Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Отношения со сверстниками. Уроки психологии в начальной школе. Первый класс




Отношения со сверстниками

Насколько важны для ребенка в этот период взаимоотно­шения со сверстниками? С одной стороны, они во многом опосредуются взаимоотношениями с учителем, то есть прини­маемый им ребенок будет популярен среди школьников. И на­оборот, отвергаемый педагогом ребенок, вероятнее всего, ста­нет классным изгоем.

Кать, а у вас в классе все ребята хорошие?

Нет, есть и бестолковые, ну, например, Васька Ли­сицын.

А почему ты считаешь, что он бестолковый?

Ну, это его так учительница называет.

А почему?

А у него в тетрадках сплошная грязь, и почерк ужас­ный, читать невозможно.

(С Катей семи лет беседовала Еремян Ж. )

 

С другой стороны, младшие школьники — это все еще дети, которым необходимо играть. Поэтому невозможность пообщаться, а значит, и поиграть с ребятами воспринимается остро.

А в какие игры вы играете?

Да в разные. В прятки. Вчера в дочки-матери игра­ли. На резиночках прыгали. А еще в школу играем. Только Танька-двоечница ничего не знает, а еще хочет учительни­цу играть.

(С Катей семи лет беседовала Баранова Л. )

—  Однажды на продленке мы устроили себе на дереве наблюдательный пункт: набрали досок, коробок, прикрепи­ли их к веткам. Один пацан принес из дома бинокль, и мы
наблюдали за прохожими.

(С Вовой десяти лет беседовала Слученкова О. )

А во что вы сейчас с девочками играете?

В дочки-матери. Я мама, я забочусь о своих де­вочках.

А папа в вашей игре есть?

Нет, папы у нас нет. Да и не нужен он нам. А за­чем? Я и сама со всем справлюсь. Я — богатая мама.

(С Юлей восьми лет беседовала Иванова О. )

 

Примерно со второго-третьего класса дружба между деть­ми начинает постепенно освобождаться от влияния взрослых. Дети оценивают привлекательность сверстников уже по соб­ственным критериям.

—  У меня в классе есть один мальчик, который все вре­мя дергает Марину за косички. А ей больно. Я за нее за­ступилась. Дала ему сдачи, а он расплакался. Зато теперь он. к Марине не пристает. Но я же правильно сделала, ведь она моя лучшая подруга.

(С Лизой восьми лет беседовала Орлова И. )

 

С кем ты дружтиъ в школе?

Ну, конечно, с мальчишками, так как девчонки со­ всем не то.

(С Кириллом семи лет беседовала Солдатова Е. )

 

Общение происходит в основном в однополых группах: девочки с девочками, мальчики с мальчиками. Хотя детский игровой интерес к противоположному полу сохраняется, включая в себя любопытство к половым органам друг друга.

 

Привет, Костик.

Привет. Знаешь, Маш, я тебя люблю... еще я, прав­
да, люблю другую Машку, Женьку. Ну, тебя сильнее. Вот
вырасту и женюсь на тебе.

Ты что, я уже буду старая для тебя.

Ничего не старая. Женюсь и все. Прикинь, мою мам­ку как-то в школу вызывали.

А что ты натворил?

Ты что? Нет. Я просто с девчонками целовался.
Только не думай, что в щечку, нет. По-настоящему.

Кто же тебя научил?

Никто. Я в кино видел. Хочешь, покажу?

(С Костей восьми лет беседовала Иванова М. )

 

—   Когда мы на физкультуре раздеваемся, мальчишки всегда подглядывают. А почему бы нам не посмотреть? ... Я мальчиков голыми видела. Когда проходила мимо раздевал­ки, там на корточках сидел голый мальчик.

(С Юлей восьми лет беседовала Никитина С. )

 

И в заключение обсуждения факторов риска нарушения психологического здоровья в младшем школьном возрасте хо­чется упомянуть одну из важнейших проблем — проблему со­хранения «внутреннего ребенка». Преобладание в традицион­ной системе школы обучения по образцам, поощрение значи­мыми взрослыми в ребенке «взрослых качеств» и наказание «детских» могут привести к потере контакта с «внутренним ребенком». Однако, по мнению К. Юнга, именно Ребенок прокладывает путь к будущему преобразованию личности, синтезирует противоположности (качества характера) и высво­бождает новые возможности, придающие жизнеспособность человеку. Ребенок умеет радоваться, бескорыстно любить, он оптимист, умеет «видеть сердцем». Потеря контакта со своим «внутренним Ребенком» может обернуться не только суще­ственными нарушениями психологического здоровья, но и приведет к снижению способности к творчеству и продуктивности. Именно об этом писал Антуан де Сент-Экзюпери, ког­да рассказывал о летчике, показывавшем всем своим знако­мым рисунок удава, проглотившего слона. Он задавал всем один и тот же вопрос: «Что изображено на рисунке? » Но все отвечали стандартно: «Шляпа». И летчик прятал рисунок об­ратно.

Действительно, многие взрослые забыли о существовании Ребенка в себе, расплачиваясь за это потерей вкуса, радости к жизни. Поэтому взрослым имеет смысл начать с себя, а потом бережно поддерживать искреннего, спонтанного, интуитивно­го Ребенка в наших детях.

