Поколение, которое не будет
ЖИТЬ ПРИ КОММУНИЗМЕ
Теперь перейдем к характеристике современных составляющих проблемы «личность и поколение». В новейшей истории России тема поколений наиболее остро проявилась, начиная с конца пятидесятых годов. Возрастная система была линейно-ступенчатой, построенной по описанным выше принципам сословного общества. Говорить о поколениях применительно к российской истории двадцатых- сороковых годов, на наш взгляд, не приходится, хотя это и принято делать, рассуждая о «старых большевиках», уничтоженных Сталиным, как об особом поколении, «поколении Гражданской войны», «поколении индустриализации и коллективизации», «поколении Великой Отечественной войны», — именно так строились учебники истории КПСС. Но дело в том, что это была абсолютно искусственная и абстрактная схема, удобная для систематизации определенной версии исторических событий. На самом деле, начиная с более-менее законченного оформления советской системы, в стране (СССР) не существовало никаких поколений, кроме одного - «советский народ» (Ю. Левада). Возрастные когорты, построенные «в затылок» друг другу, сменялись в ходе «социализации» путем последовательного движения по социальной лестнице. Отсюда, кстати, и возрастные периодизации (особенно социологические) строились по логике движения по социальной лестнице: детсад, школа, армия и т.д. (Т. Ярошенко, 1977). Этому же была подчинена и идеологически оформленная система «жизненного успеха», номенклатурного и карьерного роста: октябрята, пионеры, комсомольцы, молодые коммунисты, коммунисты, старые коммунисты. Более старшие когорты освобождали места более молодым, причем не столько вытеснялись ими, сколько делали это сами, занимая уже освободившееся место еще более старших, либо по причинам естественным (пенсия, смерть). Причем вся система была построена с выраженным геронтократическим уклоном. Выделить в этом континууме возрастного движения поколенческие разломы могли лишь люди с фантазией, ибо между старшими и младшими, дедами, отцами, сынами и внуками существовало известное единомыслие, обеспечивавшее то, что казалось «преемственностью поколений», а на самом деле было выражением отсутствия поколенческих образований как таковых.
В своеобразной форме этот факт зафиксировал в ходе кросс-культурного исследования в начале шестидесятых годов упоминавшийся выше американский психолог Урн Бронфенбреннер, который, сравнивая американских и советских подростков-одногодок, отметил отчетливое наличие у американских тинэйджеров своеобразной субкультуры, резкое отличие их ценностей, моды, языка и пр. от соответствующих феноменов у взрослых и почти полную «слитность» этих же характеристик у советских подростков и взрослых (У. Бронфенбреннер, 1976). Символом, а в каком-то смысле и реальным первоистоком изменений в возрастной системе советского общества стал знаменитый доклад Н. С. Хрущева на XX съезде КПСС, развенчавший культ личности Сталина и пробивший мощную брешь в «сплошном» сознании советского человека. Своеобразной реакцией на этот доклад стал феномен «шестидесятников» - метафоры маргинальной группы внутри возрастных когорт, прежде всего интеллигентов, окончивших в пятидесятые годы университеты, объединившихся в своем полупрозрении и эмоциональной оппозиции «советскому коммунизму», выплеснувших энергию отрицания, в значительной степени сублимированную в доступные формы литературного, публицистического и социального творчества. Это была первая попытка оформления поколения в советской истории. Однако «шестидесятники» так и остались маргиналами, не превратившись в поколение, может быть, потому, что их объединение в общность произошло в довольно зрелые годы (в пятидесятых «шестидесятникам» было от 20 до 30 лет), а не в детстве и отрочестве, когда возможно объединение в поколение всех представителей близких возрастных когорт, а не только их отдельных трупп.
