Эволюция системы конвентов
(Продолжение) Когда разразился кризис110, вызванный вопросом о невольничестве, старые партии стушевались, но система организации, благодаря которой они держались против ветра и бурь, их пережила. «Республиканцы», представлявшие собой новое течение в жизни партий, восприняли гибкую организационную технику; пользование ею было настолько обычно, что она утвердилась сама по себе, как факт почти что естественного порядка. По мере усиления могущества новой партии она привлекала к себе профессионалов и паразитов политики, желавших прокормиться около партии; техника конвентов, владеть которой они научились с таким искусством, значительно облегчала им доступ в партию, Моральные принципы, лежавшие в основе партии республиканцев, и благородный энтузиазм, который воодушевлял ее сторонников, не позволили заинтересованным политикам стать ее хозяевами, но тем не менее эти политики составляли значительный элемент в партии. Даже при выборах самого Линкольна влияние профессионалов сыграло не меньшую роль, чем искренняя преданность принципам. Действительно, этот выбор был сделан по соображениям «пригодности», согласно традиции национальных конвентов; но на этот раз интриганы конвента ошиблись. Линкольн оказался человеком великой души, смелым, решительным, человеком, какие редко встречаются на протяжении ряда веков. Но хотя эти выдающиеся качества и помогли ему победить колоссальное восстание Юга, он все же не мог использовать их в борьбе против политических традиций, завещанных старыми партийными организациями, - - против круговорота и системы добычи. Так как раскол отбросил большинство демократов на сторону врагов Союза, республиканская партия сделалась его главной, если не единственной поддержкой, и спасение самого Союза, казалось, требовало, чтобы республиканская партия была поддержана какой бы то ни было ценой и чтобы государственные должности были предоставлены только ее сторонникам. Таким образом, толпа соискателей должностей, главным достоинством которых был их республиканизм, быстро добилась своей цели. Чтобы освободить им место, произошла одна из самых ужасных гекатомб чиновников, какую только знает история американского государства,
После войны республиканская организация наводнила Юг. Этой страны до сих пор почти не коснулась система, введенная джексоновской демократией после гибели управления лидеров, воплощенного в избирательном кокусе. Те социальные и экономические условия, которые благоприятствовали учреждению и развитию партийных организаций на Севере и на Западе, не существовали на Юге. Юг и остальная часть Союза фактически соcтавляли две нации, две различные расы, причем каждая из них имела свою особую цивилизацию. В то время как на Севере царствовала паровая машина, невольнический Юг оставался страной по существу земледельческой, с редким населением и относительно небольшими и незначительными городами. Рабский труд исключал всякое свободное проявление и держал Юг в стороне от экономического движения, словно вихрь увлекавшего Север и Запад. Все это сделало невозможным развитие среднего обеспеченного класса, состоящего из мелких землевладельцев, подобных тем, которые составляли моральное могущество Новой Англии, промышленников, фабрикантов, почтенных коммерсантов, крупных ремесленников, черпающих в своей материальной независимости и одержанных благодаря твердой и свободной воле успехах сознание своего достоинства как человека и гражданина. Кроме довольно ограниченного числа плантаторов, помимо черных рабов, имелась жалкая кучка людей белой расы, прозябавших в невежестве и бедности, свободных телом, но благодаря своей нищете находившихся в полной экономической и политической зависимости от плантаторов, Будучи единственными держателями ценностей, плантаторы составляли в штате господствующий класс, который являлся открытым отрицанием демократии; республиканская форма, предписанная конституцией Союза, прикрывала там олигархическую власть, которой пользовалось несколько тысяч богатых плантаторов. Привлекая в свой круг менее богатых плантаторов и людей свободных профессий города, этот класс осуществлял социально-политическое управление лидеров.