 

 

Часть 2.

Уроки психологии в начальной школе

 

Первый класс

Какова же специфика проблем первоклассника? Главная их особенность — первичное осознание позиции школьника прежде всего через новые обязанности, которые ребенок учит­ся выполнять. Присутствует острое желание быть успешным в учебе, а для ребенка это означает то же, что быть хорошим и любимым. Это наглядно выявляется при собеседованиях с ро­дителями в начале первого года обучения. Содержание роди­тельских жалоб в это время обычно сводится к тому, что ре­бенок неряшливо пишет, не старается, либо старается, но тем не менее у него многое не получается. Ему трудно жить в ат­мосфере постоянной требовательности и контроля, он нужда­ется в помощи родителей при выполнении домашних заданий, во всяком случае, в присутствии взрослых. При этом родите­лям приходится жертвовать личным временем и досугом, мало времени остается для обычных домашних дел. Переход ребен­ка в школу часто превращается в настоящее испытание для любящих родителей.

А сами первоклассники? Они быстро утрачивают празд­ничное настроение Первого сентября, школьные уроки тяготят их, они жалуются на трудности и скуку. Дети с нетерпением ждут звонка на перемену, когда можно переключиться на при­вычные игры и общение со сверстниками. Первые дни в шко­ле требуют целенаправленной работы по формированию уста­новки на преодоление школьных трудностей и способности получать удовлетворение от процесса познания. Ребенок убеж­ден в том, что у него должно все получаться хорошо, поэтому сильно переживает свои неудачи, не всегда понимая их при­чины. Поэтому на групповых психологических занятиях зна­чительное место отводится заданиям, в которых каждый ребе­нок вне зависимости от учебных успехов чувствует собствен­ную ценность и значимость.

Ребенок лучше всего запоминает информацию, когда не только слышит ее, но и видит ее наглядное отображение, име­ет возможность потрогать изучаемый объект. Внимание и па­мять пока еще в основном непроизвольны, то есть для концен­трации ребенку требуется внешняя помощь (интересные кар­тинки, звуковые сигналы, игровые ситуации). В силу этого отвлекаемость на занятиях довольно высока.

В групповые занятия должны включаться игровые и дви­гательные задания. Первоклассники еще не могут контролиро­вать свои действия (например, проверить наличие ошибок в написанном тексте). Поэтому главной задачей занятий стано­вится содействие развитию рефлексии учащихся, помощь в осознании ими своих эмоциональных состояний.

Учебная деятельность более эффективна в условиях игры, при наличии элементов соревнования. Исходя из этого, пред­лагаемая программа психологических занятий уделяет серьез­ное внимание способам формирования учебной установки в близких и доступных детям формах, прежде всего — в форме игры и сказок. Через игровые роли и сказочные образы дети получают возможность осознавать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления. Ситуации, в кото­рые попадают герои сказок, проецируются на реальные школьные проблемы, ребенок получает возможность посмот­реть на них со стороны и в то же время идентифицировать проблемы героя с собственными. В результате к концу перво­го года обучения дети привыкают адекватно анализировать свои проблемы.

Для первоклассников самой значимой фигурой становится учитель. Его похвала или порицание часто более важны, чем тот же отзыв, полученный от родителей. Детям кажется, что они занимают центральное место в жизни педагога, что все его беды и радости связаны только со школой и с ними. Поэтому полезно включать в занятия задания, которые дают возмож­ность понять, что радовать и огорчать учителя могут не толь­ко их успехи или дисциплина на уроке, но и чтение книг, к примеру, или общение с собственными детьми. Это поможет учащимся справиться с возможным страхом перед учителем.

Другая важная задача в работе с первоклассниками — ус­тановление атмосферы дружелюбия. Нужно учитывать, что большинство детей растут в атмосфере домашнего тепла и внимания и приходят в школу от любящих родителей, бабу­шек и дедушек. Те же, кто посещал детский сад, страдают от смены привычного окружения, от утраты налаженных дружес­ких контактов. В классе вокруг них много ровесников, но они все чужие, и общение нужно выстраивать заново, а далеко не каждый ребенок легко устанавливает новые привязанности.

Исходя из этого, нам кажется, что первой темой, изучае­мой на занятиях по психологии, должна быть тема «Я — школьник», которая включает занятия, посвященные знаком­ству со школой, с учениками своего класса, привыканию к требованиям обучения. Вторая тема — «Мои чувства» — по­могает детям научиться понимать и контролировать свои эмо­циональные состояния. В целом за первый год обучения ре­бенок делает огромные шаги не только в интеллектуальном развитии, но и в адаптации к незнакомому, первоначально чужому миру школы. Миру, в котором ему предстоит про­жить 11 важнейших (с точки зрения становления личности) лет своей жизни.

Следует иметь в виду, что в случае эмоциональной устало­сти у ребенка может проявляться «детское» поведение: плач, капризы, желание телесных контактов. При появлении таких симптомов следует разрешить ребенку не включаться в заня­тие, а тихонько порисовать.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...