Выбор метода организации ТО и ТР автомобилей
Посты ТО по своему технологическому назначению подразделяются на универсальные и специализированные. На универсальном посту выполняют все или большинство операций данного воздействия, тогда как на специализированном только одну или несколько операций. Целесообразность применения универсальных или специализированных постов, прежде всего, зависит от производственной программы и режима производства. По способу установки подвижного состава посты могут быть тупиковыми или проездными. Въезд на тупиковый пост производится передним ходом, а съезд, следовательно, задним, тогда как въезд на проездной пост и съезд с него – только передним ходом. Проездные посты целесообразно применять для крупно - габаритного состава и автопоездов. Как тупиковые, так и проездные посты в зависимости от организации выполнения работ могут быть использованы в качестве универсальных или специализированных постов. ТО подвижного состава может быть организовано на отдельных постах или поточных линиях. Организация обслуживания на отдельных постах значительно проще, чем на поточных линиях. Так при обслуживании на универсальных постах на них возможно выполнение неодинакового объема работ. Например, при ТО автомобилей разных моделей, при совмещении с ТО сопутствующего ТР различного объема. С другой стороны, использование этого метода приводит к значительным потерям времени на установку автомобилей на посты и съезд с них, загрязнению воздуха отработанными газами при маневрировании автомобиля при въезде и съезде с поста, необходимости дублирования оборудования, использованию рабочих – универсалов более высокой квалификации, что увеличивает затраты на проведение ТО.
Прогрессивным методом организации ТО является выполнение его на поточных линиях. Поточная организация ТО обеспечивает: повышение производительности труда за счет специализации рабочих постов, мест и исполнителей; повышение степени использования технологического оборудования и оснастки вследствие проведения на каждом посту одних и тех же операций; повышение трудовой и производственной дисциплины вследствие непрерывности и ритмичности производства; снижения себестоимости и повышения качества обслуживания; улучшения условий труда исполнителей и сокращение производственной площади. По данным НИИТа, применение рациональной технологии производства ТО-1 и ТО-2 на поточных линиях позволяет повысить производительность труда, сократить затраты на ТО и ТР, снизить простой автомобиля в ТР и уменьшить потребность в ТР по обслуживаемым агрегатам и узлам. В результате все это способствует увеличению коэффициента технической готовности подвижного состава не менее, чем на 3-4%. Для организации производства поточным методом необходимо определенные условия. К ним относятся: - наличие соответствующих площадей и планировки помещений; - одномарочный состав обслуживаемой группы автомобилей; - достаточная сменная производственная программа; - соблюдение графика постановки автомобилей в ТО; - максимальная механизация работ; - своевременное обеспечение запасными частями и материалами; - выполнение ТР перед постановкой автомобилей в ТО-1 и ТО-2. Как правило, с регламентными работами ТО выполняются операции сопутствующего ТР, которые могут нарушать ритмичность работы поточных линий. Поэтому в целях обеспечения качества выполнения профилактических работ ТО, равномерной загрузки исполнителей и повышения производительности труда объем сопутствующих работ ТР, проводимых при ТО, ограничивается. Суммарная трудоемкость операций сопутствующего ТР не должна превышать 15-20% трудоемкости сопутствующего вида ТО при выполнении работ на поточных линиях и 30% - при выполнении работ на отдельных постах.