Такое положение вещей создавало политическую атмосферу, очень неблагоприятную для развития и расцвета двух главнейших элементов политической жизни штатов Севера, а именно: демократического формализма, завладевшего умами, и того вида наемных политиков, которые в силу этого формализма овладели политическим механизмом. Масса избирателей не нуждалась ни в абстрактном понятии регулярности, ни в формальных решениях конвентов, т.е. в представительстве, чтобы определить свое политическое поведение; они все следовали со слепой верой за людьми, с которыми их скрепляли как бы феодальные связи; каждое знатное семейство имело свою политическую клиентелу с ополчением, являвшимся по первому зову. С другой стороны, независимо от ограничений избирательного права, которые преобладали в старых штатах Юга, политика и главные государственные должности являлись фактически монополией господствующего класса. Политика являлась для них не столько карьерой, сколько призванием, и молодые люди из хороших семей посвящались ей с ранних лет. Почти всегда из этого класса общества и людей, его окружавших, выходили члены избирательных собраний и, в частности, конгресса. Других выборных должностей было немного, и большинство их заполнялось исполнительной властью или законодательным собранием. Точно так же необходимость избирательных махинаций партии не ощущалось здесь в той мере, как на Севере и на Западе, и система конвентов на Юге не приобрела такого значения. Очень часто, не получив подтверждения от какого-либо конвента, кандидаты сами себя предлагали избирателям, что на Севере было почти невозможно. На Юге также не нужны были и комитеты для обработки избирателей. Обычно кандидаты не вмешивались в избирательную стряпню, и полем их деятельности являлась трибуна, с которой они, споря с кандидатами противной стороны, устраивали для народа и самих себя словесные турниры, льстившие их рыцарским вкусам. Победитель дебатов делался победителем и на выборах. Монополизируя политику, члены господствующего класса не делали из государственных должностей средства персонального обогащения: они в них искали удовлетворения своего честолюбия и тщеславия. Мелкие должности, не удовлетворявшие этим требованиям, предоставлялись людям, приближавшимся к типу «политиков» Севера, и поэтому-то этот тип был на Юге незначительным и хилым; политические профессионалы играли там совершенно второстепенную роль.
Все это изменилось после гражданской войны, когда победители предоставили избирательное право невежественной и грубой массе освобожденных негров и обезглавили старое управление лидеров, лишив политических прав лиц, принимавших участие в расколе, Прежнее политическое общество распалось, а новое представляло собою еще разрозненные элементы. Республиканская партия постаралась их объединить как для того, чтобы укрепить результаты своей победы, и в частности эмансипацию негров, так и для того, чтобы увековечить свою власть. Для этой цели партия пользовалась уловками организации, употреблявшимися на Севере. Негры это восприняли с необычайной быстротой; ничего не понимая в существе политики, они великолепно усвоили ее внешнюю сторону, приемы и хитрости организации, коварство и каверзы, процедуры собраний, и в скором времени они стали в конвентах и комитетах как ветераны. Ими руководили белые, частью прибывшие из штатов Севера и получившие от отчаявшихся побежденных кличку, сделавшуюся общепринятой и перенесенную затем в Англию. Эти авантюристы нашли там же сообщников в лице «презренных белых», оторвавшихся от своих старых социальных связей вследствие падения рабства, и с помощью негров, завербованных в республиканскую организацию, они завладели избирательной машиной. Овладев властью, негры и их белые руководители отдались беспримерному грабежу государственного имущества.
Они заставляли вотировать в законодательном собрании вопрос о государственных рентах, предназначенных на покрытие расходов по никогда не предпринимавшимся общественным работам, делили между собой вырученные деньги, заставляя плательщиков вносить новые налоги; они производили явно подложные платежи, в которых совершенно фантастическим образом увеличивались расходы, произведенные на меблировку канцелярий и т.д., украшая их, например, часами стоимостью в 840 долларов за штуку, люстрами в 650 долларов. Государственные должности были розданы невеждам: в одном штате было больше двухсот магистратов негров, не умевших ни читать, ни писать; правосудием торговали, как на рынке. В то время как вожди организации, в большинстве случаев просто хищники, были заняты сбором добычи, главные вожди дергали за веревочки из Вашингтона, утверждали кандидатуры на более значительные посты в штатах Юга и заставляли действовать в интересах своей политики руководителей этих штатов, не зная или не желая знать, что там происходило под управлением. Необходимо было, чтобы республиканская организация удержалась на Юге какой бы то ни было ценой. Само союзное правительство, администрация президента Гранта не раз предоставляла в распоряжение организации вооруженную силу во время избирательной борьбы111. Бесчинство республиканской организации, эксплуатировавшей голоса негров, вскоре оттолкнуло и заставило стать в оппозицию почти все честное население белой расы; сознание унижения быть управляемыми вчерашними рабами и обираемыми без пощады их руководителями, заставило белых забыть о всех своих политических разногласиях. Они объединились под вывеской партии демократов, не интересуясь ее принципами, лишь потому, что она стояла в оппозиции к республиканской партии, партии черных; они неизменно голосовали за мероприятия и кандидатов демократической партии, были ли они хороши или плохи. Весь Юг застыл в таком положении, почему и заслужил название «Твердый Юг». Политический формализм пронизал его существование. Относительная свобода мыслей в отношении партий, существовавшая до войны на местных выборах и иногда на некоторых других, исчезла совершенно. Партийная организация, так редко встречавшаяся на Юге до войны, утвердилась там неограниченно со всей своей системой регулярных назначений. Белым, стоявшим за организацией демократической партии, скоро удалось свергнуть республиканцев на Юге и свести негров к бесправному состоянию.