Специфика современного этапа развития российского общества состоит в том, что мы живем в переходную эпоху от недифференцированного, линейно-ступенчатого типа возрастной системы к поколенческой структуре общества. Переходный характер времени обуславливает выраженность в реальной жизни признаков обеих систем. Разрушенная в каких-то своих базовых чертах система пошагового возрастного продвижения по социальной лестнице (чиновничество, военные) — эта своего рода soviet dream— во многом сохранялась и воспроизводится в современных структурах управления и властеосуществления, но уже потеряла жесткие возрастные рамки. С другой стороны, такие явственные примеры поколенческой структуры общества, как подростковая и молодежная субкультура, резкое расхождение во взглядах на коренные вопросы жизни у старших и младших, известный межвозрастный антагонизм - чаще всего
описываются и комментируются в апокалиптических тонах («распалась связь времен»). Вместе с тем речь идет просто о другом (складывающемся) способе осуществления возрастной динамики общества и обустройства этой общественной жизни вообще. Уходит в небытие доставшаяся нам от традиционного общества передача «эстафетной палочки» (основные жизненные и трудовые навыки, базовые ценности и образцы отношений и пр.) по возрастной лестнице — дед, отец, сын, внук. В современном технологическом, информационном обществе процесс простого воспроизводства базовых знаний явно сжимается перед острой необходимостью революционных, творческих, инициативных решений, которые становятся уделом молодых поколений. Известный факт акселерации истории создает ситуацию, когда внутри актуально живущей популяции наблюдаются сразу два и больше поколенческих разломов, связанных с парадигматическими изменениями в области производства, общественной и семейной жизни. Так, старшие поколения российского общества в массе рассматривают персональный компьютер как заморское чудо-юдо, недоступное ни пониманию, ни осмыслению; среднее поколение уже в массовых масштабах включает компьютеры и компьютерные технологии в свою ежедневную жизнь, а наиболее молодые, особенно из любителей фантастики и западных компьютерных журналов, с презрением смотрят на нынешнее «железо» (профессиональный жаргонизм компьютерных техников) — им грезятся умные машины следующего поколения.
Мало просто зафиксировать различие установок разных поколенческих структур в современном обществе. В свое время Маргарет Мид убедительно показала, как постфигуративный тип культуры, свойственный традиционным обществам, проповедующим передачу опыта от старших к младшим, в ходе прогресса цивилизации сменяется конфигуративной культурой обществ, ориентирующихся на равных по опыту и возрасту (при этом влияние родителей уравновешивается влияниями сверстников). И, наконец, в наше время начинает прогрессировать префигуративная культура, ориентированная главным образом на будущее (то, что предстоит сделать молодым, «важнее», чем прошедший опыт, который видится и недостаточным, и даже вредным) (М. Mead, 1970). Очевидно, что элементы префигуративной культуры все явственнее проступают в реалиях современного российского общества (молодежная субкультура и пр.). Вместе с тем моя задача вовсе не состоит в том, чтобы «успокоить» участников современных споров о социальной нестабильности нашего общества, межпоколенческих конфликтах
в нем и пр. Понимание причин явлений не избавляет от необходимости практически действовать. То, что описывали выше как современное состояние поколений в России, есть их явная асинхронность, т.е. потеря единых оснований для взаимодействия. Асинхронизм поколений представляет собой негативное, общественно опасное явление, поскольку реально мешает консолидации общества, вредит его эмоциональному климату, продуктивности ведущихся дискуссий.
Как было показано выше, указанная асинхрония есть не новообразование наших дней (следствие перестройки, например), а логическое завершение некоторой парадигмы общественного развития. Я уже писал о том, что в принципе жесткость возрастных разделений характерна прежде всего для так называемых традиционных обществ. Она — как и все другие основания традиционной детерминанты общественных отношений — становится проблемой в условиях перехода к «современному» состоянию дифференцированных и универсалистски-ориентированных обществ, особенно в условиях экстренного, форсированного перехода при, в общем-то, традиционалистском характере общества, несмотря на развиваемую в нем идеологию развития, скачка и т.п. Это и есть наш случай, включая нынешнюю фазу попыток придать обществу динамику. Ключевой проблемой для конкретного общества являются характер и структура властеосуществления. Воспроизводство властных отношений практически оказывается главной целью всех сфер общественного (материального и духовного) производства. Отношения господства — подчинения строятся так, что модельным является единообразный и всеобщий авторитет, подкрепленный единой идеологией и основанный на тотальном насилии. В этих условиях для самой власти ключевой проблемой становится самосохранение, гарантирование своего будущего за счет прошлого, а отсюда — блокировка любых претензий на самостоятельность, любых потенций динамики, любых иных начал дифференциации, кроме выслуги. Соответственно, претензии на авторитет градуируются исключительно в терминах возраста (стажа), чем обозначается порядок законной смены физического состава аппарата власти при сохранении ее характера и структуры во всех отраслях общественного самовоспроизводства. Отсюда — незначимость содержания в определении направлений общественного развития (групповой дифференциации и динамики) при постоянной и повышенной идеологической напряженности проблем сохранения династий и поколений во властных структурах.
