Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопросы для обсуждения. Комментарии для ведущего. Занятие 23. Обида. Основное содержание




Вопросы для обсуждения

— Каким был путник?

— Почему в первом бою с врагами путник порубил все де­ревья?

— Какие чувства не дали ему остановиться, когда он уже победил врагов?

— Почему он не хотел принимать участие в бою во второй раз?

— Какую главную победу над собой одержал путник?

— Покажите улыбку путника так, чтобы захотелось улыб­нуться в ответ.

— Как вы понимаете слова «я ухожу от своих печалей»?

— Что, кроме меча, нужно, по мнению путника, чтобы по­бедить врага? (Храбрость в душе. )

— Как вы понимаете слова «... и снова стал собой»? Разве путник превращался в кого-то другого?

— Что значит «ты забылся в своем гневе»?

— Объясните фразу «не надо забывать, что от тебя одного зависит, с какой силой и на что опустится твой меч».

— Почему последняя победа была самой радостной в жиз­ни путника?

— Подумайте, почему чем лучше путник учился сдерживать себя в нужный момент, тем чаще он улыбался?

 

Комментарии для ведущего

Гнев является наименее дозволенным чувством, в особен­ности для детей. Нередко детям бывает трудно выражать гнев, поэтому очень важно, чтобы они осознали, что имеют право чувствовать гнев. Необходимо также подчеркнуть не­однозначность этого чувства, обратить внимание детей на то, что оно может быть полезным. Однако при этом важно сде­лать акцент на том, что грань между «гневом во вред» и «гне­вом на пользу» очень тонкая, поэтому человеку необходимо контролировать проявления гнева. Последний вывод может быть сделан в ходе обсуждения сказки. Она довольно длин­ная и трудная для восприятия первоклассников, поэтому следует читать ее очень медленно, по возможности выра­зительно, и обсуждение проводить не после, а в процессе чте­ния сказки.

Занятие 23. Обида

Разминка

«Массаж чувствами». Дети становятся «цепочкой» (в за­тылок друг другу), положив подушечки пальцев на спину впе­реди стоящего ребенка. По сигналу ведущего они изображают подушечками пальцев различные чувства: радость, злость, страх, любовь и т. п.

«Пусть всегда будет... » Ведущий рассказывает детям о том, что один маленький мальчик придумал такие слова: «Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я! », и предлагает при­думать каждому свое самое заветное «пусть». Затем все дети хором кричат «Пусть всегда будет... », а один из детей добав­ляет свое желание, затем то же самое по очереди делают ос­тальные.

«Весеннее настроение». Дети по очереди придумывают и изображают руками фигуру, которая соответствует весеннему настроению. Затем говорят, в какой цвет они бы ее раскраси­ли, какой она будет на ощупь, как будет пахнуть.

Основное содержание

«Закончи предложение». Дети заканчивают предложения «Ребенок обижается, когда... » «Мама обижается когда... » «Учительница обижается, когда... »

«Какая у меня обида». Ведущий рассказывает детям о том, что обида у разных людей бывает различной. У одних она быстро забывается, тает, как снежинка на теплой руке. А у других она живет долго. И тогда она напоминает иголку в ботинке — постоянно колет человека и заставляет его грус­тить или злиться на обидчика. Дети получают по листу бума­ги, разделенному пополам. На этих листах ведущий заранее готовит контурное изображение ладони pi ботинка. Дети долж­ны нарисовать маленькую обиду, которая тает на ладони, и большую острую обиду, которая мешает жить, в ботинке. В процессе рисования ведущий спрашивает детей, на что похо­жа их собственная обида, помнят ли они ее долго или быстро прощают обидчика.

«Напрасная обида». Ведущий говорит, что нередко один человек обижается на другого совершенно зря, потому что обидели его не нарочно, а нечаянно. Он просит детей вспом­нить случаи, когда они обижались друг на друга. После каж­дого рассказа все хором кричат: «Ох, обиделся ты зря! Это все твои друзья! »

Работа со сказкой. Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку.