«Твердый Юг» тем не менее существовал: о нем заботились «политики», чтобы сохранить свои должности. Появившись на сцене в виде и их подручных, негритянских политиков, как республиканцы, они вскоре появились также и в оппозиционном лагере. Старые лидеры демократов, вновь приобретая свое влияние, не смогли больше проводить своего политического влияния в прежних условиях после расширения избирательного права и развития на Юге системы партийных организаций. Им нужны были многочисленные посредники между ними и избирательными массами. Эту обязанность сейчас же взяли на себя наемники, примкнувшие к знамени демократов, Общее успокоение и чудесное экономическое превращение, которое Юг испытал после войны, лишь способствовали увеличению шансов профессиональных политиков, поглощая живые силы страны в промышленности и торговле и создавая политико-социальное положение, подобное Северу. Чтобы им не помешали воспользоваться добычей, политики, несмотря на происшедшие глубокие перемены, удерживали население на старых позициях, Одни продолжали бить в набат против «господства негров», а другие агитировали за «кровавую рубаху» войны против «мятежников», Так как казалось, что опасность всегда близка, верноподданные партии должны были продолжать слепо вотировать в их пользу не только на Юге, но везде, где были республиканцы и демократы. Весь Союз таким образом стал солидарен с «Твердым Югом», к наибольшей выгоде партийных организаций, К этому присоединились еще многие другие последствия войны, значение которых во многом превзошло значение нового положения вещей, создавшегося на Юге, и которые послужили толчком к дальнейшему развитию организаций. III Война произвела глубокие изменения во всей национальной жизни, она придала новый характер политическим, экономическим и моральным отношениям. В политической жизни произошло чрезвычайное развитие централизации. Авторитет Союза над штатами возрос как в области конституции, так и в повседневной политической жизни, В экономической жизни развилась еще большая концентрация. Расширение сети железных дорог и телеграфа сократило расстояния и уничтожило естественную изоляцию, в которой находилось до сих пор население штатов. Большие промышленные предприятия, созданные колоссальной концентрацией небольших капиталов, распространившиеся с одного конца Союза на другой, объединяли жителей различных штатов общими интересами. После окончания военных действий население, вернувшись к мирным занятиям, с еще большим рвением устремилось в погоню за обогащением — «делать деньги», так как оно долгое время было сковано тревогами войны. Вследствие колебаний в ценности бумажных денег, в изобилии выпущенных на нужды войны, спекуляция охватила всех и вскоре знала границ. Аппетитам и вкусам было предоставлено свободное поле действий. Все считалось позволенным. Успех или делание успеха, казалось, все узаконивали. Этот грубый материализм удваивался безбрежным энтузиазмом, вызванным войной. Союзу были принесены колоссальные жертвы, миллионы рабов призвали к свободе; этим гордились, упивались патриотизмом тем охотнее и искреннее, что он хорошо маскировал упадок национального характера. Чтобы использовать ценность этого патриотизма, вызываемые им чувства вложили в партию Союза, партию республиканцев, как капитал, который надо было сохранить и заставить приносить прибыль; в партию был влит весь собранный в борьбе моральный энтузиазм, и чувство к партии усилилось. Довольно сильное до войны, оно было почти суеверным; теперь же оно вылилось в страсть, зародившись в условиях личной заинтересованности, оно очистилось в горниле гражданской войны, чтобы появиться в сиянии идеала. Эта экзальтация чувств к партии еще надежнее отдала гражданина, связанного по рукам и ногам, в распоряжение партии, воплощенной в ее организации. Видя, что моральные источники ее влияния расширяются, организация произвела в своем механизме значительные улучшения, усилив централизацию, что дало ей возможность еще большего захвата влияния над массами избирателей. Опираясь на необычайное развитие железнодорожной и телеграфной сети, усилившаяся централизация крепче связала между собою различные части организации и укрепила связь партии с ее членами. Но при всем этом жизнь организации больше, чем когда-либо, была лишена непосредственности и искренности. Неограниченная власть маленькой группы дельцов, которые все обделывали за кулисами, воскресила