Занятие 16. Грусть. Основное содержание. Вопросы для обсуждения. «Покажи профессию».Дети по очереди загадывают какую-нибудь профессию и изображают ее. Остальные отгадывают.
Занятие 16. Грусть
Разминка «Покажи профессию». Дети по очереди загадывают какую-нибудь профессию и изображают ее. Остальные отгадывают. «Скажи да и нет». Ведущий предлагает детям сказать «да» и «нет» из роли вороны, воробья, коровы, волка.
Основное содержание «Закончи предложение». Ведущий говорит о том, что человек не всегда радуется, иногда ему может быть и очень грустно. Далее дети заканчивают предложение: «Ребенку грустно, когда... » «Учительнице грустно, когда... » «Маме грустно, когда... » «Грустные ситуации». Дети вспоминают и рассказывают ситуации в школе, когда им было очень грустно. Ведущий старается помочь им осознать, как они действуют в грустной ситуации: плачут, обижаются, злятся или как-то еще. «Котенок загрустил». Дети по очереди играют роль котенка, который загрустил, а остальные разными способами стараются его утешить. Работа со сказкой. Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку. Сказка про котенка Ваську (К. Ступницкая) Жил-был котенок Васька, и был он большим хулиганом. Оставит мама-кошка вязанье на столе, Васька схватит клубок, весь его размотает, всю мебель в комнате опутает. Варит мама суп, Васька залезет в кастрюлю лапой, мясо выловит и утащит куда-нибудь, даже не съест, а так бросит. Или просто ходит, своих братьев-сестер задирает, а те обижаются, плачут. Попадало Ваське за его шалости, но он ничего поделать с собой не мог, все равно безобразничал. Да и что ему еще оставалось, скучно ему было. Папа почти все время проводил на охоте, мама по хозяйству возилась, а братья-сестры (их у него было целых шесть) Ваську не любили (так ему казалось). Вот он и хулиганил, чтобы как-то развлечься.
Однажды Васька сильно провинился. Бегал он по комнате за Мухой, да так заигрался, что не заметил, как смахнул с полки дедушкин портрет, тот упал, и стекло в рамочке разбилось. Очень рассердились на Ваську родители, без ужина оставили, выставили на крыльцо «думать над своим поведением». Сидит Васька один па крыльце, грустно ему, есть хочется. Обидно — не хотел он портрет разбивать. Решил Васька пойти побродить. Недалеко от их дома был скотный двор, зашел Васька туда. Там теплее было и светлее. Идет Васька по двору, видит, сидит курица, а вокруг нее цыплята. Она кудахчет ласково, перышки им клювом чистит, крылом укрывает. Ц тут совсем Ваське грустно стало: вспомнил он свою маму. Та уже давно Ваську не ласкала, все больше ругалась, а если не ругалась, то казалось, и вовсе не замечала. Сел Васька в углу и заплакал. В это время пришла из поля во двор корова Буренка. Увидела Ваську и спрашивает его: —Что ты, Васька, тут делаешь? Почему плачешь? —Выгнали меня — портрет дедушкин разбил. А плачу, потому что грустно. —Эх, Васька, что ж ты такой хулиган? —Да не хотел я его разбивать, случайно вышло, — ответил Васька. Усы его от слез совсем повисли. Жалко стало Буренке Ваську. —Хочешь молока? — предложила она. Напоив Ваську молоком, Буренка спросила: —Ну, расскажи мне, отчего тебе грустно. —Вон мама-курица как своих цыплят любит: перышки им чистит, под крылом греет. А моя мама совсем меня не любит, не натворю чего, так и вовсе не заметит. —Ну что ты, Васька? Конечно, она тебя любит! А не ласкает тебя потому, что некогда ей — дел-то вон сколько, вас у нее семеро. Ты бы, чем шалить, лучше бы помог ей, вот увидишь, Васька посмотрел на Буренку недоверчиво, но плакать перестал. — Ступай теперь домой, тебя уж, наверное, ищут. Пришел Васька домой, его действительно искали.