Но резких возрастных разграничений мало. Единообразно для всех задается и содержание возрастных ролей (императивы действия), представленное нормами исполнения, а соответственно — системой контроля за их соблюдением и т. д. Столь же жестко и однозначно отделяются друг от друга нормативные ожидания, действия, санкции и все, что находится за их пределами (область запретного, «недолжного», окрашенного чувствами вины, страха и др.). Фактически все эти определения навязываются новым и новым поколениям через систему воспитания — семейного, школьного и др. Дефицит содержательных определений (в том числе возрастных) за узко обозначенными пределами окрашивает любое поисковое поведение в тона девиации, делинквентности и т. п., побуждая молодых к игре с семантикой ужасного, отвратительного, гибельного (дьявольщиной, смертью, свастикой и т. п.). Жестокость нормы становится источником конфликтов самоопределения и нарушения норм.
Однако все эти моменты относятся к нормативному идеологическому порядку, тогда как общество, которое они вроде бы задают и описывают, давно уже имеет теневую экономику, вторую культуру, двойное сознание и др. Реально существуют самые разные (и лишь отчасти — возрастные) группы контрастного самоопределения — эпатажного, прагматического, леворадикального и т.д. Поэтому исследование поколенческих ценностей и норм на нынешнем этапе неизбежно обнаруживает, во-первых, следы прежних, официальных и навязанных ролевых определений, во-вторых, явления их демонстративного отторжения (равнодушия, эскапизма) и, в-третьих, новые значения, применительно к которым уже нужно ставить вопросы об их источниках, средствах трансляции, функциональной нагрузке в системе поведения и др. Смыслоразличительными при этом являются ориентации применительно к государству (власти, авторитету), достижению (труду, богатству), ближайшему окружению (партикуляристским общностям — семье, народу), трансцендентному (религия), а также степень удовлетворенности и, напротив, тревожности. Одно из наших исследований (см.: В. Дубин, А. Гражданкин, А. Толстых, 1993) проводилось на материалах опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в декабре 1989 г. в РСФСР, УССР, Казахстане, Узбекистане, Литве, Грузии, Армении и Азербайджане. Опрошено 2944 человека, репрезентирующих городское и сельское население бывшего СССР.
На основании данных опроса были составлены описания пяти основных возрастных групп в плане их поколенческого самоопределения. Первая группа когорт. Сюда включены люди 1920-х годов рождения, пережившие в отрочестве события тридцатых годов, встретившие войну, как минимум, в юношеском возрасте. В целом эта возрастная группа тяготеет к консервативному типу сознания, точнее — официально-консервативному. Они чаще других считают, что государство дало нам все, готовы к жесткому руководству для пользы дела, отождествляют свой народ с военной мощью, природой, государственными символами (знамя, гимн), религией, родными могилами (посещая их не реже раза в месяц, гораздо чаще других). Соответственно, это сознание — весьма жесткое во многих отношениях: его носители чаще других готовы ограничиться твердым заработком, независимо от его величины, ориентированы против самой перспективы появления в стране миллионеров, отрицательно относятся к желающим уехать за рубеж; инициативные люди им, как правило, не нравятся и вызывают в них чувство опасности. Они чаще других осознают себя людьми верующими (среди них преобладают христиане, имевшие крещеных родителей и намеревающиеся крестить собственных детей). Уровень самокритичности и рефлексии не слишком высок: они аттестуют себя как никогда не кривящих душой либо же вынуждаемых к этому лишь страхом. Им не по душе одиночество (поскольку признают, что сами одиноки и с этим ничего не поделать) и безделье, тогда как главные источники их радости — животные и сад. Религиозность выражена достаточно четко: они страшатся Божьего гнева (а также старости; возврата репрессий, войны, преступников), рассчитывают высказать свою беду священнику (а, кроме того — детям и братьям, сестрам), благодарны родителям за жизненный пример и религиозную веру. Праздниками для них являются праздники церковные и семейные (дни рождения близких). Они пережили на собственном опыте (чаще, чем другие) смерть близких, войну, бедствия, голод 1932/33 г., бывали в вытрезвителе, в плену, бедствовали в тылу. В целом это сознание, склонное к внутренним запретам: для его носителей особенно недопустимо обсуждать возможность замены нашего государственного строя, отделения республик, положение в армии, вопросы секса. Люди этого типа весьма завистливы: незаслуженно много получают, по их мнению, евреи, ученые, писатели. Основные случаи несправедливости, которые они испытывали на себе, связаны с происхождением, национальностью, беспартийностью.