Обида (Е. Карабашева)

Сашенька, сынок! — Мама тихонько отворила дверь дет­ской и вошла в комнату.

На кровати, отвернувшись к стене, лежал маленький маль­чик. Услышав мамин голос, он не повернулся и ничего ей не сказал, хотя сердце у ребенка радостно забилось. Мама подо­шла к кровати и села у изголовья. Поглаживая сына по голо­ве, она продолжала спокойным, ласковым голосом:

— Милый мой, почему ты не стал пить чай со своими лю­бимыми пирожными? Я купила их специально для тебя. Ты не захотел пить чай со мной? Но бабушка говорила, что ты меня целый день ждал, все время спрашивал ее, когда я вер­нусь. А теперь, когда я здесь, ты ушел в свою комнату, лег на кровать, отвернулся к стене и молчишь. Знаю, ты на меня обиделся, и догадываюсь почему. Поверь мне, я тебя очень люблю и так же, как и ты, хочу, чтобы мы все время были вместе, но, к сожалению, это невозможно.

Мальчик не шелохнулся и продолжал молчать. Мама ти­хонько вздохнула и сказала:

— Саша, хочешь, я расскажу тебе одну очень интересную сказку?

Саша повернулся, угрюмо посмотрел на маму и спустя не­которое время кивнул. Мама нежно улыбнулась сыну и нача­ла: «В одном волшебном лесу жило много разных сказочных зверей. Среди прочих и медведица с медвежонком и престаре­лой бабушкой. У них была большая, но очень уютная берлога со всеми удобствами. Там было много красивых интересных вещей, на столе у медведей всегда была самая вкусная еда, а комната медвежонка была завалена разнообразными игрушка­ми. И вообще медведи жили хорошо, и не только потому, что у них все было, просто они друг друга любили, дружили меж­ду собой и всегда друг другу помогали. Лишь одно огорчало маму-медведицу, а еще больше — маленького медвежонка: медведица работала лесным доктором, а в волшебном лесу, несмотря на то что он волшебный, все время кто-нибудь нуж­дался в помощи врача.

Медведицы практически все время не было дома, а малень­кий медвежонок, хоть у него была любящая бабушка и много друзей, постоянно скучал по маме. Она тоже очень скучала по своему сыну, беспокоилась за него. Ей хотелось как можно больше времени проводить с ним, но она понимала, что не может бросить свою работу. Без ее помощи заболевшие звери не обойдутся».

Тут мама прервалась и посмотрела на сына. Мальчик раз­вернулся к ней лицом и слушал ее с большим интересом.

— А что было дальше? — тихо спросил Саша. — Продол­жай, пожалуйста!

И мама продолжила: «Только маленький медвежонок этого не понимал. Он проводил долгие часы в ожидании мамы, по­стоянно спрашивал про нее у у бабушки, а когда мама возвра­щалась, медвежонок уходил в свою комнату и не хотел даже разговаривать с медведицей. Мама очень переживала, когда ее сын так делал, пыталась ему объяснить важность своей рабо­ты, но у нее это не получалось. Через какое-то время медве­жонок успокаивался и вновь начинал разговаривать с медве­дицей, но потом все повторялось снова. Однажды произошла история, которая изменила эту ситуацию».

Мама мельком посмотрела на сына — тот очень вниматель­но ее слушал. Его лицо раскраснелось, а в глазах горел жи­вой интерес.

«Как-то раз вечером, когда медведица укладывала медве­жонка спать, укрывала сына теплым одеялом и рассказывала ему очень интересную сказку, в дверь их берлоги громко по­стучали. Медведица встревожено посмотрела в сторону две­ри и пошла ее открывать. Она боялась, что опять кому-то по­надобилась ее помощь, а ей так не хотелось сейчас оставлять своего медвежонка!