Тяжелый день был у Васьки, он быстро заснул. Проснувшись на следующее утро, он вспомнил слова Буренки. Решил помочь маме. Пришел на кухню, спросил, что сделать. Мама-кошка удивилась, но поручение Ваське дала — отправила за молоком к Буренке. Потом попросила шишки для самовара собрать. После обеда — посуду помыть. За ужином мама рассказала папе-коту, как Васька ей помогал, тот удивился и похвалил Ваську. Устал Васька за день, лег спать, и когда он почти уже заснул, подошла к его кроватке мама и сказала: - Спасибо, тебе, Васька, за то, что так помог мне сегодня! Помурлыкала немного и даже лизнула Ваську.
Вопросы для обсуждения — Каким был котенок Васька? — Почему ему стало грустно? — Что он стал делать, когда ему стало грустно? — Что он подумал о маме? — Что сказала ему Буренка? — Что он стал делать после разговора с Буренкой? — Почему мама похвалила его?
Занятие 17. Страх
Разминка «Дотроньтесь до... » Ведущий произносит фразу: «Дотроньтесь до (кончика носа, правой щеки и т. п. ) те, кто (сегодня умывался, ел вчера шоколад, боится мышей и т. п. )». Вопросы о страхах перемежаются вопросами на любые другие нейтральные темы. Дети отвечают молча, меняя способ ответа по команде ведущего.
Основное содержание «Мысленная картинка». Дети должны с закрытыми глаза-Ми нарисовать, а затем описать группе мысленную картинку, которая соответствует предлагаемым для прослушивания музыкальным отрывкам либо звукам природы (резкая, громка? музыка, звуки грозы). После этого детям объявляется (шепотом) новая тема: «Страх». «Покажи страшилку». Ведущий показывает детям изображения страшных сказочных персонажей: Бабы Яги, Змея Горыныча, скелетов, вампиров и т. п. Затем водящему предлагается внимательно рассмотреть одну из картинок, чтобы он мог изобразить выбранный персонаж как можно точнее. Остальные отгадывают, кого именно изображает водящий. Работа со сказкой. Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку. Девочка с мишкой (Е. Зубарева) В одном обычном городе, в обычной семье жила-была обычная девочка Света. У нее было много игрушек, но особенно Света любила маленького плюшевого мишку. Света заменяла ему маму: пела ему песенки, баюкала его. А Светина мама рассказывала ей на ночь сказки и потом выходила из комнаты, поцеловав дочку и пожелав ей спокойной ночи.
Как только погаснет свет, Света накрывалась с головой одеялом, зажмуривалась и старалась уснуть, прижимая к себе мишку. Под одеялом было душно и жарко, но выглянуть из под него Света боялась. Ей казалось, что вокруг нее пляшут страшные, зловещие тени: вот-вот поймают ее длинными ручищами и начнут мучить. Если не удавалось заснуть, то девочка начинала кричать и звать маму. Мама приходила, включала свет, прижимала Свету к себе, баюкала ее, и тогда девочка засыпала, уверенная в том, что мама рядом и всегда сможет защитить ее. Однажды родители собрались вечером в гости. Перед уходом мама рассказала дочке сказку. Девочка уснула, а мама спокойно погасила свет и ушла. Ночью Света проснулась и увидела, что вокруг нее темнота. Ее сердце забилось, слезы покатились из глаз; она позвала маму, но вспомнила, что ее нет дома. Стало еще страшнее! Света подумала, что можно включить свет, но для этого надо было встать и сделать несколько шагов... Нет, от самой этой мысли мурашки бегут по коже... Света заплакала еще сильнее, сжалась в комочек под одеялом. И вдруг услышала чьи-то всхлипы. Девочка притихла, вылезла из-под одеяла, оглядела темную комнату. Из глаз ее любимого плюшевого мишки капали слезы! — Ты тоже плачешь? Ты тоже боишься? Погоди... я помогу тебе... я не дам тебя в обиду. Я расскажу тебе сказку, а ты вытирай слезы, закрывай глазки и постарайся уснуть. Света уложила мишку, тихо спела ему колыбельную, рассказала одну из маминых сказок. В это время вернулись родители. Папа услышал звуки в темной комнате, открыл дверь и увидел Свету, которая сидела на кровати и что-то шептала. — Почему ты не спишь? Хочешь, я включу свет, если тебе страшно? — Нет, папочка, тише! Не разбуди мишку!.. Он так боялся, плакал, а я ему рассказала сказку. Теперь он спит и ничего не боится. Мне тоже давно пора спать. Спокойной ночи...