Вторая группа когорт. Это — люди преимущественно 1931 — 1940 годов рождения, встретившие войну детьми, а смерть Сталина — подростками и юношами, они, собственно, и должны были составить поколение шестидесятников. Это сознание можно назвать конфликтным. Его носители чувствуют себя обязанными помочь государству в его нынешнем тяжелом положении и считают, что твердая рука нашей стране нужна всегда, осознают себя чаще других советскими людьми и хозяевами на земле и в доме, но не любят командовать, тогда как радость для них — организовать людей на дело, заниматься домашним хозяйством, бродить по лесу, а также работать (но в принципе они хотят ту работу, где больше свободного времени). Двойственная установка в отношении руководителей сохраняется и при самооценке: начальство и страх заставляли их кривить душой больше всего. Они против миллионеров, поскольку те зарабатывают свои деньги нечестно, считают, что незаслуженно много получают москвичи (а также кооператоры и работники торговли). Родители часто говорили им о Боге, но среди них преобладают те, кто не собирается крестить своих детей. Областью запретов для них выступает, прежде всего, деятельность КГБ, они чаще других за усиления наказания и смертную казнь. Наперсников они выбирают себе среди коллег и врачей. Они одиноки, поскольку им трудно с людьми. Их страхи, прежде всего, связаны с болезнями и стихийными бедствиями. Чаще других они испытывали несправедливость в связи с собственным здоровьем и недостаточным уровнем образования. Как видим, «шестидесятники», как уже говорилось выше, не поколение, а идейно маргинальная группа внутри поколения и за его пределами: сверстники «шестидесятников» разделяют совсем иные ценности и авторитеты. Третья группа когорт. Это первое послевоенное поколение. Его сознание можно в целом назвать эскапистским или локальным. Оно достаточно реалистично и трезво: полагая чаще многих, что государство дало нам все и что жесткое руководство в нем иногда вполне уместно, его носители вместе с тем не против отъезда за границу других (хотя сами бы не поехали). Им приходилось кривить душой для пользы дела. Для того чтобы выговориться, им вполне достаточно жены, мужа. Это поколение осознает себя специалистами, работающими людьми, ценит в своем пароде умение трудиться, находит радость не только в книгах и одиночестве, но и в занятии политикой, с гордостью осознавая себя как участниками войны в Афганистане, так и членами общественного движения, народного фронта. В целом это сознание не слишком напуганное (его страхи связаны с болезнью), умеренно агрессивное (его носители — за
сохранение смертной казни, но за ограничение ее нынешними рамками применения), умеренно запретительское (в основном эти запреты на обсуждение связаны с именем Ленина). Предметом осуждения и зависти для него являются кооператоры (это сознание — не рисковое!) и работники торговли, тогда как основные несправедливости связаны с собственной бедностью и неважным здоровьем. Дети, по мнению этого поколения, должны быть честными, помнить о воздаянии за грехи и уважать родителей; могилы близких респонденты этого возраста посещают регулярно раз в год. Четвертая группа когорт. Молодые, рожденные в пятидесятых—шестидесятых, в большинстве своем ориентированы на «твердый заработок», хотя треть из них предпочла бы «хорошо зарабатывать». «Свое дело» готов открыть только каждый десятый из ответивших. Высокой предпринимательской активностью это никак не назовешь! Среди групп населения, которым завидуют молодые, считая, что те имеют незаслуженно много, — прежде всего партийное и советское руководство, а уж дальше кооператоры и работники торговли. Больше всего им не по душе делать то, чего они не понимают, подчиняться другим, ничего не делать. За праздничные дни почитаются собственные дни рождения и дни рождения близких, а также Новый год, но не профессиональные и советские праздники. Они согласны признать миллион в чужом кармане, если «он заработан честно». Молодые одобрительно относятся к тем, кто уезжает на временную работу за рубеж, в любом случае «ничего не имеют против», хотя «сами бы не поехали». Система явно открытая! Это