия по формированию фонетических средств языка определенный звук речи включается только тогда, когда он скорректирован у подавляющего большинства воспитанников в процессе индивидуальной работы. Такой подход позволяет всем детям активно участвовать в общих занятиях;
при коррекции лексико-грамматических средств языка и развитии связной речи
логопед на индивидуальных занятиях не знакомит детей с темой группового занятия. Такой подход позволяет всем детям с большей заинтересованностью воспринимать материал общего занятия. С детьми, не усвоившими материал фронтально-группового занятия, он дорабатывается на последующих индивидуальных занятиях.
Весь необходимый для занятий методический и наглядный материал (демонстрационный и раздаточный) выпускается в издательстве «Книголюб».
КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Число: первые две недели учебного года с_______________ по ________________.
ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВЫЕ И ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ, БЕСЕДЫ С ИХ РОДИТЕЛЯМИ
Программные задачи:
1. Сбор анамнестических данных о перинатальном, натальном и постнатальном периодах (о раннем физическом, эмоциональном, речевом развитии, условиях обучения и воспитания, перенесенных заболеваниях, социокультурном окружении).
2. Комплексное обследование каждого ребенка, включающее диагностику:
· уровня сформированности всех компонентов речевой системы (фонетика, фонематическое восприятие, слоговая структура, лексика, грамматика, связная речь);
· состояния познавательных процессов (внимание, память, восприятие, мышление, воображение);
· состояния общей и мелкой моторики (в том числе артикуляционной и пальцевой);
· личностных особенностей (интерес и мотивация к учебной деятельности, контактность, реакция на замечания, активность, быстрота реакции, усидчивость, работоспособность, критичность и пр. ).
3. Оформление речевых карт с указанием логопедического заключения, составление перспективных планов работы на каждого ребенка.
СВОДНАЯ РЕЧЕВАЯ ТАБЛИЦА
№ п/п
И. Ф. детей
Кол-во нарушенных звуков
Фонематическое восприятие
Слоговая структура
Лексика
Грамматический строй
Связная речь
Условные обозначения: (К) высокий уровень сформированности («сильная» подгруппа);
0 средний уровень сформированности («средняя» подгруппа);
(у) низкий уровень сформированности («слабая» подгруппа).
Число
месяц
_____________________________________________
ФРОНТАЛЬНО-ГРУППОВОЕ ЗАНЯТИЕ
Тип - ФС
(формирование
фонетических средств языка)
Тема: Развитие слухового внимания
и фонематического восприятия
Программные задачи:
познакомить с правилами поведения на групповом занятии;
развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие на материале неречевых звуков и близких по звуковому составу слов.
Оборудование:
ширма для определения источника звука и его направления;
звучащие игрушки и предметы (бубен, барабан, колокольчик, губная гармошка и пр. );
картинки, названия которых звучат похоже и содержат только легко
произносимые звуки речи (будка - дудка, конфетка - отметка, па-
кет - букет и пр. ).
Ход занятия
1. Организационный этап
Садится тот из детей, кто хлопками воспроизведет заданный логопедом ритм звучания «волшебного бубна».
2. Этап обучения с использованием фронтального наглядного материала
Детям объясняются правила поведения на занятии (не мешать соседям, поднимать руку и пр. ).
Игра «Что звучит? »
Детям предлагается при зрительном контроле послушать звучание четырех предметов (бубен, барабан, колокольчик, губная гармошка). Затем
предметы убираются за ширму, и дети отгадывают - что звучит.
Уточняется, что дети слушали разные ЗВУКИ.
Игра «У кого колокольчик? »
Дети образуют круг. Водящий становится в центр круга и закрывает глаза. Дети передают колокольчик друг другу. По беззвучному сигналу логопеда
ребенок, получивший колокольчик, звонит и прячет колокольчик за спину. Водящий определяет направление звучания и угадывает того, кто звонил.
3. Динамическая пауза
Детям предлагается хлопать в ладоши над головой, если будет названо
живое и маленькое. Уточняется, что дети будут слушать СЛОВА. Логопед произносит: булавка, комната, жук, шкаф, таракан и пр.
4. Этап закрепления полученных знаний на индивидуальном наглядном
материале
У каждого ребенка - картинка, в названии которой содержатся толь-
ко легко произносимые звуки (веник, венок, гамак, мак, каток, моток
и пр. ). Дети слушают правильные и неправильные названия картинок
(дамат, бенок, таток, тмак и пр. ). Называние СЛОВ происходит от
имени Незнайки. Если картинка названа неправильно, ребенок, у которого она находится, громко и четко произносит правильное название.