Темноландия (Р. Масленикова) Жил маленький мальчик. Он ужасно боялся темноты, никогда не выключал свет на ночь, старался не оставаться один в темной комнате. Однажды, заснув при ярком свете, он увидел удивительный сон — яркий, красочный, красивый. Проснувшись, он усомнился в том, что это был сон, — так четко отложились его образы в сознании... Он помнил, как закрывал глаза при свете, но сейчас, открыв их, он обнаружил полную темноту. «Это мама выключила свет», — догадался мальчик, итут заметил рядом с собой маленького человечка. Он был очень смешной: в большом колпаке, который сползал на глаза, в причудливых башмаках и с огромными ушами. — Привет, Дениска! — поздоровался человечек, дружелюбно улыбаясь. Здравствуйте, а вы кто? — удивился Дениска (мальчика и вправду так звали). — Я сказочный эльф Энни и пришел сюда, чтобы показать тебе прекрасную волшебную страну, которая называется Темноландия. — Нет, я не хочу ее смотреть, — отвечал мальчик, — я боюсь темноты. — Я знаю, и мне очень обидно, что ты боишься красоты, которой ты никогда не видел. Пойдем же! Мальчику не хотелось идти в Темноландию, но он не хотел показаться эльфу маленьким трусишкой. Он согласился пойти с ним. Через мгновение Дениска с эльфом оказались перед чудесным замком, освещенным полной луной и многочисленными звездочками, которые улыбались мальчику и вежливо здоровались с ним. — Это наш главный замок, а это — ворота в нашу страну. Нравится ли тебе здесь? — Еще бы! — отвечал мальчик. — Мне всегда казалось, что только при солнечном свете все может быть красивым. Но этот ночной замок просто прекрасен! Он будто осыпан серебристым инеем. Здорово! Они направились дальше. На пути им встретился чудесный водопад, струи которого мерцали в лунном свете. Кругом летали восхитительные птицы, некоторые из них плескались в струях водопада. — Посмотри на горы слева от тебя, — говорил эльф. — Их вершины покрыты снегом. Видишь, как сияет снег в лунных лучах? А теперь пойдем в лес. Но в лесу всегда темно и не видно луны, — вспомнил мальчик о своем страхе. — Но там еще лучше, чем здесь. Пойдем, ты не пожалеешь, - уговаривал Энни Дениску. Да, он был прав. В лесной траве сверкали светлячки, много смешных эльфов гуляли здесь, взявшись за руки. Они ходили по лесу и слушали пение ночных птиц, любовались светлячками, разговаривали с животными. — Вот какая наша Темноландия! Но, Дениска, тебе уже пора просыпаться — наступает утро. — Да, я пойду, — отвечал мальчик. — Мне очень у вас понравилось. Здесь очень красиво! До свидания!
— До свидания, — отвечали маленькие эльфы. — Вспоминай о нас почаще, особенно когда будешь ложиться спать. — Тебя проводить, Дениска? Тебе не страшно? — спросил вдруг эльф Энни. — Ведь в нашей стране нет фонарей. — Нет-нет, спасибо. Как может быть страшно там, где так красиво?! Я пойду один, — ответил Дениска. Попрощавшись со всеми эльфами, мальчик пошел домой по чудесному лесу со светлячками, осмотрел еще раз серебристые горы, полюбовался напоследок водопадом и прекрасным замком... И тут он открыл глаза и проснулся. ... На следующий вечер, ложась спать, он по привычке оставил свет в комнате включенным, но затем встал и погасил его: «Хочу опять попасть в прекрасную Темноландию! » Через некоторое время мама вошла в темную комнату Дениски и очень удивилась, увидев, как крепко он спит. А папа задумался и сказал: «Наш мальчик, возможно, повзрослел... »
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|