подтверждается и тем, что половина опрошенных считает, что право человека — выезжать, куда он хочет и когда он хочет, и это право не должно ограничиваться государством. Отношение к людям, которых называют инициативными, весьма положительное, их считают достойными уважения. Главную задачу, стоящую перед страной, видят весьма прагматично — в повышении материального благополучия людей. В социализм верят средне. Опору ищут в индивидуальном труде. Весьма предрасположены к благотворительности. Не слишком (сравнительно с другими возрастами и социологическими группами) агрессивны к таким группам, как рокеры, хиппи, алкоголики, сектанты, неполноценные, гомосексуалисты, наркоманы, больные СПИДом и т. д. Считают, что человек несет ответственность за работу своего предприятия. Имеют религиозных родителей и хотели бы приобщить к вере своих детей. В половине случаев считают себя верующими людьми. Одновременно с этим к науке относятся весьма уважительно.
Больше всего боятся войны, болезней и стихийных бедствий. Утешение и понимание ищут прежде всего у родителей. Пятая группа когорт. В рамках этой возрастной группы объединены фактически две подгруппы: молодых (от 20 до 24 лет) и подростков (до 20 лет). Хотя правильно было бы исключить 20 — 24-летних вовсе, поскольку здесь обнаруживается стадия ролевого перехода, резко деформирующая ориентации так, что образуется разрыв, пробел между «самыми молодыми и «молодыми взрослыми». Это сознание напоминает расхожий образ «разочарованного» и прагматичного поколения: среди качеств, которые стоило бы воспитывать в детях, респонденты этого возраста чаще других подчеркивают умение не упускать своего, ударить первым, быть хитрей других, занять видное положение (но и принятый публичный вариант — быть самим собой, говорить что думаешь). Радости этого поколения — телевизор, вкусная еда, музыка, переживания за свою команду, сексуальные удовольствия (но и публично-одобряемое стремление узнавать новое). Это сознание противопоставляет себя государству, хотя связано с ним: самые молодые считают, что ничем ему не обязаны, более старшие — что могут требовать от него большего. Коллектив, семья, общество (публика) — для этого поколения источник опасности и недовольства: они принуждают к криводушию, угрожают унижением. Но не нравятся и инициативные люди — видимо, и как соперники, и как «правильные» мальчики. С одной стороны, молодежь хотела бы иметь больше свободного времени, с другой — завести собственное дело, не прочь уехать за рубеж (особенно самые молодые), сочувственно относится к миллионерам, но в принципе требует от них честного заработка. Сильная рука иногда бывает, по мнению молодежи, нужна, но смертная казнь должна быть отменена. Чаще других молодые осознают себя просто людьми, представителями своего поколения, членами своего кружка, жителями города, детьми своих родителей. Могилы близких посещают очень редко либо вообще никогда. Нерелигиозны (кроме мусульманской части населения), дети нерелигиозных родителей, не собираются крестить детей. Основные несправедливости связаны с возрастом и характером, главные праздники — лично-интимные: день рождения и Новый год. Боятся смерти, публичных оскорблений, национальных конфликтов, гибели человечества. Не выносят одиночества, не интересуются доходами других. Считаются с большинством запретов — на обсуждение политического руководства, партии (и программ некоммунистических партий), личных черт и обстоятельств жизни государственных деятелей, особенностей тех или иных национальных характеров. Рассчитыва-