старое название кокуса — в смысле тайного совещания и заговора, и это название стало применяться к демократизированной системе организации партий. Профессиональные политики под руководством вожаков и интриганов действовали с таким единодушием и такой полной несознательностью или безразличием к добру и злу, что они походили на автоматически и слепо Действующий механизм машины. Сходство было настолько сильным, что термин «машина» укрепился за организацией как прозвище, которое употребляется до сих пор чаще, чем название «кокус». IV Таща за собой, как на буксире, весь избирательный корпус, организация с тем большей легкостью могла взять на себя государственные функции, созданные выборами. Исполнительная власть, от которой зависели должности союзных учреждений, в которых нуждалась организация для поддержания своей машины, была ей особенно нужна. После введения системы добычи организация всегда оказывала плохое влияние на осуществление патронажа (права президента производить назначения). Организация партии, конвент ее делегатов, намечали президента и, может быть, извлекали его из неизвестности; бесчисленные комитеты этой организации обрабатывали избирателей, чтобы собрать голоса в его пользу; словом, он был созданием организации, Мог ли он ее забыть, будучи у власти, не являлось ли это контрактом в отношении ее вождей, даже если он и не взял на себя ясно выраженных обязательств? Сам Линкольн в борьбе с этим роковым положением должен был неоднократно отступать. Поэтому неудивительно, что наследники великого президента не проявили большой твердости. Стремление быть вновь избранным, охватывающее всех избранных в первый раз президентов, только увеличивало склонность к соглашениям в отношении местных вождей организации. Между тем личные обязательства не были единственными, о которых президент уславливался. Система партий сделала из главы государства главу партии или же уполномоченного власти, который, прибыв в Белый дом, получал на хранение судьбы своей партии. Так как успех партии на выборах зависел от активности действий организации, президент должен был остерегаться ее ослабить и охладить пыл и рвение многочисленных работников (\уогкег5), которые руководили массами избирателей. Таким образом, когда после сражения вождь местной организации приходил просить президента предоставить его помощникам обещанные им должности, президент должен был соглашаться, так как, отказав, он уничтожил бы вместе с авторитетом местных вождей и успех партии в округе. Наконец, условия его конституционного положения заставляли президента искать опоры у членов конгресса. Конституция установила полное разделение властей, организовала законодательную, исполнительную и судебную власть как координированные между собой и являющиеся противовесом одна другой; однако, чем больше развивался Союз, чем больше осложнялась его политическая жизнь, тем менее становилось возможным законодательной и исполнительной власти действовать раздельно и по-разному. Будь то по вопросу законодательных актов или годового бюджетного назначения, законодательная власть должна была договариваться с исполнительной властью и согласовывать с нею свои действия. Но так как они не могли встречаться публично, представители той и другой власти были вынуждены сговариваться и торговаться на стороне, по углам, где законодательная власть, сильная своим правом принимать или отклонять законопроекты, оказывалась в более выгодном положении. Кроме того, законодательная власть имела формальное преимущество перед исполнительной, в силу самой конституции, которая отступала в некоторых отдельных случаях от принципа разделения обязанностей и передавала на одобрение сената ратификацию договоров и утверждение назначений на важные должности. Сильно ограниченный с разных сторон законодательной властью, исполнительный орган вынужден был ей уступать, и для своего существования он должен был покупать содействие членов конгресса ценою тех благ, которые находились в его распоряжении. К середине XIX века эта практика сделалась обычной: и Пирс и Бьюкенен покупали законодательство, как на рынке, в обмен на должности, распределяемые ими по протекции сената и депутатов. В то же время законодательная власть сделалась крепостью вождей партийной организации. Так как места в конгрессе являлись наиболее высокими выборными постами, которые можно было получить при помощи организации, местные