На пороге стоял запыхавшийся испуганный зайчонок. Он начал сбивчиво говорить. Из его рассказа медведица поняла, что произошел несчастный случай. Бельчонок прыгнул за шишкой с одного дерева на другое, но не долетел и упал на землю. Сейчас бельчонок не может подняться на лапы. Он ле­жит на лесной поляне между двумя соснами, плачет и жалу­ется, что у него сильно болит лапка.

Медведица схватила свой волшебный чемоданчик с лекар­ствами, велела медвежонку оставаться в постели и сказала, что постарается вернуться сразу же, как освободится. Бабуш­ка-медведица к тому времени уже спала, и мама-медведица не стала ее будить.

Она ушла, а медвежонку стало очень грустно и обидно, что мама оставила его и побежала помогать неизвестно кому. И тогда он решил нарушить мамин наказ. Медвежонок вылез из-под теплого одеяла, в которое его так нежно укутала мама, встал с постели, вышел из детской и тихонько, чтобы не раз­будить бабушку, выскользнул из берлоги.

Краем уха медвежонок слышал разговор мамы с зайчонком и знал, в какую сторону ему держать путь. Он огляделся по сторонам, никого не увидел и со всех лап помчался на по­ляну.

На поляне было полным-полно зверей. Медвежонок спря­тался за дерево и начал наблюдать за тем, что происходит. Он увидел, как его мама склонилась над заплаканным бельчон­ком, как она его успокаивает и одновременно осматривает, увидел, с какой надеждой смотрят на нее родители бельчон­ка, и внутри у него зародилось сомнение: может, он зря так обижался на маму?

— Перелом правой лапы, — серьезным голосом сказала мед­ведица.

Бельчиха-мама вскрикнула.

— Но ничего страшного, — тут же успокоила ее медведица, — сейчас наложу гипс, и вскоре его лапа будет, как новенькая.

Медведица тут же это проделала.

— Ну вот, теперь твоей лапе нужен полный покой, и тогда она скоро заживет! — сказала медведица бельчонку.

Родители бельчонка стали благодарить медведицу, а медве­жонок, гордый за свою маму, выскочил из своего укрытия и побежал к ней.

— Мама, мама! — кричал он ей, — Какая ты молодец!

Мама-медведица увидела своего сына. Выражение ее мор­дочки стало сначала испуганным, потом серьезным, и вдруг на нем появилась радостная улыбка. Ей расхотелось ругать медвежонка за то, что он не послушался ее. А медвежонок тем временем подбежал к ней.

— Теперь я понял, — сказал он, — какая важная у тебя ра­бота! Прости меня, что я так себя с тобой вел! Я больше так не буду!

Мама-медведица обняла медвежонка, поцеловала его и ска­зала:

— Я знаю, что мы мало бываем вместе, и постараюсь как можно больше времени проводить с тобой.

С тех пор мама-медведица и медвежонок никогда из-за это­го не ссорились. Мама старалась как можно больше времени проводить с сыном, а он спокойно отпускал маму по делам.

Однажды медвежонок сказал медведице: «Мама, когда я вы­расту, я, пожалуй, тоже стану лесным доктором! »»

—Ну, вот и все! Как тебе сказка? — спросила мама Сашу.

—Мальчик поднялся, обнял маму и спросил:

—Мам, а ты тоже кому-то помогаешь, как медведица?

—Да, — ответила мама.

—Значит, я зря на тебя обижаюсь? — спросил мальчик.

—Пожалуй, — ответила мама.

—Прости меня! Я больше так не буду! — пробормотал Саша.

—Знаешь, — сказала мама, поцеловав Сашу, — я могу тебе пообещать то, что медведица пообещала своему медвежонку. Я постараюсь как можно больше времени проводить с тобой!

—И мы пойдем с тобой в цирк, когда у тебя будет время? — спросил Саша.

—Обязательно! — ответила мама, — Мы пойдем туда в вос­кресенье!

— Ура! — радостно закричал Саша.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...