ют на понимание родителей, друзей, случайных людей, обсуждают с родителями сложные и запретные темы, имеют большой опыт уличных драк. Отметим еще некоторые обстоятельства, связанные с поколенческими самоопределениями опрошенных. Во всех явственно прощупывается жесткая нормативная основа, ее мы, собственно, и обнаруживаем в качестве преобладающей части. В этом смысле группы возрастных когорт в достаточной мере нормативно отчленены друг от друга и смена их определений (жизненный путь) более или менее жестко задана, хотя и не слишком в широких пределах. Наиболее противопоставлены друг другу самые молодые и самые старые: дети и деды, тогда как в традиционных и даже традиционалистских обществах традиция передается «через поколение» (или боковые ветви — «дядей»). Может быть, между ними, собственно, и заключен совокупный коллективный опыт страны, здесь же он и исчерпан: у самых младших проступают другие ценностные ориентиры (более подробно об этом см. в моей книге «Взрослые и дети: парадоксы общения», 1988). Общий образ возрастной группы заслоняет ее активная часть, источник динамики: они в этом смысле составляют другую, «вторую» традицию со своими источниками смыслов, каналами их передачи и т. д. Задачей дальнейших исследований становится выявление этих двух измерений общества и социального процесса — воспроизводства нормы (в том числе возрастной) и внесения динамики (как внутри возрастных классов, так и между ними). Понятию «возраста» в контексте нашей работы придается несколько значений. Человеческое сообщество за свою многовековую историю выработало достаточно устойчивый механизм социализации, предполагающий прохождение каждым его членом несколько ступеней социальной адаптации. Наложенные на процессы биологического созревания и старения, эти этапы составляют шкалу «социальных возрастов», за каждым из которых закреплен особый набор социальных ценностей и ролей, субъективируемых: одни — в качестве мнений, оценок, отношений, другие — в качестве практических действий. Порою эти ценностно-поведенческие наборы рассматривается как непосредственно обусловленные особенностями созревания индивида. И в большинстве случаев (особенно — в стабильных сообществах) такие представления о возрасте не вступают в противоречие с социальной реальностью. Общественные процессы не способны существенно изменить характера возрастного распределения социальных ролей.
Однако в силу тех или иных социальных обстоятельств могут меняться границы возрастных этапов, а каждый исторический этап расставляет в сознании свои символы и акценты в многообразии сосуществующих жизненных стилей и ценностей. И молодежь, включаясь в активную социальную жизнь, прочно усваивает и всю последующую жизнь несет в себе специфические черты, заданные условиями исторического момента своего социального становления. Таким образом, понятие «возраста» для нас объединяет в себе ряд физиологических, психологических, социальных и исторических характеристик. То, что воспринимается как биологически присущее «паспортному возрасту», во многом оказывается обусловленным социальными обстоятельствами. Особенно явно это проявляется в эпохи исторических «разломов» и социальных потрясений. Предпринимаемый нами «поколенческий» срез сознания современного человека демонстрирует исторические процессы, формирующие отношение к окружающему. Поколения различаются только незначительными колебаниями вокруг этого стандарта. Однако, сравнивая ответы на отдельные вопросы, можно заметить, что отклонения каждого поколения от стандарта носят подобный, повторяющийся характер. Отталкиваясь от вышесказанного, можно увидеть следующую логику формирования и самоопределения поколений. Поколение формируется в детском возрасте как ответ на обращения старших поколений в их разнообразной форме (система воспитательных усилий, ценности и традиции, образ жизни и мода etc.). Именно в детские годы близкие возрастные когорты, объединенные сначала в детсадовские группы, затем — в школьные классы, как бы «облучаются» единым потоком, получая столь же единый импульс обратного (или встречного) обращения к старшим поколениям. Оно часто носит характер нигилизма, отторжения, неприятия ценностей и образа жизни старших, обращение младших к старшим является более стихийным, рефлекторным, нежели сознательным актом. Более того, в стабильные периоды развития общества характер взаимоотношений младших и старших может носить вполне идиллический характер «передачи/приема жизненного опыта». Реальное самоопределение поколения происходит с его вхождением в фазу активной социальной жизни («тридцатилетние»), когда смежные возрастные когорты, объединенные в детстве и юности общим восприятием обращения старших возрастных когорт, сознательно декларируют себя как самостоятельная сила.