вожди, естественно, жаждали этих мест для самих себя, и, когда машина достигала силы, позволяющей ей действовать наверняка, она систематически предоставляла своим вождям эти высокие избирательные должности. Им принадлежала вся выгода тех преимуществ, которые приобрела законодательная власть над исполнительной. Сильные ее слабостью, вожди организации, превратившись в членов конгресса, вынудили исполнительную власть передать им без ограничений все союзное управление. В первую очередь выгода от этой привилегии досталась сенаторам, которым их конституционная власть, так же как и особый престиж, заключающийся в их мандатах высших представителей штатов, обеспечивали наибольшее влияние. Они регулярно председательствовали при распределении должностей в своих штатах. По конституции сенат, облеченный властью утверждать большинством голосов важнейшие президентские назначения, сделал неписаным законом, милостью сената, исключительное право сенаторов каждого штата принять или отклонить предложение президента, относящееся к его штату; остальные же сенаторы становились на сторону своего коллеги, не вникая в суть дела. В таких условиях президенту было бесполезно отклонять рекомендации сенаторов. На практике, правда, существовали исключения, но обыкновенно фактически выбор делал сенатор, а президент лишь подписывал. В конечном итоге правительство, установленное конституцией, оказалось лишенным одной из своих основных функций в пользу частной организации, выдвинувшейся с этих пор наряду с ним в качестве своего рода контрправительства.
V
Таково было положение, когда Грант поселился в Белом доме. Его колоссальный престиж и неограниченное доверие республиканских масс, поднявших его к власти, не помогли ему в борьбе этим положением. После нескольких мягких попыток сопротивления он сделался его соучастником. Организация открыла более, чем когда-либо, свободный путь контингенту наемников, ее наполнивших, и открыла в общественной жизни новую эру скандалов и коррупции, которая напоминала и превзошла наиболее плохие дни времен Джексона. Общественное мнение в большей своей массе не протестовало: оно разрешало все, загипнотизированное воображаемыми опасностями, угрожавшими Союзу со стороны «мятежного» Юга, «Все еще боялись мертвых львов государственного раскола и рабовладения, больше, чем живых собак государственной коррупции». Пока Грант стоял у власти, были по крайней мере уверены в том, что порядок вещей, установленный благодаря его победам, не будет поставлен под сомнение, а кроме того, вообще дела шли не очень плохо и можно было легко заработать деньги. Преемник Гранта — Гейс112, который прошел в республиканском национальном конвенте как «темная лошадь» (с!аг1с Ьогзе), оказался совершенно честным человеком. Принимая кандидатуру, он объявил себя врагом системы добычи: «Эта система должна быть уничтожена. Необходимо, чтобы реформа была настоящей, радикальной и полной». Выбранный в 1876 г., он решительно занялся реализацией своих обещаний. Но тогда большая часть вождей партий, которые привели его к власти, вожди организации восстали против него. По подстрекательству председателя организации Нью-Йорка и сенатора этого штата Роско Кон-клинга, сенат, пользуясь своим правом отклонять президентские назначения, препятствовал действиям президента и парализовал его стремление освободить государственные учреждения от политиков. Гейс упал духом и ослаб. На одно хорошее назначение он делал два скверных под давлением партии. Поведение организации сделалось более скромным, но машина продолжала работать полным ходом. Наученный горьким опытом Гейса, его преемник113 Гарфилд совсем не проявил намерения отнять у членов конгресса права назначения на должности. Однако несмотря на то, что он целиком поддался системе добычи, он вызвал против себя с момента своего появления жгучую ненависть уже известного Роско Конклинга, так как сделал несколько назначений помимо и даже назло Конклингу, Между президентом и сенатором разразился серьезный конфликт, который вскрыл, до каких пределов могли дойти наглые намерения могущественных руководителей партийной машины. Между тем вожделения, порожденные добычей, вызвали еще более важное происшествие: среди орды попрошаек с мест, которые наводнили Вашингтон, оказался человек, который, разочаровавшись или потеряв терпение, убил президента. Встряска, полученная общественным мнением в результате этого трагического конца, заставила