И. Ф. детей, недостаточно усвоивших материал занятия
(для дополнительной индивидуальной работы)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Итог, оценка деятельности детей
Логопед напоминает, что на занятии дети слушали разные ЗВУКИ и СЛОВА.
Дается объяснение: ВСЕ, ЧТО МЫ СЛЫШИМ, НАЗЫВАЕТСЯ ЗВУКАМИ. РАЗНЫЕ ЗВУКИ СОЕДИНЯЮТСЯ В СЛОВА. Поощряются дети, которые старались, поднимали руку, внимательно слушали логопеда и друг друга.
ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ
№ п/п
Время
И. Ф. детей
Программное содержание
9. 30-10. 00
10. 00-10. 30
10. 30-11. 00
11. 30-12. 00
12. 00-12. 30
12. 00- 12. 30
12. 30-13. 00
Число месяц
_____________________
ФРОНТАЛЬНО-ГРУППОВОЕ ЗАНЯТИЕ
Тема: Артикуляционная гимнастика
Тип-
ФС
Программные задачи:
· познакомить с названиями и содержанием основных статических и динамических упражнений, способствующих созданию артикуляторной готовности к вызыванию звуков речи.
Оборудование:
· индивидуальные зеркала;
· картинки с изображением рисунков-символов, соответствующих названиям артикуляционных упражнений («чашечка», «лопаточка», «качели» и пр., ); фотографии или рисунки артикуляционных поз.
5. Итог, оценка деятельности детей____________________________________________
И. Ф. детей, недостаточно усвоивших материал занятия
(для дополнительной индивидуальной работы)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ
№ п/п
Время
И. Ф. детей
Программное содержание
9. 30-10. 00
10. 00-10. 30
10. 30-11. 00
11. 00-11. 30
11. 30-12. 00
12. 00-12. 30
12. 30- 13. 00
Число месяц
_____________________
ФРОНТАЛЬНО-ГРУППОВОЕ ЗАНЯТИЕ
Тип-Л-Г
(формирование лексико-грамматических средств
языка)
Тема: Развитие познавательных процессов
Программные задачи:
развивать познавательные процессы (зрительное и слуховое внимание, па-
мять, словесно-логическое мышление, восприятие цвета, величины, формы предметов), используя вербализованные игры и упражнения;
формировать навык «полного ответа» (не словом, а предложением) на вопрос логопеда.
Оборудование:
игрушки, имеющиеся в группе;
парные сюжетные картинки для нахождения отличии;
предметные картинки с изображением знакомых объектов;
различные по цвету и величине геометрические фигуры.
5. Итог, оценка деятельности детей____________________________________________
И. Ф. детей, недостаточно усвоивших материал занятия
(для дополнительной индивидуальной работы)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ
№ п/п
Время
И. Ф. детей
Программное содержание
9. 30-10. 00
10. 00-10. 30
10. 30-11. 00
11. 00-11. 30
11. 30-12. 00
12. 00-12. 30
12. 30- 13. 00
Число месяц
______________
ФРОНТАЛЬНО-ГРУППОВОЕ ЗАНЯТИЕ
Тип
Л-Г
Тема: Развитие познавательных процессов
(2-е занятие по теме)
Программные задачи:
· развивать познавательные процессы: зрительное и слуховое внимание, память, словесно-логическое мышление, восприятие пространственных отношений (справа, слева, дальше, ближе, впереди, сзади), используя вербализованные игры и упражнения.
Оборудование:
· предметы и объекты, находящиеся в группе; сюжетные и предметные картинки.
5. Итог, оценка деятельности детей____________________________________________
И. Ф. детей, недостаточно усвоивших материал занятия
(для дополнительной индивидуальной работы)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ
№ п/п
Время
И. Ф. детей
Программное содержание
9. 30-10. 00
10. 00-10. 30
10. 30-11. 00
11. 00-11. 30
11. 30-12. 00
12. 00-12. 30
12. 30- 13. 00
Число месяц
_____________________
ФРОНТАЛЬНО-ГРУППОВОЕ ЗАНЯТИЕ
Тип
ФС
Тема: Развитие фонематического восприятия
Программные задачи:
· развивать фонематическое восприятие на материале близких по звуковому составу слов
Оборудование:
· картинки, названия которых звучат похоже и содержат только легко произносимые звуки речи (ком - дом - том, банан - диван - фонтан, утка -дудка - будка, венок - моток ~ каток и пр., ).