После пика активности поколение, как правило, переходит в форму «ино-бытия»: теряет жестко очерченные возрастные границы и сохраняется в основном как общность ценностей, норм и установок, ставших традициями («пятидесятилетние»). В моей логике и терминологии поколенческпе структуры нуждаются в синхронизации, как в некоторой культурной форме обеспечения продуктивности диалога и взаимодействия людей разных поколений. Синхронизировать поколения может некий внешний фактор (военная угроза или война, экологическая катастрофа и т.д.), однако это будет скорее квазисинхронизация, ибо межпоколенческие споры будут не столько разрешены, сколько отложены перед лицом «общего врага или угрозы». Реальная синхронизация нуждается в механизме трансцендирования поколенческих структур за рамки своих базовых форм личности, такого самоопределения, которое было бы одновременно и адекватным обращением к оппонирующей возрастной структуре. Один из выдающихся умов XX века испанец X. Ортега-и-Гасет отмечал, что поколение — не горстка выдающихся личностей и не масса одногодок-ровесников, а своего рода динамический комплекс между индивидом и массой, качественно новая сила, без которой нет субъекта исторической деятельности. Он сравнивает поколение с караваном, в котором идет пленный, но одновременно втайне свободный и удовлетворенный человек, «верный поэтам своего возраста, политическим идеям своего времени, типу женщин, торжествовавших в дни его юности, и даже походке, к которой он привык в свои двадцать пять лет (J. Ortega y Gasset, 1947). Этот изящный образ как нельзя лучше резонирует с содержанием моей работы, которая направлена, с одной стороны, против чисто физикалисткого, позитивистко-натуралистического понимания феноменов личности и поколения, а с другой — в равной степени и против романтически гуманитарной их трактовки. На мой взгляд, именно эти ориентации не дают операционализировать и понятие личности, и понятие поколения в психологии (как, впрочем, и в социологии). Сделать еще один шаг в этом направлении помогают социологические данные, в основном это данные массовых опросов общественного мнения, в которых я участвовал, будучи сотрудником Всероссийского центра изучения общественного мнения, в 1988-1992 гг., и материалы исследований, которыми руководил как директор Федерального института социологии образования в 1992— 1994 гг. Социологическая фактура нужна мне, чтобы дать не-
которое описание реальной дифференциации поколений советского/российского общества по таким признакам, как мировоззренческие установки, ценностные ориентации, оценка социального положения и др. При этом исключены из текста все процентные соотношения различных позиций (оставлены лишь их ранговые корреляции), поскольку я рассматриваю данные не как количественный, а как сугубо качественный показатель.
ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПОКОЛЕНИЙ
Известный социолог А. И. Гражданкин1, говоря о поколениях, занимающих сегодня социальную сцену, рекомендует не забывать, что моменты «социальной инициации» (18 — 25 лет) шестидесяти- и семидесятилетних пришлись на «сталинские» тридцатые — сороковые годы, пятидесятилетних — на пятидесятые, ставшие во многом переломными в жизни нашей страны, сорокалетних — на «хрущевскую оттепель», тридцатилетних и тех, кому сейчас 25 — 29 («старших двадцатилетних»), — на «период застоя», в то время как «младшие двадцатилетние» (20 — 24 года) включились в активную социальную жизнь уже в годы перестройки; а те, кому еще нет 20 (будем их называть на западный манер тинэйджерами), еще пребывают в «до-социальном» состоянии. Другими словами, следует помнить, что в суждениях, мнениях, оценках, самом поведении этих поколений проявляет и продолжает себя общество прежних лет, уходящих во все более далекое прошлое. Соотношение различных ориентации, ценностей, стандартов поведения колеблется вокруг сформированного на данный момент в обществе динамического равновесия. «Держателем» социальной нормы (т. е. поколением, чьи ориентации в наименьшей степени отличаются от средних) в большинстве случаев выступают «тридцатилетние» или, в отдельных случаях, «сорокалетние». Возрастные группы младше 30 лет выступают в социальном плане как более динамичные, старше 50 лет — как более консервативные. «Тридцатилетние» — и вместе с ними общество в целом — в социальном отношении несколько более подвижны, чем стабильны; «сорокалетние» же занимают в этом отношении промежуточную позицию. В исследовании ВЦИОМ ______________ 1 В этом параграфе использованы тексты А. И. Гражданкина из нашей совместной публикации: А. Гражданкин, В. Дубин, А.Толстых. Пять поколений советского общества: взгляд из 1989 года // Социология образования. Т. 1, вып. 1. М.: 1993. С. 34-35.