конгресс принять закон, который должен был оградить от фаворитизма администрации или, что сводилось к тому же, — от произвола членов конгресса, известное число должностей, сохраняя их для заполнения в порядке конкурса. Эта реформа, проведенная в 1883 г., как это будет видно дальше, послужила началом важного движения в политической жизни Соединенных Штатов, но она все же не смогла восстановить прерогативы президента в деле назначений и полоясить конец их узурпации со стороны членов конгресса. Достаточно здесь лишь отметить, что назначения, на которые президент должен был получать утверждение сената, не затрагивались новым законом, так как вмешательство сената в этих случаях быkо установлено конституцией. Первым реальным результатом, вызванным пробуждением общественного мнения, явилось то, что ряды республиканской организации были прорваны; был положен конец монополии власти, которой она владела почти четверть века, и на пост президента под знаменем демократов был призван человек гражданского мужества и исключительной честности — Гровер Кливленд, Но карьера этого президента114, который, держа себя независимо, пролил такой яркий свет на исполнительную власть, как нельзя лучше доказала, как трудно президенту, чтобы не сказать невозможно, в вышеуказанных условиях обуздать партийную организацию. На почве больших экономических проблем, как, например, денежной системы и системы таможенных тарифов, которые непосредственно касались материального благосостояния нации, президент вел с мятежным сенатом храбрую войну, особенно в течение своего второго избрания 1893—1897 гг.; но, когда дело касалось назначений на должности, этот боевой пыл ослабевал и смягчался обоюдными уступками1'5. Республиканский президент, который заполнил междуцарствие демократов между первым и вторым президентством Кливленда, Бенджамин Гаррисон возобновил самые худшие традиции системы добычи. В течение одного года 30000 служащих департамента почты были- смещены только за их принадлежность к демократической партии. Злоупотребление государственными должностями со стороны партии достигло высшей меры беззаконий, распространившись на самый кабинет, как бы выставленный на публичный торг: владелец крупного универсального магазина в Филадельфии был награжден министерским постом за то, что снабдил комитет, руководивший президентскими выборами, значительными суммами, причем большая их часть была открыто употреблена на покупку голосов. Президент был создан, и аналогичные факты имели место при каждом из последующих правительств: при Кливленде и при Мак-Кинли. Общее отношение Мак-Кинли116 к системе добычи было менее всего революционным. Умудренный опытом своего предшественника Кливленда, он прежде всего хотел быть в мире с сенатом и со всей партией и с первого дня отказался в пользу членов конгресса от своего права участия в назначениях на должности с такой мягкостью и так последовательно, как будто это было формально предписано конституцией. Его преемник Рузвельт117, при всей своей храбрости, всей своей огромной популярности в стране, не достиг большего, чем Кливленд, в деле обуздания сената. Он совсем не хотел ссориться с партийной организацией и, выказывая до некоторой степени свою независимость, старался, насколько возможно, действовать согласованно с партией и быть ей приятным. Президент Тафт118 следовал той же традиции. VI Фактически имея в своих руках назначения на государственные должности, партийная организация решила обложить всех чиновников пропорциональной и прямой данью. Эта мера была введена во время правительства демократов в течение десятилетия 1840—1850 гг. робко, медленно и с соблюдением тайны. В течение следующего десятилетия она приняла широкие размеры и при Бьюкенене уже установилась твердо и основательно. Машине республиканской партии было суждено после войны довести до совершенства систему контрибуций, или, вернее, вымогательств. Она это делала с полным спокойствием и бесцеремонностью. На всем протяжении Союза союзные чиновники должны были платить определенный процент с своего жалования под видом взносов, обозначенных смягчающим названием «добровольных». Вскоре появилось до пяти категорий различных сборов, налагаемых на несчастных служащих: сборы союзные, штата, муниципальные, участковые, окружные; часто они облагались этими налогами несколькими комитетами за раз. Мнимой целью этих сборов было пополнение расходов по проведению