5. Итог, оценка деятельности детей____________________________________________
И. Ф. детей, недостаточно усвоивших материал занятия
(для дополнительной индивидуальной работы)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ
№ п/п
Время
И. Ф. детей
Программное содержание
9. 30-10. 00
10. 00-10. 30
10. 30-11. 00
11. 00-11. 30
11. 30-12. 00
12. 00-12. 30
12. 30- 13. 00
Число месяц
__________________________________________
ФРОНТАЛЬНО-ГРУППОВОЕ ЗАНЯТИЕ
Тип-
ФС
Тема: Звук А
Программные задачи:
· уточнять понятие «звук»;
· познакомить с гласным звуком А, особенностями его артикуляции, зрительным символом, аналогами звучания (так показывают горло врачу,
· так плачет девочка, так качают малыша ипр., ); .
· учить выделять звук А (на слух и произносительно) в потоке звуков и в начале слов;
· совершенствовать фонематическое восприятие, внимание и память;
5. Итог, оценка деятельности детей_____________________________________________
И. Ф. детей, недостаточно усвоивших материал занятия
(для дополнительной индивидуальной работы)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ
№ п/п
Время
И. Ф. детей
Программное содержание
9. 30-10. 00
10. 00-10. 30
10. 30-11. 00
11. 00-11. 30
11. 30-12. 00
12. 00-12. 30
12. 30- 13. 00
число месяц
_________________________________
ФРОНТАЛЬНО-ГРУППОВОЕ ЗАНЯТИЕ
Тип
л-г
Тема: Предметы и действия
Программные задачи:
формировать понятия «предмет», «действие», «одинаковые действия», «разные действия»;
расширять и активизировать словарь путем подбора к одному действию нескольких различных объектов (что можно есть? надевать? рисовать? и np. j; уточнить понимание вопросов: кто? что? что делает?
Оборудование:
игрушки для демонстрации различных действий (кого можно катать? кормить? что можно строить? и пр., );
картинки с изображением различных животных (кто может плавать? летать? ползать? прыгать? ).
5. Итог, оценка деятельности детей____________________________________________
И. Ф. детей, недостаточно усвоивших материал занятия
(для дополнительной индивидуальной работы)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ
№ п/п
Время
И. Ф. детей
Программное содержание
9. 30-10. 00
10. 00-10. 30
10. 30-11. 00
11. 00-11. 30
11. 30-12. 00
12. 00-12. 30
12. 30- 13. 00
Число месяц
_____________________
ФРОНТАЛЬНО-ГРУППОВОЕ ЗАНЯТИЕ
Тип
_
л-г
Тема: Предметы и действия
(2-е занятие по теме)
Программные задачи:
продолжать формирование понятий «предмет», «действие», «разные действия»;
активизировать словарь путем подбора к одному объекту нескольких различных действий (собака может лаять, охранять, охотиться и пр., ); закрепить понимание вопросов: кто? что? что делает? Оборудование:
собачка (игрушка-бибабо); бумажная бабочка на нитке;
демонстрационные и раздаточные картинки с изображением людей и животных.
5. Итог, оценка деятельности детей____________________________________________
И. Ф. детей, недостаточно усвоивших материал занятия
(для дополнительной индивидуальной работы)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ИНДИВИДУАЛЬНО-ГРУППОВЫЕ ЗАНЯТИЯ
№ п/п
Время
И. Ф. детей
Программное содержание
9. 30-10. 00
10. 00-10. 30
10. 30-11. 00
11. 00-11. 30
11. 30-12. 00
12. 00-12. 30
12. 30- 13. 00
Число месяц
_____________________
ФРОНТАЛЬНО-ГРУППОВОЕ ЗАНЯТИЕ
Тип-
ФС
Тема: Звук А
(2-е занятие по теме)
Программные задачи:
учить воспринимать и выделять (утрированно произносить) звук А в составе
звукокомплексов и слов, определять количество произнесенных звуков А в
звукокомплексе (АУАИ и пр. ), наличие/отсутствие звука А в словах;
формировать навыки звукового анализа;
развивать фонематическое восприятие, внимание и память. Оборудование:
картинки, в названиях которых отсутствует звук А (дом, индюк и пр., );
картинки, в названиях которых первый звук А (антенна, альбом и пр., ).
5. Итог, оценка деятельности детей____________________________________________
И. Ф. детей, недостаточно усвоивших материал занятия
(для дополнительной индивидуальной работы)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________