В принципе целесообразность применения того или иного метода организации ТО в основном определяется числом постов, т.е. зависит от суточной (сменной) программы и продолжительности воздействия. Поэтому в качестве основного критерия для выбора метода ТО может служить суточная (сменная) производственная программа соответствующего вида ТО. Минимальная суточная (сменная) программа, при которой целесообразен метод ТО, рекомендована Положением и составляет 12-15 для ТО-1 и 5-6 для ТО-2 технологически совместимых автомобилей. При меньшей программе ТО-1 и ТО-2 производится на отдельных специализированных и универсальных постах. Диагностирование подвижного состава на АТП может производиться отдельно или совмещаться с ТО и ТР. Форма организации диагностирования зависит от мощности АТП, типа подвижного состава, его разномарочности, используемых средств диагностирования, наличия производственных площадей и определяют размещение диагностического оборудования по видам ТО и диагностирования. На небольших АТП со списочным составом до 150 технологически совместимых автомобилей и при смешанном парке все виды диагностирования рекомендуется проводить на отдельном участке диагностирования, оснащенном комбинированном диагностическим стендом, или совместно с ТО и ТР переносными приборами. Для средних АТП с числом 150-200 и более автомобилей целесообразно посты Д-1 и Д-2 иметь различными. Крупногабаритного подвижного состава, при реконструкции АТП и ограниченных производственных площадях, а также при ограничении ТО-1 на поточных линиях Д-1 рекомендуется проводить совместно с ТО-1. Для крупных АТП с числом автомобилей более 400 и при наличии высокопроизводительных автоматизированных диагностических средств Д-1 и Д-2 проводятся на отдельных специализированных участках. При этом помимо постов Д-1 и Д-2 необходимо иметь посты и средства диагностирования в зоне ТР (стенды для контроля и регулировки тормозов и углов установки управляемых колес).
Уборочно-моечные работы подвижного состава могут производится как на отдельных постах, так и на поточных линиях. На небольших предприятиях эти работы проводятся на тупиковых или проездных постах. Если автомобилей на АТП более 50, выполнение моечных работ предусматривается механизированным способом. Поточные линии применяются, как правило, на средних и крупных АТП при одновременном использовании механизированных участков для мойки и сушки подвижного состава. Постовые работы ТР могут выполняться на универсальных и специализированных (параллельных) постах. Метод универсальных постов предусматривает выполнение работ на одном посту бригадой ремонтных рабочих различных специальностей или рабочими – универсалами высокой квалификации, а метод специализированных постов – на нескольких постах, предназначенных для выполнения определенного вида работ (по двигателю, трансмиссии и пр.). Специализация постов ТР производится на основе принципа технологической однородности работ, при достаточном числе постов регулировочных и разборочно-сборочных работ ТР (более пяти) и при загрузке поста не менее, чем на 80% сменного времени. Специализация постов ТР позволяет максимально механизировать трудоемкие работы, снизить потребность в однотипном оборудовании, улучшить условия труда, использовать менее квалифицированных рабочих. В результате повышаются качество работ и производительность труда. Режим работы зон ТО и ТР Этот режим характеризуется числом рабочих дней в году, числом смен и периодом их работы в сутки (см.табл.1.7), а также распределением производственной программы по времени ее выполнения. В свою очередь продолжительность работы зон (произведение числа смен на продолжительность смены) зависит от суточной производственной программы и времени, в течение которого может выполняться данный вид ТО и ТР. Режим работы зоны должен быть согласован с графиком выпуска и возврата автомобилей с линии (рис.2.1.).
Рис.2.1. Суточный график выпуска и возврата автомобилей на АТП;
Твып - выпуск автомобилей на линию; Твоз - возврат автомобилей с линии; Тн - Работа автомобиля на линии в наряде; Тоб - обеденный перерыв водителя; Тмс - межсменное время.
График дает наглядное представление о числе автомобилей, находящихся на линии и на АТП в любое время суток, что позволяет установить наиболее рациональный режим работы зон ТО автомобилей. если автомобили работают на линии 1; 1,5 или 2 рабочие смены, то ЕО и ТО-1 выполняют в оставшееся время суток (межсменное время). Межсменное время – это период между возвратом первого автомобиля и выпуском последнего. При равномерном выпуске автомобилей продолжительность межсменного времени Тмс = 24 – (Тн + Тоб – Твып) ТО-2 выполняют преимущественно в одну или две смены. Режим работы участков диагностирования зависит от режима работы зон ТО и ТР. Участок диагностирования Д-1 обычно работает одновременно с зоной ТО-1. Диагностирование Д-1 после ТО-2 проводят в дневное время. Участок поэлементного (углубленного) диагностирования Д-2 работает в одну или две смены. Суточный режим зоны ТР определяется видами и объемами работ ТР и составляет одну, две, а иногда и три рабочие смены (см.табл.1.), из которых в одну (обычно дневную) смену работают все производственно-вспомогательные участки и посты ТР. В остальные рабочие смены выполняются постовые работы по ТР автомобилей, выявленные при ТО, диагностировании или по заявке водителя.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|