выборов, как, например, расходов по печати, почтовых и других законных расходов. Часть собранных денег действительно употреблялись для этих целей, но большая часть шла на подкуп избирателей, местным деятелям машины, ее работникам. Мотивом, приводимым для того, чтобы заставить плательщиков подчиняться, являлась необходимость недопущения возврата к власти противной партии, которая бы их сместила и предоставила их места своим сторонникам. Но еще больше влияла на чиновников боязнь быть смещенными своей собственной партией или скомпрометировать свое продвижение по службе, если они откажутся от этих податей. Ни материальное положение, ни возраст, ни пол не вызывали снисхождения у комитетских сборщиков. Все те, кто состоял на службе какого-либо государственного учреждения, платил контрибуцию: мальчики при конторах, рабочие морских арсеналов, прачки, не говоря уже о преподавателях и преподавательницах. Безразличие и даже попустительство правительства были обеспечены партийной организацией республиканцев почти в течение всего времени, пока она стояла у власти. Грант и его заместитель Гейс не раз приостанавливали уплату этих податей, но их запрещения оставались мертвой буквой. Однако под давлением общественного мнения, которое со временем становилось все менее снисходительным к этим злоупотреблениям, был издан уже ранее упомянутый закон 1883 г. о допущении на союзную службу в порядке конкурса; при помощи этого закона пытались устранить зло политических податей путем формальных предписаний, сопровождаемых санкциями уголовного кодекса. Этот закон ограничил зло, но был далек от того, чтобы его уничтожить. Подати, взимаемые с чиновников, соответствовали контрибуции, которой облагались кандидаты на выборах. Опираясь на предрассудок, или, как это называлось, принцип регулярности, который сделал невозможным для каждого искателя выборной должности предстать перед избирателями, не получив от партийной организации официальной кандидатской грамоты, партийные машины получили возможность распространить практику податей на кандидатов еще с большим успехом, чем на чиновников. Предлог необходимости производства расходов, связанных с выборами, являлся более убедительным для кандидатов, и они вносили более или менее крупные суммы в кассу партии; но до войны эти подати были довольно скромными, иногда даже минимальными. С развитием же партийной машины денежные взыскания с кандидатов сделались строго обязательными и привели к чрезмерным цифрам, которые зачастую превышали итог того, что искомая должность могла дать по крайней мере законным путем. В больших городах, с Нью-Йорком во главе, практика выработала своего рода тариф для каждой категории служащих в соответствии с продолжительностью служебного периода и важностью занимаемого места. Так, например, должность судьи, другими словами, выдвижение кандидатуры на эту должность — обходилось в 15 000 долларов; место в конгрессе оценивалось в 4 000 долларов; за мандат законодательного собрания штата требовалось 1 500 долларов, такая же сумма за место «олдермена», должностного лица в городском совете и т.д. Невозможность получить доступ на государственную должность иначе, как таким путем, заставила многих абсолютно честных и способных людей согласиться платить эти подати. Но многие другие, попавшие на службу в силу системы податей, которым не хватало знаний и честности, естественно, извлекали из своей службы все, что только могли, в течение короткого времени своих избирательных полномочий. Даже высшая магистратура не была пощажена, и были судьи (к счастью, эти случаи не были очень часты), единственной заслугой которых была подать, внесенная партийной машине. Таким образом, государственная служба, уже и так униженная применением системы круговорота и раздела добычи, получила новый смертельный удар от руки кокуса через систему податей: государственные должности фактически продавались с торгов. Организация окончательно показала себя с той стороны, которая ясно выявлялась уже давно: оправдывались вначале политическими соображениями, подчиненными Сужению партии, она опустилась до состояния промышленного предприятия по эксплуатации государственных постов и должно- стей; она покупала избирательные голоса в качестве сырья, перерабатывала их в избирательные мандаты и перепродавала их под своей маркой с наибольшей выгодой. Глава пятая
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|