под условным названием «советский человек» на гипотетической «социальной лестнице» самооценки собственного общественного положения из 11 ступеней большинство во всех без исключения возрастных группах выбрало ступени немного ниже середины. Однако чаще, чем другие, эти ступени выбирали те, кого мы определили как «держателей» социальной нормы — поколение 30-летних. Представители других возрастов сравнительно чаще выбирали как более низкие, так и более высокие ступени. При этом, начиная примерно с 50 лет, отчетливо прослеживается тенденция к статусному расслоению: с возрастом доля опрошенных, выбирающих средние ступени, уменьшается, распадаясь на «низкостатусных» и «высокостатусных», то есть на подавляющее большинство пенсионеров, попадающих в самые нижние слои общественной структуры, и руководителей и специалистов, продолжающих свое продвижение по социальной лестнице. Большинство опрошенных свыклось со своим положением и не стремится к его изменению. Начиная с поколения 30-летних эта жизненная установка все более укрепляется с возрастом, вытесняя характерное для более молодого возраста желание «много работать и хорошо получать, пусть даже без особых гарантий на будущее». Особую приверженность такому пайково-статусному обществу выражают те, кому уже за 60 — практически никто из них не желает ни «много работать», ни «иметь собственное дело, вести его на свой страх и риск». Для молодежи до 25 лет характерны не только отсутствие особых притязаний на место в обществе, но и стремление вообще уклониться от социальных взаимодействий — наряду с желанием «хорошо получать» для них характерно стремление «иметь пусть небольшой заработок, но больше свободного времени», «более легкую работу». И только в узкой прослойке 25 — 29 лет обнаруживается готовность к принятию на себя активной социальной роли: желание много работать, вести собственное «дело». На успех (в жизни) чаще оказываются ориентированными те, кому еще нет 50, и в первую очередь — двадцатилетние. Стремление избежать неудачи усиливается с возрастом, достигая максимума после 60 лет. Эта жизненная установка непосредственным образом проявляется в отношении к тем, кто борется за свое социальное продвижение, и достиг определенного уровня. Те, кто сам активен (25 — 29 лет), чаще, чем другие, считают, что инициативные люди достойны уважения. Напротив, среди эскапистски настроенной молодежи в возрасте до 20 лет инициативные люди считаются скорее выскочками, а среди тех, кому за 60, распространено мнение, что подобные
люди «опасны, мешают работе и угрожают порядку». Если до 40 лет отношение к тем, кто собирается уехать на заработки в капиталистическую страну скорее положительное (сами хотели бы поехать), то 40-летние хотя не имеют ничего против, но сами уже не поехали бы, а те, кому за 60, чаще относятся к уезжающим на заработки с неодобрением («раз ему там лучше, пусть уезжает насовсем»). Отношение к тому, чтобы в стране появились легальные миллионеры, варьирует от «ничего не имею против» (чаще всего в возрасте 20 — 24 лет) и «не против, если эти деньги заработаны честно» (до 30 лет) до «честно такие деньги не заработаешь» (сорокалетние) и «я против, даже если эти деньги заработаны честно» (старше 60 лет). Интересен в этом отношении список символических фигур тех, кто, по мнению опрошенных, «получает незаслуженно много». У тех, кому еще нет 20, — это люди, работавшие за границей; у тех, кому 20 — 24, — это «генералы», у тех, кому 25 — 29, — «партийный, советский аппарат», у тридцатилетних — работники торговли и сферы обс<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|